Екатеринбург |
|
04 февраля 2021 г. |
Дело N А47-2230/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Сирота Е. Г., Гайдука А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Южно-Уральский никелевый комбинат" (далее - общество "Комбинат "Южуралникель") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2020 по делу N А47-2230/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Обществом "Комбинат "Южуралникель" заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Указанное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал города Орска" (далее - общество "Орск Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу "Комбинат "Южуралникель" о взыскании платы за превышение концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в городскую канализацию, за период с января 2017 года по ноябрь 2019 года в размере 1 656 778 руб. 78 коп.
Решением суда от 30.06.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Комбинат "Южуралникель" просит указанные судебные акты отменить в части удовлетворения исковых требований в сумме 667 921 руб. 20 коп., принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований частично в размере 940 643 руб. 48 коп., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, исчисление истцом платы за сброс загрязняющих веществ с превышением нормативов допустимых концентраций (далее - ПДК) с учетом расходов общества "Орск Водоканал" как на очистку сточных вод, так и расходов на транспортировку сточных вод не соответствует положениям действующего законодательства, в том числе положениям пункта 6 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 N 245-п, а также судебной практике. Как считает кассатор, размер платы за ПДК, рассчитанный без учета тарифа на транспортировку сточных вод, должен составлять 940 643 руб. 48 коп. (а не 1 656 778 руб. 78 коп.).
В отзыве на кассационную жалобу общество "Орск Водоканал" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Орск Водоканал" (поставщик), закрытым акционерным обществом "Южно-Уральская энергосбытовая компания" (агент) и обществом "Комбинат "Южуралникель" (абонент) заключен договор на обеспечение питьевой водой, прием, транспортировку сточных вод от 01.01.2020 N 17.0, по условиям которого поставщик производит поставку воды питьевого качества абоненту из городского водопровода, согласно проекту, по техническим условиям на подключение к сетям водопровода, до границы сетей, принадлежащих абоненту, на объекты, указанные в приложении N 3 к договору (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 данного договора прием хозбытовых (фекальных) сточных вод абонента, их транспортировка производится поставщиком через канализационную сеть, согласно проекту, по техническим условиям на подключение к сетям канализации, от объектов, указанных в приложении N 3 к договору.
В силу пункта 1.3 договора от 01.01.2020 N 17.0 агент осуществляет начисление платы за услуги поставщика, выставление счетов-фактур за водопотребление и водоотведение, осуществляет прием платежей во исполнение договора, взыскание задолженностей по оплате услуг, оказанных в соответствии с договором, за счет и в интересах поставщика.
По условиям пункта 6.1 указанного договора сточные воды, сбрасываемые абонентами в систему городской канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему централизованной канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих допустимые нормы (нормы ДК), установленные абоненту в приложении N 4 к договору.
Нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых в городскую канализацию сточных водах определяются согласно действующим решениям Орского городского Совета депутатов.
Между обществом "Орск Водоканал" (поставщик) и обществом "Комбинат "Южуралникель" (абонент) заключен договор на очистку сточных вод от 01.01.2020 N 20.0, по условиям которого поставщик производит прием хозбытовых (фекальных) сточных вод абонента, через канализационную сеть, согласно проекту, по техническим условиям на подключение к сетям канализации, от объектов, указанных в приложении N 3 к договору, и их очистку (пункт 1.1 договора).
Согласно пункту 1.2 названного договора поставщик осуществляет начисление платы за услуги по приему сточных вод и их очистку, выставление счетов-фактур за очистку сточных вод, осуществляет прием платежей во исполнение договора, оказанных в соответствии с договором.
В силу пункта 5.1 договора от 01.01.2020 N 20.0 сточные воды, сбрасываемые абонентами в систему городской канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в систему централизованной канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих допустимые нормы (нормы ДК), установленные абоненту в приложении N 4 к договору.
Нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбрасываемых в городскую канализацию сточных водах определяются, согласно действующим решениям Орского городского Совета депутатов.
Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сточных водах производится поставщику (пункт 5.5 договора от 01.01.2020 N 20.0).
В соответствии с пунктами 2.1.6, 2.1.10 указанных выше договоров поставщик обязуется производить лабораторный контроль качества сбрасываемых в систему канализации сточных вод, путем отбора проб. Отбор производить в любое время суток в присутствии представителя абонента. Полученный результат считать действительным до следующего отбора.
Пунктами 4.1.7, 3.1.7 договоров установлена обязанность абонента обеспечивать соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в канализацию сточных вод.
Между обществом "Орск Водоканал" (принципал) и обществом "Комбинат "Южуралникель" (агент) подписано соглашение от 27.04.2018 о расторжении агентского договора от 01.03.2010 N 12/10/39 с 01.05.2018, за исключением пункта 1.3 агентского договора.
Согласно пункту 2 соглашения пункт 1.3 агентского договора от 01.03.2010 N 12/10/39 действует до 31.05.2018. После 31.05.2018 агент не вправе принимать на свои расчетные и специальные счета, поступившие денежные средства, согласно пункту 1.3 агентского договора от 01.03.2010 N 12/10/39.
Отборы проб сточных вод производились из согласованных канализационных колодцев общества "Комбинат "Южуралникель".
