Екатеринбург |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А34-10452/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 15.05.2020 по делу N А34-10452/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (посредством онлайн-заседания) - Шестакова А.А. (доверенность от 22.05.2018 N 1246).
Общество с ограниченной ответственностью "Урал-Строй" (далее - общество "Урал-Строй") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана (далее - департамент) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 30.05.2019 N 70.8-238-9, о возложении на департамент обязанности рассмотреть заявление общества "Урал-Строй" о выдаче разрешения на строительство фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:020407:7467 площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, 3-й микрорайон, в районе дома N 22.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 15.05.2020 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ департамента обществу "Урал-Строй" в выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467 площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, 3-й микрорайон, в районе дома N 22, выраженный в письме от 30.05.2019 N 70.8-238-9. На департамент возложены обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "Урал-Строй" путем принятия, в срок, не позднее семи дней с момента вступления решения суда в законную силу, соответствующего решения по заявлению общества "Урал-Строй" о выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, 3-й микрорайон, в районе дома N 22.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению заявителя, совокупность оснований для признания незаконным решения департамента, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствует, полагает, что отказ в выдаче разрешения на строительство соответствует действующему законодательству и не противоречит положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Ссылаясь на положения части 16 статьи 1, части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", заявитель полагает, что сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для технического обеспечения здания являются его неотъемлемой частью, следовательно, должны быть расположены в пределах земельных участков, в отношении которых у заявителя есть право пользования. В нарушение положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки доводам департамента о том, что сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для технического обеспечения здания, являются его неотъемлемой частью. Вместе с тем, заявитель отмечает, что застройщиком предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером 45:25:020407:7467 без учета сетей инженерно-технического обеспечения. Заявитель поясняет, что сети инженерно-технического обеспечения объекта, являющиеся неразрывной функциональной частью объекта, вышли за границы земельного участка и располагаются на не принадлежащем застройщику земельном участке.
С учетом изложенного, по мнению заявителя, если проектной документацией совместно с основным объектом предусмотрено строительство инженерных сетей на земельном участке, находящимся за границей принадлежащего застройщику земельного участка, в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган исполнительной власти вправе отказать в выдаче такого разрешения на весь объект в целом по причине несоответствия проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 11.07.2017 между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области (арендодатель) и Катаевым А.П. (арендатор) подписан договор N 1506-з аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:020407:7467 площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием: для строительства фитнес-центра, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к договору и являющимся его неотъемлемой частью по адресу: г. Курган, 3 микрорайон, в районе дома N 22.
Договор заключен сроком на 3 года, зарегистрирован в установленном законом порядке.
Соглашением от 04.08.2017 права и обязанности арендодателя по договору переданы от департамента к администрации.
Впоследствии 13.12.2017 между Катаевым А.П. и обществом "Урал-Строй" заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, согласно пункту 1.1 которого Катаев А.П. передает, а общество "Урал-Строй" принимает на себя права и обязанности по договору.
Договор зарегистрирован в установленном законе порядке 21.12.2017.
Суды установили, что в настоящий момент сторонами договора от 11.07.2017 о предоставлении земельного участка в аренду являются администрация (арендодатель) и общество "Урал-Строй" (арендатор).
Пунктом 2 договора аренды земельного участка от 11.07.2017 N 1506-з предусмотрено, что договор заключен сроком на три года с момента подписания акта приема-передачи, то есть до 11.07.2020.
По обращению заявителя от 22.01.2018 N 75.0-40а Управлением архитектуры и градостроительства департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана 13.02.2018 подготовлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 45:25:020407:7467.
Обществом с ограниченной ответственностью "Эксперт-экопроект" на основании решения застройщика общества "Урал-Строй" от 01.05.2018, была разработана проектная документация по объекту "Здание фитнес-центра по адресу: Курганская обл., г. Курган, 3 мкр, в районе дома 22".
Общество "Урал-Строй" 23.05.2019 обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:020407:7467 площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, 3-й микрорайон, в районе дома N 22.
В ответ на указанное заявление департамент в письме от 30.05.2019 N 70.8-238-9 отказал обществу в выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра. Основанием для отказа явился тот факт, что в настоящее время в суде рассматривается дело о расторжении договора аренды обозначенного земельного участка, заключенного между администрацией и обществом "Урал-Строй", соответственно, принять решение о выдаче разрешения на строительство не представляется возможным до принятия судебного решения.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Истребование иных документов для получения разрешения на строительство не допускается (часть 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 11 указанной статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, в частности, орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (1); проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (2); выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (3).
