Екатеринбург |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А60-11138/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Поротниковой Е. А., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Энергосбыт Плюс" (далее - общество "Энергосбыт Плюс", агент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2020 по делу N А60-11138/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общество "Энергосбыт Плюс" - Михина Ж.А. (доверенность от 31.01.2020);
Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, административный орган) - Спасова Ю.В. (доверенность от 28.12.2020).
Общество "Энергосбыт Плюс" обратилось в суд с заявление о признании недействительным предписания комиссии от 25.02.2020 N 4 об устранении выявленных нарушений установленного порядка ценообразования, а также о признании незаконным постановления от 25.02.2020 N 4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Екатеринбургская теплосетевая компания" (далее - общество "Екатеринбургская теплосетевая компания", принципал)
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2020 (судья Ремезова Н.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 (судьи Савельева Н.М., Васильева Е.В., Голубцов В.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Энергосбыт Плюс" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого предписания недействительным и постановления об административном правонарушении незаконным.
Заявитель кассационной жалобы настаивает на отсутствии в своих действиях состава вменяемого ему правонарушения, отмечая, общество "Екатеринбургская теплосетевая компания" владеет на законном основании тепловыми сетями в зоне источников АО "УЗГА" и ПАО "ЗКИ" и вправе заключать договоры теплоснабжения с потребителями и осуществлять с ними расчеты по регулируемым ценам (тарифам); запрет для общества Екатеринбургская теплосетевая компания", как теплоснабжающей организации, осуществлять деятельность по поставке тепловой энергии, теплоносителя в зоне, где иной организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации, законом не установлен.
Кроме того, по мнению общества "Энергосбыт Плюс, РЭК Свердловской области не соблюдена процедура выдачи оспариваемого предписания.
В отзыве на кассационную жалобу комиссия указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, РЭК Свердловской области на основании распоряжения от 15.11.2019 N 143 в отношении общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" проведена плановая документарная проверка соблюдения обязательных требований в области регулируемых государством цен (тарифов) (обоснованность величины и правильность применения регулируемых цен (тарифов)).
В результате проверки установлен факт несоблюдения установленного порядка ценообразования, а именно: в нарушение требований статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) обществом "Энергосбыт Плюс" (агентом) в период с 31.01.2019 по 01.11.2019 неправомерно применялись тарифы на тепловую энергию в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации (ПАО "ЗКИ") при расчетах с потребителями в отсутствие у общества "Екатеринбургская теплосетевая компания" (принципала) единой теплоснабжающей организации и собственных источников тепловой энергии.
По результатам проверки был составлен акт N 143 от 27.12.2019, и обществу "Энергосбыт Плюс" выдано предписание об устранении выявленных нарушений установленного порядка ценообразования N 4 от 25.02.2020.
Кроме того 28.01.2020 административным органом в отношении общества "ЭнергосбыТ Плюс" составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ, где действия принципала были квалифицированы как "иное нарушение установленного порядка ценообразования".
Впоследствии РЭК Свердловской области 25.02.2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 24, которым общество "Энергосбыт Плюс" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. на основании части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Не согласившись с указанными постановлением и предписанием, общество "Энергосбыт Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии в действиях общества "Энергосбыт Плюс" состава вменяемого правонарушения.
Оснований для постановки иного вывода у суда кассационной инстанции не имеется в силу следующего.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственности за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с Законом о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
При этом данной нормой перечень субъектов, которые вправе выступать в роли теплоснабжающей организации и осуществлять расчеты с конечными потребителями тепловой энергии по регулируемым ценам (тарифам), установленным уполномоченным государственным органом.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о теплоснабжении в системе теплоснабжения определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения; лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями; лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения.
Согласно пункту 3 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 808), в отношении городских поселений, городских округов с численностью населения, составляющей 500 тыс. человек и более, статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации при утверждении схемы теплоснабжения уполномоченным органом.
Судами установлено, что общество "Екатеринбургская теплосетевая компания" в реестре единых теплоснабжающих организаций, содержащемся в Схеме теплоснабжения муниципального образования "город Екатеринбург" до 2030 года, утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26.10.2018 N 933 "Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования "город Екатеринбург" до 2030 года", не состоит.