Представителями общества "Орск Водоканал" в период с января 2017 года по ноябрь 2019 года в присутствии представителя общества "Комбинат "Южуралникель" проведены отборы проб сточных вод из канализационных колодцев по следующему объекту: г. Орск, ул. Призаводская, д.1, о чем составлены акты отбора проб сточных вод.
По результатам исследования отобранных проб внесены сведения в журнал регистрации анализа проб сточной воды.
В актах отбора проб указано, что отбор проб произведен в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 31861-2012 "Вода. Общие требования к отбору проб" и ПНД Ф 12.15.1-08 "Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод" и ПНД Ф 12.15.1-08 (Методические указания по отбору проб для анализа сточных вод).
Акты отбора проб подписаны сторонами без замечаний и возражений.
На основании анализа проб сточных вод обществом "Орск Водоканал" установлено превышение норм допустимых концентраций, установленных решением Орского городского совета депутатов от 09.09.2009 N 54-964 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых предприятиями и организациями в систему канализации города Орска".
В соответствии с Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 08.11.2016 N 792-п, Постановлением Правительства Оренбургской области от 06.04.2017 N 245-п "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Оренбургской области", условиями договора от 01.01.2020 N 17.0 и от 01.01.2020 N 20.0, общество "Орск Водоканал" произвело расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, размер которой составил 1 608 564 руб. 68 коп.
Неисполнение обществом "Комбинат "Южуралникель" обязательства по оплате сверхнормативного сброса загрязняющих веществ послужило основанием для обращения общества "Орск Водоканал" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта сброса ответчиком сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В подпункте "и" пункта 35 Правил N 644 установлена обязанность абонента соблюдать нормативы допустимых сбросов абонента, лимиты на сбросы, соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
За превышение нормативов водоотведения по составу размер платы определяется в соответствии с порядком, определенным нормативным актом органа местного самоуправления с учетом пункта 6 статьи 42 Закона N 416-ФЗ или в ином порядке, определенном в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, пункту 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
Суды установили, что факт превышения допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах ответчиком документально не оспорен, акты отбора проб сточных вод подписаны представителем общества "Комбинат "Южуралникель" без возражений, в связи с чем признаны относимыми и допустимыми доказательствами факта сброса сточных вод ответчиком с превышением нормативов допустимых концентраций.
Ответчик о фальсификации актов отбора проб не заявил, доказательств оплаты за превышение предельно допустимых норм загрязняющих веществ в сбрасываемых водах не представил (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, суды правомерно удовлетворили исковые требования общества "Орск Водоканал".
Доводы заявителя, сводящиеся к несогласию с расчетом платы за превышение концентрации загрязняющих веществ в части применения истцом одновременно тарифа на водоотведение и тарифа на транспортировку сточных вод, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили надлежащую оценку.
Согласно условиям договора от 01.01.2010 N 17.0 истец оказывает ответчику услуги по приему хозфекальных (бытовых) стоков, их транспортировке и очистке, и выставляет счета на оплату услуг по водоотведению (очистке) и транспортировке сточных вод.
Из подпунктов 1, 2 пункта 7 статьи 31 Закона N 416-ФЗ следует, что к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, а также прием и транспортировка сточных вод.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Закона N 416-ФЗ тариф на водоотведение подлежит государственному регулированию.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", в систему регулируемых тарифов в сфере водоотведения входят: тариф на водоотведение, тариф на транспортировку сточных вод и тариф на подключение (технологической присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 11 указанного нормативного акта тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями с учетом следующих параметров: а) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения; б) категории сточных вод: жидкие бытовые отходы; поверхностные сточные воды; хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями и другими лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, жителями индивидуальных жилых домов и другими абонентами, отводящими преимущественно сточные воды, связанные с хозяйственно-бытовой деятельностью, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов; сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов; сточные воды, отводимые иными абонентами; в) объем сточных вод.
Из анализа приведенных положений следует, что государственному регулированию подлежат цены как в целом на водоотведение, включающие в себя полный комплекс услуги - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, так и на отдельные регулируемые виды деятельности, такие как очистка сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод посредством использования иных систем коммунальной инфраструктуры.
Постановлениями Администрации города Орска Оренбургской области от 15.12.2014 N 7922-п, от 15.12.2016 N 7484-п, от 14.12.2017 N 6913-п для истца утверждены тарифы как на транспортировку стоков, так и на их очистку.
Указанные тарифные решения не были никем ни обжалованы, ни отменены, не признаны недействующими или не соответствующими положениям действующего законодательства.
Согласно положениям статей 2, 14 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается комплексная услуга, включающая в себя как прием и транспортировку сточных вод, так и их очистку с использованием централизованной системы водоотведения.
Установив, что в настоящем случае ответчику оказывались услуги как по транспортировке, так и по очистке сточных вод, суды признали правомерным применение истцом при расчете платы за ПДК тарифов на очистку сточных вод и их транспортировку, что соответствует порядку ценообразования в сфере водоотведения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30.06.2020 по делу N А47-2230/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ПАО "ЮЖНО - УРАЛЬСКИЙ НИКЕЛЕВЫЙ КОМБИНАТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.