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. Таким образом, перечень случаев отказа в выдаче разрешения носит исчерпывающий характер и не подлежит расширительному толкованию.
При этом отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заинтересованным лицом (часть 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, системное толкование положений статей 49, 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дает основание полагать, что заявитель вправе приступить к строительству объекта капитального строительства только после получения разрешения на строительство такого объекта, осуществления всех предусмотренных законом мероприятий и оформления документов, подготавливаемых в целях его получения и осуществления строительства (указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 309-КГ15-209).
На основании части 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В силу части 2 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация: 1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; 2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); 4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; 6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части; 8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; 9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах публичных сервитутов;
12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов;
15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; 17) о красных линиях.
На основании части 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю (часть 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.
В части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:
1) градостроительный план земельного участка; 2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий); 3) технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
В соответствии с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, по запросам правообладателей земельных участков, лиц, обеспечивающих подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 8 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
Частью 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включаются следующие разделы: 1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и в случае проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до проведения экспертизы проектной документации с реквизитами положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий; 2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); 3) разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения: а) требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, требований энергетической эффективности, требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов к зданиям, строениям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); б) санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов; в) требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений; г) требований технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 4) проект организации строительства объектов капитального строительства; 5) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства.
Частью 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
Согласно пункту 16 постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" (далее - Постановление N 83), организация, выдавшая технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, несет обязательства по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Оформление права пользования земельным участком под строительство сетей для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения происходит на стадии заключения договоров о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, где оговаривается перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению, а также обязанности заявителя и исполнителя договора по выполнению условий договора, при необходимости осуществления строительства сетей инженерно-технического обеспечения на земельном участке, находящемся в собственности третьих лиц.
В соответствии с пунктом 15 Постановления N 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.
На основании пункта 16 Постановления N 83 обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На основании части 13 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ, плата за подключение (технологическое присоединение), включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что на момент обращения общества с заявлением о выдаче разрешения на строительство, договор N 1506-з аренды земельного участка от 11.07.2017 сторонами не расторгнут и являлся действующим, что свидетельствует о наличии у заявителя правоустанавливающих документов на земельный участок с разрешенным использованием для строительства испрашиваемого объекта.
Кроме того, суды установили, что Администрация города Кургана обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Урал-Строй" о расторжении договора от 11.07.2017 N 1506-з аренды земельного участка вследствие существенного нарушения условий договора, выразившегося в неисполнении возложенного на арендатора договором обязательства по строительству фитнес-центра.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 09.08.2019 по делу N А34-4384/2019 в удовлетворении исковых требований администрации отказано. Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд исходил из их незаконности и необоснованности. В обоснование заявленных исковых требований администрация ссылалась на существенное нарушение условий договора, которое выразилось в неисполнении возложенного на арендатора договором обязательства по строительству фитнес-центра. В ходе рассмотрения названного дела арбитражный суд пришел к выводу о том, что поведение ответчика не было связано с пренебрежительным отношением к выполнению своих договорных обязательств перед истцом. В этой связи, само по себе до настоящего времени неполучение обществом "Урал-Строй" разрешения на строительство здания фитнес-центра не признано существенным нарушением арендатором условий спорного договора аренды, и, как следствие, не принято в качестве достаточного основания для досрочного расторжения договора. Установив, что ответчиком не допущено задолженности по уплате арендных платежей и выявив, что обществом "Урал-Строй" приняты меры для получения разрешения на строительство, без наличия которого начало осуществления строительных работ невозможно, суд первой инстанции враках указанного дела пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований администрации для расторжения договора аренды земельного участка от 11.07.2017 N 1506-з.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о незаконности оспариваемого отказа департамента в выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра, выраженного в письме от 30.05.2019 N 70.8-238-9 по приведенному в нем мотиву.
Более того, основанием для такого вывода судов явился тот факт, что приведенное в оспариваемом отказе основание, не предусмотрено законом, в частности частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Одновременно с указанным суды исследовали заявленные департаментом при рассмотрении настоящего дела доводы о наличии иных оснований для отказа, не поименованных в оспариваемом ненормативном правовом акте, а именно: при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра застройщик не представил документы, указанные в пункте 1 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, (правоустанавливающие документы на земельные участки для строительства сетей инженерно-технического обеспечения объекта). Департамент пояснил, что застройщиком предоставлен правоустанавливающий документ на земельный участок под основной объект, без учета сетей инженерно-технического обеспечения. Таким образом, по мнению департамента, проектная документация противоречит требованиям градостроительного плана.
