Екатеринбург |
|
10 февраля 2021 г. |
Дело N А47-4286/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Кравцовой Е.А., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - управление, пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.08.2020 по делу N А47-4286/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года в размере 3500 руб.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.08.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Управление отмечает, что сведения о застрахованных лицах за отчетный период - ноябрь 2018 года - подлежали представлению в срок не позднее 17.12.2018, но фактически представлены страхователем 18.12.2018, при этом до момента представления указанных сведений у пенсионного фонда отсутствовала возможность выявить правонарушение ввиду отсутствия у последнего сведений о количестве застрахованных лиц. В кассационной жалобе также указано на соблюдение управлением совокупности процессуальных сроков проверки и обращения в суд с требованием о взыскании санкции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество зарегистрировано в качестве плательщика страховых взносов.
Обществом представлены 18.12.2018 в пенсионный фонд сведения в отношении 7 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года с типом формы "исходная".
Полагая, что общество нарушило установленный законом срок представления указанных сведений, управление составило акт от 29.08.2019 N 066S18190013786 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и вынесло решение от 10.10.2019 N 066S19190014171 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере названного законодательства в виде штрафа в размере 3500 руб.
Управление выставило обществу требование от 12.11.2019 N 066S01190019126 об уплате штрафа в размере 3500 руб.
Ссылаясь на неисполнение обществом в добровольном порядке указанного требования, пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из вывода о нарушении управлением срока на обращение в суд.
Апелляционный суд счёл вывод суда первой инстанции правильным.
В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете), иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу части 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
На основании положений статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена данной статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт. Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю). В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных названной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, сведения о застрахованных лицах за отчетный период - ноябрь 2018 года - с типом формы "исходная" представлены обществом в пенсионный фонд с нарушением установленного законом срока.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, правомерно указал на то, что с учетом срока проведения камеральной проверки акт о выявлении правонарушения составлен с нарушением срока, что свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.
Доводы пенсионного фонда о необходимости исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с момента истечения срока для исполнения выставленных им страхователю требований подлежит отклонению судом округа, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовых санкций с общества подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 названного Федерального закона.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о пропуске пенсионным фондом срока обращения в суд с требованием о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, суды правомерно отказали управлению в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.08.2020 по делу N А47-4286/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
...
Доводы пенсионного фонда о необходимости исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с момента истечения срока для исполнения выставленных им страхователю требований подлежит отклонению судом округа, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовых санкций с общества подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 названного Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 февраля 2021 г. N Ф09-9078/20 по делу N А47-4286/2020