Екатеринбург |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А76-16299/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 г.
Судья Жаворонков Д.В.,
рассмотрел материалы кассационной жалобы Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГЖИ по Челябинской области, инспекция, административный орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2020 по делу N А76-16299/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по указанному делу.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная управляющая компания" (далее - ООО "Жилищная управляющая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ГЖИ Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 149 от 13.04.2020 о наложении административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 227 АПК РФ.
Решением суда от 17.08.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.
Заявитель жалобы считает, что необходимая исключительность для классификации правонарушения малозначительным не установлена; пренебрежительное отношение общества к охраняемым законом общественным интересам создает угрозу для жизни и здоровью людей, проживающих в многоквартирном доме. В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении спора судами установлено, что в связи с поступлением обращения жителя дома от 30.01.2020 вх. N 1345-В, касающегося ненадлежащего обслуживания многоквартирного дома по адресу: г. Копейск, пер. 2-й Клубный, д. 3 (далее - МКД), инспекцией на основании распоряжения от 05.02.2020 N 20-5886 638 13.02.2020 проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Жилищная управляющая компания".
Административным органом в ходе проверки установлено, что ООО "Жилищная управляющая компания" не обеспечено надлежащее содержание отделки стен, фундамента, внутренней отделки стен МКД, данные обстоятельства отражены в акте внеплановой проверки от 13.02.2020 N 638.
Указанные обстоятельства квалифицированы инспекцией как нарушение требований:
- пунктов 3.9, 1.3, 11 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - постановление N 290);
- пунктов 4.2.1.1, 4.2.1.3, 4.2.1.9, 4.2.1.14, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.1.7, 4.1.8, 4.2.1.4, 3.2.1, 3.2.2, 3.29, 4.2.1.1 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170;
- части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
По данному факту инспекцией в отношении ООО "Жилищная управляющая компания" составлен протокол об административном правонарушении от 13.02.2020 N 20-5886 638.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом вынесено постановление N 149 от 13.04.2020 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Считая постановление инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, вместе с тем посчитал возможным освободить заявителя от административной ответственности в силу малозначительности совершенного административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, руководствовался следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом посягательства являются общественные отношения в области содержания жилых домов с соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит, в том числе, в действиях, нарушающих правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектами данного правонарушения признаются лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений - их собственники, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда.
На основании пунктов 3.1. - 3.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Согласно пункту 2.1 статьи 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
В силу пункта 1 Минимального перечня работы, выполняемые в отношении всех видов фундаментов:
проверка соответствия параметров вертикальной планировки территории вокруг здания проектным параметрам. Устранение выявленных нарушений;
проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением:
признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов;
коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами;
поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами;
при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций;
проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента. При выявлении нарушений - восстановление их работоспособности;
определение и документальное фиксирование температуры вечномерзлых грунтов для фундаментов в условиях вечномерзлых грунтов.
На основании пункта 3 Минимального перечня работы, выполняемые для надлежащего содержания стен многоквартирных домов:
выявление отклонений от проектных условий эксплуатации, несанкционированного изменения конструктивного решения, признаков потери несущей способности, наличия деформаций, нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами, неисправности водоотводящих устройств;
выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей, из крупноразмерных блоков;
выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней;
выявление в элементах деревянных конструкций рубленых, каркасных, брусчатых, сборно-щитовых и иных домов с деревянными стенами дефектов крепления, врубок, перекоса, скалывания, отклонения от вертикали, а также наличия в таких конструкциях участков, пораженных гнилью, дереворазрушающими грибками и жучками-точильщиками, с повышенной влажностью, с разрушением обшивки или штукатурки стен;
в случае выявления повреждений и нарушений - составление плана мероприятий по инструментальному обследованию стен, восстановлению проектных условий их эксплуатации и его выполнение.
На основании пункта 9 Минимального перечня Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов:
выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков;
контроль состояния и работоспособности подсветки информационных знаков, входов в подъезды (домовые знаки и т.д.);
выявление нарушений и эксплуатационных качеств несущих конструкций, гидроизоляции, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках;
контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами;
контроль состояния и восстановление плотности притворов входных дверей, самозакрывающихся устройств (доводчики, пружины), ограничителей хода дверей (остановы);
при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Согласно пункту 11 Минимального перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Судами установлено и из материалов дела следует, что в качестве доказательств неисполнения обществом своих обязательств представлены акт внеплановой проверки N 638 от 13.02.2020, а также протоколом об административном правонарушении N 20-5886 638 от 13.02.2020.
Инспекцией вменяется обществу в нарушение:
- не обеспечено надлежащее содержание отделки стен МКД, а именно штукатурно-окрасочный слой наружных стен МКД имеет многочисленные разрушения;
- не обеспечено надлежащее содержание фундамента МКД, а именно штукатурно-окрасочный слой цоколя имеет многочисленные разрушения, повреждение гидроизоляции между цокольной частью здания и отмосткой, повреждение отмостки;
- не обеспечено надлежащее содержание внутренней отделки стен МКД, а именно штукатурно-побелочный, окрасочный слой стен и перекрытий на лестничных клетках в местах общего пользования в подъезде МКД имеет многочисленные повреждения.
Вина заявителя в совершении вышеназванного правонарушения установлена инспекцией при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о неисполнении обществом своих обязательств по содержанию и ремонту МКД, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.22 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении товарищество извещено надлежащим образом; протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено в отсутствие надлежащим образом извещенного товарищества.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции, признавая правонарушение малозначительным, принял во внимание характер и степень общественной опасности, сложившуюся обстановку, обстоятельства совершения правонарушения, а также то обстоятельство, что восстановление штукатурного и окрасочного слоя наружных стен МКД выполнено обществом в период проведения проверки, с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, они не представляют существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Пренебрежительного отношения со стороны общества к охраняемым законом интересам не установлено.
В кассационной жалобе инспекция возражает относительно применения судами статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее правонарушение, от административной ответственности.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.11.2011 N 71), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции
Ввиду изложенного доводы инспекции о неправомерности применения судами статьи 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 АПК РФ).
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2020 по делу N А76-16299/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.