Указанный довод был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен с учетом следующего.
В ходе судебного разбирательства 26.02.2020 на основании соответствующего определения суда первой инстанции назначена судебная экспертиза с целью проверки соответствия проектной документации (шифр проекта 006-2018, на строительство здания фитнес-центра по адресу: Курганская область, г. Курган, 3-й микрорайон, в районе дома N 22), требованиям законодательства, определяющим состав и содержание проектной документации, а также с целью проверки соответствия проектной документации (шифр проекта 006-2018 по строительству здания фитнес-центра по адресу: Курганская область, г. Курган, 3-й микрорайон, в районе дома N 22), требованиям градостроительного плана земельного участка RU 45301000-7555, подготовленного на основании заявления общества "Урал-Строй" от 22.01.2018 N 75.0-40а.
По результатам экспертного исследования, эксперт пришел к выводу о том, что проектная документация соответствует техническому заданию на проектирование объекта "Здание фитнес-центра по адресу Курганская обл., г. Курган, 3 мкр. в районе дома N 22", а также отвечает требованиям по составу проектной документации, приведенным в статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, техническим условиям подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в частности: Раздел 5, Подраздел 1. "Система электроснабжения" соответствует техническим условиям на присоединение к электрическим сетям от 05.04.2018 N 4-10-620- 2018-00165СР; Раздел 5, Подраздел 2 и Подраздел 3. "Система водоснабжения" и "Система водоотведения" соответствуют техническим условиям на водоснабжение и водоотведение от 06.07.2018 N 382; Раздел 5, Подраздел 6 "Система газоснабжения" соответствует техническим условиям на подключение к сетям газораспределения от 24.08.2018 N 933.
Из материалов дела суды выяснили, что заявителем получены технические условия на водоснабжение и водоотведение здания фитнес-центра N 382 от 06.07.2018.
Также суды установили, что обществом "Урал-Строй" заключен договор от 11.09.2018 N 263/2 о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (для заявителей 2 категории), согласно пункту 5 которого исполнитель договора в лице акционерного общества "Газпром газораспределение Курган" обязан:
- разработать проектную документацию на создание сети газораспределения до точки подключения (технологического присоединения) на границе земельного участка заявителя; - осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точки подключения, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объекта капитального строительства заявителя и пуску газа; - проверить выполнение заявителем технических условий при условии обеспечения заявителем доступа исполнителя к объекту капитального строительства и составить акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
- осуществить действия по подключению (технологическому присоединению).
Кроме того, обществом "Урал-Строй" приняты меры по подготовке к технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта капитального строительства к электрическим сетям, о чем свидетельствует постановление Администрации г. Кургана от 12.09.2018 N 5885 "О выдаче ПАО "СУЭНКО" разрешения на использование земель для размещения линии электропередачи, не требующего разрешения на строительство, в районе дома N 22 в 3 микрорайоне г. Кургана, письмо ПАО "СУЭНКО" от 14.08.2019 N И-КГЭС-2019-1706 "Уведомление о готовности к вводу в эксплуатацию объекта", заявка общества "Урал-Строй" на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно, разрешение от 12.09.2018 N 253, выданное Департаментом архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана ПАО "СУЭНКО", на использование земель кадастрового квартала 45:25:020407 площадью 83 кв. м для размещения линии электропередачи (КЛ-0,4 кВ от ТП1008 до фитнес центра), не требующего разрешения на строительство, приложение N 1 к разрешению от 12.09.2018 N 253. Расчет платы за использование земель, договор от 05.04.2018 N 4-10-620-2018-00165 CP "Об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям".
Исходя из того, что в силу пункта 11 статьи 1 и статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы (газопроводы) относятся к линейным объектам и являются самостоятельными объектами капитального строительства, суды отметили, что общество "Урал-Строй" 23.05.2019 обратилось в департамент с заявлением о получении разрешения на строительство здания фитнес-центра, требования о получении разрешения на строительство линейных объектов, названное заявление не содержало; требований о представлении правоустанавливающих документов на земельные участки с целью осуществления технологического присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит.
При этом доказательств размещения объекта капитального строительства (здания фитнес-центра) за границами арендуемого земельного участка заинтересованным лицом не представлено.
В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок в целях строительства фитнес-центра заявителем представлен договор N 1506-з аренды земельного участка.
