Екатеринбург |
|
08 февраля 2021 г. |
Дело N А71-7484/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики межрайонное (далее - управление, пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.09.2020 по делу N А71-7484/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Регионсбыт" (далее - общество "Регионсбыт", общество) о взыскании 1 849 руб. 24 коп. убытков.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Головин В.А.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.09.2020 (судья Коковихина Т.С.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 (судья Муравьева Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на правомерность принятого решения о выплате сумм страховой пенсии по причине непредставления обществом в срок соответствующих сведений о застрахованном лице; настаивает, что излишне начисленная пенсия застрахованному лицу произошла по вине общества.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, обществом в управление не представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М в отношении Головина В.А. за июль 2018 года, в связи с чем работник учтен пенсионным фондом в системе персонифицированного учета как неработающий пенсионер, что послужило основанием для вынесения решения о выплате страховой пенсии Головину В.А. с учетом индексации с 01.07.2018 по 31.08.2019
В связи с непредставлением ответчиком достоверной информации о работающем пенсионере и представлении информации за июль 2018 года только в июле 2019 года, из средств управления излишне выплачена сумма страховой пенсии в размере 1 849 руб. 14 коп. за период с 01 июля 2018 года по 31 августа 2019 года.
Управлением в адрес общества направлена претензия от 11.03.2020 N 2168/15-17, в соответствии с которой предложено возместить убытки, которая осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из отсутствия причинно-следственной связи между действиями общества и причиненным пенсионному фонду вредом в виде излишне выплаченной пенсии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ, пункты 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - ФЗ "О страховых пенсиях") установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, исходя из части 4 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила), согласно пункту 84 которых выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 85 Правил определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 88 Правил).
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 названного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Как установлено судами, обществом индивидуальные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июль 2018 года с типом "исходная" на 1 застрахованное лицо - Головина В.А. представлены в пенсионный фонд с нарушением установленного срока - 15.07.2019, в связи с чем управлением за период с 01 июля 2018 года по 31 августа 2019 года произведена индексация пенсии Головину В.А.
Однако обществом своевременно представлены в управление сведения по форме СЗВ-М за июнь 2018 г., за август 2018 г. и последующие периоды, в которых содержались сведения обо всех работниках общества "Регионсбыт", в том числе и о Головине В.А., что следует из сведений о сроках сдачи страхователем отчетности.
Содержание отчетности страхователя по форме СЗВ-М за июнь 2018 г., за август 2018 г. и последующие периоды объективно свидетельствовало об отсутствии перерыва в трудовой деятельности Головина В.А. в июле 2018 года.
Однако управление не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица (отчетность по форме СЗВ-М за последующие периоды, то есть за июнь 2018 г., за август 2018 г., представленную своевременно), дополнительную проверку не проводило, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положен исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за июль 2018 г.
Таким образом, в данном случае переплата пенсии возникла не по вине работодателя-страхователя, а вследствие неосуществления пенсионным фондом своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах, что является его обязанностью (часть 4 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях".
С учетом изложенного, поскольку на момент принятия решения о выплате пенсии (с учетом индексации) управление располагало сведениями о том, что трудовая деятельность Головина В.А. в 2018 году являлась непрерывной, при этом принимая во внимание тот факт, что получив сведения от общества за август 2018 года выплата пенсии с учетом индексации не прекратилась, а производилась по 31.08.2019 включительно в отсутствие оснований для индексации получаемой пенсии с 01.08.2018, суды пришли к верному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями общества и причиненным пенсионному фонду вредом в виде излишне выплаченной пенсии.
Выводы судов являются правильными, тогда как доводы пенсионного фонда направлены на несогласие с такими выводами, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены судами верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.09.2020 по делу N А71-7484/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики межрайонное - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Содержание отчетности страхователя по форме СЗВ-М за июнь 2018 г., за август 2018 г. и последующие периоды объективно свидетельствовало об отсутствии перерыва в трудовой деятельности Головина В.А. в июле 2018 года.
Однако управление не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица (отчетность по форме СЗВ-М за последующие периоды, то есть за июнь 2018 г., за август 2018 г., представленную своевременно), дополнительную проверку не проводило, в основу принятого решения об индексации и последующей выплате положен исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за июль 2018 г.
Таким образом, в данном случае переплата пенсии возникла не по вине работодателя-страхователя, а вследствие неосуществления пенсионным фондом своевременного мониторинга сведений о застрахованных лицах, что является его обязанностью (часть 4 статьи 26.1 ФЗ "О страховых пенсиях"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 февраля 2021 г. N Ф09-8595/20 по делу N А71-7484/2020