Екатеринбург |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А07-7205/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Черкезова Е.О., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Люкс" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2020 по делу N А07-7205/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.03.2020 N 094-123-К-20 о назначении административного наказания по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неполное выяснение обстоятельств дела.
Заявитель полагает, что отсутствует событие административного правонарушения; по его мнению, оснований для привлечения общества к административной ответственности не имеется, поскольку оно подключено к единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС) по месту нахождения юридического лица: г. Уфа д. Базилевка, ул. Беговая, д. 2, и поэтому вся продукция, продаваемая в магазине по адресу: г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 10А, была учтена в ЕГАИС.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в рамках исполнения поручения заместителя начальника отдела контрольных мероприятий комитета от 14.01.2020 N 138-13 на совершение отдельных процессуальных действий по делу об административном правонарушении от 17.12.2019 N 9014-13, возбужденному в отношении общества по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ, должностным лицом административного органа проведен 15.01.2020 осмотр помещений и находящихся там вещей и документов в обособленном подразделении общества по адресу: г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 40, и составлен протокол осмотра от 15.01.2020 N 06.
Административным органом установлено, что в нарушение требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление Правительства РФ N 650), общество осуществляет деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции (розничная продажа пива и пивных напитков) в указанном обособленном подразделении, без использования технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции.
Комитетом вынесено постановление от 05.03.2020 N 094-123-К-20 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из выводов о том, что в действиях общества содержатся все признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно статье 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения по соблюдению порядка учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
Порядок учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте регулируется Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Выводы судов основаны на следующих положениях закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
На основании пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства этилового спирта по фармакопейным статьям, вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков и для производства в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом, втором и восемнадцатом настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (абзац 8 пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ указанное в абзаце восьмом пункта 2 данной статьи требование не распространяется на учет объема производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, спиртосодержащей непищевой продукции) без их учета автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, производство вина, фруктового вина, ликерного вина, игристого вина (шампанского), винных напитков без добавления этилового спирта, виноматериалов, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи без их учета автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - шестым пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона), а также без технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 данного Федерального закона.
Пунктом 4 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и винограда, использованного для производства винодельческой продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление Правительства РФ N 380), установлено, что учет объема производства продукции осуществляется с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции в ЕГАИС.
Согласно пунктам 7 и 15 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление Правительства РФ N 1459), организации, зарегистрированные в качестве юридического лица, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему, информацию, указанную в подпунктах 1 - 3, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 названных Правил.
Из приведенных норм следует, что несоблюдение указанных требований свидетельствует о нарушении установленного порядка учета алкогольной продукции при ее производстве или обороте.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, исходя из того, что общество подключено к ЕГАИС по месту нахождения только юридического лица: г. Уфа, д. Базилевка, ул. Беговая, д. 2, но при этом имеет обособленное подразделение по адресу: г. Уфа, ул. Карла Маркса, д. 40, КПП 027345042, которое к ЕГАИС не подключено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 841 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" признаны утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по перечню, в том числе согласно пунктам 15, 66, 70 приложения N 1 утратили силу Постановления Правительства РФ N 380, N 1459, N 650, соответственно.
Вместе с тем, порядок контроля этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве и обороте, за нарушение которого общество привлечено к административной ответственности, не изменён.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 утверждены Требования к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и (или) техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате) в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Требования N 2466).
Федеральным законом от 22.12.2020 N 436-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон N 171-ФЗ внесены изменения, в том числе в указанные нормы.
Довод общества о том, что для соблюдения требований законодательства достаточен факт его подключения к ЕГАИС по месту нахождению юридического лица, подлежит отклонению на основании следующего.
В силу прямого указания в пункте 2 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650, действовавшего до 01.01.2021, при наличии у организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителей обособленных подразделений программно-аппаратные средства организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителей должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).
В настоящее время с 01.01.2021 пунктом 13 Требований N 2466 определено, что при наличии у организации, осуществляющей производство и оборот этилового спирта, обособленных подразделений программно-аппаратные средства такой организации должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).
Таким образом, каждое обособленное подразделение одной и той же организации является отдельным субъектом алкогольного рынка и обязано действовать в соответствии с Законом N 171-ФЗ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований указанного законодательства, а также свидетельствующих о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного наличие в действиях общества всех элементов состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.19 КоАП РФ, является доказанным.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное правонарушение как малозначительное, суды не установили.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, нарушений процессуальных требований не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных обществом требований не имеется.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают сделанные судами выводы и фактически направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.07.2020 по делу N А07-7205/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Люкс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу прямого указания в пункте 2 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 650, действовавшего до 01.01.2021, при наличии у организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителей обособленных подразделений программно-аппаратные средства организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителей должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).
В настоящее время с 01.01.2021 пунктом 13 Требований N 2466 определено, что при наличии у организации, осуществляющей производство и оборот этилового спирта, обособленных подразделений программно-аппаратные средства такой организации должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).
Таким образом, каждое обособленное подразделение одной и той же организации является отдельным субъектом алкогольного рынка и обязано действовать в соответствии с Законом N 171-ФЗ.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований указанного законодательства, а также свидетельствующих о том, что общество предприняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного наличие в действиях общества всех элементов состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.19 КоАП РФ, является доказанным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 февраля 2021 г. N Ф09-7950/20 по делу N А07-7205/2020