На основании заявления общества "УралСтрой" от 22.01.2018 N 75.0-40а подготовлен градостроительный план земельного участка N RU 45301000-7555, согласно которому, земельный участок расположен в территориальной зоне "Зона застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5)"
Согласно Постановлению Администрации г. Кургана от 08.06.2018 N 3645 "О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", на основании заключения Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Кургана о результатах публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, состоявшихся 29.05.2018, и рекомендаций Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г. Кургана, Администрация г. Кургана постановила предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на земельных участках, в т.ч. площадью 1124 кв. м с кадастровым номером 45:25:020407:7467, расположенном в г. Кургане, 3 мкр., в районе дома N 22, в зоне застройки жилыми домами повышенной этажности (Ж5), для размещения фитнес-центра, в виде уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка до объекта капитального строительства по направлениям на юго-восток - 3 м, юго-запад - 3 м, северо-запад - 3 м, северо-восток - 3 м, в виде отклонения от максимального процента застройки земельного участка с 40% до 60%.
Градостроительным планом земельного участка N RU 45301000-7555, с учетом постановления Администрации г. Кургана от 08.06.2018 N 3645 "О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства", указаны предельные параметры разрешенного строительства, в части минимальных отступов от границ земельного участка, предельного количества этажей, как и при постановке зданий, строений и сооружений на кадастровый учет, исходя из положения строительных конструкций зданий, строений и сооружений.
Кроме того, судами учтено, что экспертным исследованием определен факт соответствия проектной документации, шифр проекта 006-2018, на строительство здания фитнес-центра по адресу: Курганская область, г. Курган, 3-й микрорайон, в районе дома N 22, требованиям градостроительного плана земельного участка RU 45301000-7555, подготовленного на основании заявления общества "Урал-Строй" от 22.01.2018 N 75.0-40а.
Заключением эксперта установлено, что проектируемое здание фитнес-центра размещено в границах предельных параметров разрешенного строительства, а проектная документация, шифр проекта 006-2018, на строительство здания фитнес-центра по адресу: Курганская область, г. Курган, 3-й микрорайон, в районе дома N 22, соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка RU 45301000-7555, подготовленного на основании заявления общества "Урал-Строй" от 22.01.2018 N 75.0-40а, с учетом постановления Администрации г. Кургана от 08.06.2018 N 3645 "О предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства".
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, недоказанность обстоятельств, препятствующих административному органу выдать разрешение на строительство здания фитнес-центра, суды правомерно признали незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра, выраженного в письменном ответе от 30.05.2019 N 70.8-238-9 на заявление общества от 23.09.2019.
Удовлетворив требование, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в качестве способа устранения нарушенных прав и законных интересов общества "Урал-Строй" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерно возложил обязанность на департамент принять в срок не позднее семи дней с момента вступления решения суда в законную силу, соответствующего решения по заявлению общества "Урал-Строй" о выдаче разрешения на строительство здания фитнес-центра на земельном участке из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 45:25:020407:7467, площадью 1124 кв. м, с разрешенным использованием для строительства фитнес-центра, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, 3-й микрорайон, в районе дома N 22.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что границей объекта недвижимости - здания является граница сетей инженерно-технического обеспечения здания, и с их учетом формируется земельный участок под объектом, не основан на нормах права.
Кроме того, для строительства сетей, не требующих разрешения на строительство, предоставление земельных участков государственной (муниципальной) формы собственности не требуется (пункт 3 статьи 36, статья 39 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 5, 7, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов").
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неправильном толковании норм права, правомерности выводов судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство не опровергают, в связи с чем подлежат отклонению судом кассационной инстанции, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 15.05.2020 по делу N А34-10452/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из того, что в силу пункта 11 статьи 1 и статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы (газопроводы) относятся к линейным объектам и являются самостоятельными объектами капитального строительства, суды отметили, что общество "Урал-Строй" 23.05.2019 обратилось в департамент с заявлением о получении разрешения на строительство здания фитнес-центра, требования о получении разрешения на строительство линейных объектов, названное заявление не содержало; требований о представлении правоустанавливающих документов на земельные участки с целью осуществления технологического присоединения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что границей объекта недвижимости - здания является граница сетей инженерно-технического обеспечения здания, и с их учетом формируется земельный участок под объектом, не основан на нормах права.
Кроме того, для строительства сетей, не требующих разрешения на строительство, предоставление земельных участков государственной (муниципальной) формы собственности не требуется (пункт 3 статьи 36, статья 39 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 5, 7, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов")."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2021 г. N Ф09-7654/20 по делу N А34-10452/2019