В соответствии с указанной схемой теплоснабжения в зоне деятельности (код 54) котельной ОАО "УЗГА" по ул. Белинского, 262-м единой теплоснабжающей организацией является ОАО "УЗГА"; в зоне деятельности (код 60) котельной ПАО "ЗКИ" по ул. Окружная, 1 единой теплоснабжающей организацией является ПАО "ЗКИ".
В соответствии с пунктом 31 Правил N 808 в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации иная теплоснабжающая организация может заключать договор и осуществлять поставку тепловой энергии конечным потребителям; допускается заключение потребителем договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии в следующих случаях: подключение теплопотребляющих установок потребителя к коллекторам источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источников тепловой энергии, с которым заключается договор теплоснабжения; поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен потребитель, только с источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источника тепловой энергии; поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен потребитель, с источников тепловой энергии, принадлежащих иным владельцам источников тепловой энергии, при обеспечении раздельного учета исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, теплоносителя потребителям с источников тепловой энергии, принадлежащих разным лицам.
Между тем общество "Екатеринбургская теплосетевая компания" в зонах деятельности с кодами 54, 60 не владело в проверяемый период на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, следовательно, учитывая положения части 2 статьи 15 Закона о теплоснабжении и пункта 31 Правил N 808 было не вправе выступать в качестве теплоснабжающей организации в ситуации, когда данное общество не наделено статусом единой теплоснабжающей организации, и у него отсутствуют источники тепловой энергии.
Согласно агентскому договору от 13.01.2017 N 3300-FA057/02-025/0001-2017, заключенному между обществом "Екатеринбургская теплосетевая компания" (принципал) и обществом "Энергосбыт Плюс" (агент), агент обязуется за вознаграждение и по поручению принципала совершать от имени и за счет принципала юридические и иные значимые действия (оказывать услуги, выполнять работы), связанные с осуществлением принципалом деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, в соответствии с перечнем действий, предусмотренных приложением N 1 к указанному договору.
Согласно перечню услуг агента к таковым отнесены: организация договорной и претензионной работы в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения, включая: заключение, изменение, дополнение, расторжение с покупателями договоров поставки; сопровождение договоров поставки, заключенных с покупателями, в том числе: формирование, подписание и предоставление покупателям документов, связанных с исполнением договоров поставки, актов выполненных работ (услуг), квитанций физическим лицам, актов принятой-поданной энергии, расчетных ведомостей, счетов-фактур, иных документов, необходимых для исполнения условий договоров или выступающих основанием для расчетов по договорам, а также их хранение; сопровождение заключенных с контрагентами договоров на передачу, в том числе: проверка, формирование, подписание и предоставление контрагентам документов, по исполнению договоров на передачу, актов выполненных работ (услуг), счетов-фактур, иных документов, необходимых для исполнения условий договоров на передачу или выступающих основанием для расчетов по договору; сопровождение заключенных с контрагентами договоров, в том числе: проверка, формирование, подписание и предоставление контрагентам документов, по исполнению договоров, актов, счетов-фактур, иных документов, необходимых для исполнения условий договоров или выступающих основанием для расчетов по договору; начисление покупателям на основании данных коммерческого учета и/или расчетных договорных нагрузок, и/или норматива, с учетом потерь в сетях покупателей, в установленные законом и условиями договоров поставки сроки сумм оплаты за потребленные энергоресурсы; формирование, печать, доставка покупателям и контрагентам платежных, первичных бухгалтерских документов за поставленные энергоресурсы.
Пунктом 5.11 Агентского договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.08.2017 N 2/3300-FA057/02-025/0001-2017/003) предусмотрено, что за допущенные по вине агента нарушения, влекущие за собой применение мер административного воздействия, агент несет административную ответственность самостоятельно.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что общество "Энергосбыт Плюс" на основании указанного договора приняло на себя обязанности, в том числе, по начислению покупателям сумм оплаты за потребленные энергоресурсы, судами был сделан обоснованный вывод о неправомерном применении агентом тарифов на тепловую энергию в зонах деятельности единых теплоснабжающих организаций (АО "УЗГА" и ПАО "ЗКИ") при расчетах с потребителями, что образует состав административного правонарушения как "иное нарушение установленного порядка ценообразования"; общество "Энергосбыт Плюс" при начислении платы за тепловую энергию по поручению агента в период с 31.01.2019 по 01.11.2019 неправомерно применяло тарифы на тепловую энергию при расчетах с потребителями в зонах деятельности единых теплоснабжающих организаций: АО "УЗГА" (начисления за период с 01.01.2019 по 09.09.2019) и ПАО "ЗКИ" (начисления за период с 01.01.2019 по 31.10.2019) в отсутствие у общества ""Екатеринбургская теплосетевая компания" статуса единой теплоснабжающей организации и собственных источников тепловой энергии.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении; существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено; оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности; обстоятельств, указывающих на малозначительность правонарушения судами не выявлено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, отсутствуют.
При рассмотрении требований общества "Энергосбыт Плюс" о признании недействительным оспариваемого предписания РЭК Свердловской области суды пришли к выводу о правомерности указанного ненормативного правового акта с учетом того, что в действиях общества выявлены признаки "иного нарушения порядка ценообразования", которые подлежат устранению.
Между тем судами не учтено следующее.
Порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения проверочных мероприятий установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав при осуществлении контроля).
По смыслу положений указанного закона предписания об устранении выявленных нарушений могут выдаваться контрольно-надзорными органами только по результатам проведения проверок, регламентированных данным законом.
Исключения из данного правила установлены, в частности, пунктом 3 части 3 статьи 1 Закона о защите прав при осуществлении контроля, согласно которому положения указанного закона не применяются при проведении административного расследования.
Как следует из материалов дела, вышеуказанная проверка проводилось в плановом порядке РЭК Свердловской области в соответствии с Законом о защите прав при осуществлении контроля в отношении общества "Екатеринбургская теплосетевая компания".
Общество "Энергосбыт Плюс" соответствующей проверке в порядке, установленном Законом о защите прав при осуществлении контроля, подвергнуто не было. РЭК Свердловской области также не было проведено проверки общества "Энергосбыт Плюс" путем назначения административного расследования в рамках производства по вышеуказанному делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным суды пришли к ошибочным выводам о том, что общество "Энергосбыт Плюс" могло быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений вне процедуры проведения проверки по правилам Закона о защите прав при осуществлении контроля.
В соответствии с пунктами 2, 4 и 6 части 2 статьи 20 Закона о защите прав при осуществлении контроля подобные нарушения со стороны административного органа являются грубыми (определение Верховного суда от 10.03.2015 N 309-КГ14-7461).
Таким образом, ввиду существенных нарушений процедуры выдачи оспариваемого предписания оно подлежит признанию недействительным на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2020 по делу N А60-11138/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по тому же делу отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25.02.2020 N 4 об устранении выявленных нарушений установленного порядка ценообразования.
В указанной части заявленные требования акционерного общества "Энергосбыт Плюс" удовлетворить, признать недействительным предписание Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 25.02.2020 N 4 об устранении выявленных нарушений установленного порядка ценообразования.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Региональной энергетической комиссии Свердловской области в пользу акционерного общества "Энергосбыт Плюс" 6 000 (шесть тысяч) рублей в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления, апелляционной и кассационной жалоб.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении; существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами не установлено; оспариваемое постановление принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности; обстоятельств, указывающих на малозначительность правонарушения судами не выявлено.
...
Порядок выдачи предписания об устранении выявленных нарушений требований действующего законодательства по результатам проведения проверочных мероприятий установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав при осуществлении контроля).
По смыслу положений указанного закона предписания об устранении выявленных нарушений могут выдаваться контрольно-надзорными органами только по результатам проведения проверок, регламентированных данным законом.
...
В соответствии с пунктами 2, 4 и 6 части 2 статьи 20 Закона о защите прав при осуществлении контроля подобные нарушения со стороны административного органа являются грубыми (определение Верховного суда от 10.03.2015 N 309-КГ14-7461)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф09-8732/20 по делу N А60-11138/2020