Екатеринбург |
|
11 февраля 2021 г. |
Дело N А07-21388/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Краснобаевой И.А., Лазарева С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Уфа ЭКСПО" (далее - общество "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО"), открытого акционерного общества "Выставочный комплекс "Башкортостан" (далее - общество "Выставочный комплекс "Башкортостан"), общества с ограниченной ответственностью "БашСтройНур" (далее - общество "БашСтройНур") на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2020 по делу N А07-21388/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО" - Малышев В.А. (доверенность от 28.05.2020 N 74, посредством онлайн заседания);
общества "Выставочный комплекс "Башкортостан" - Романичева О.Е. (доверенность от 10.09.2020);
общества "БашСтройНур" - Алексеев А.В. (доверенность от 09.04.2018).
В Арбитражный суд Уральского округа от общества "Выставочный комплекс "Башкортостан", общества "БашСтройНур" поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в котором заявители просят произвести процессуальное правопреемство заинтересованного лица по данному делу - Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в связи с тем, что с 01.01.2021 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на основании Закона Республики Башкортостан от 02.11.2020 N 319-з.
Определением суда от 13.01.2021 судебное заседание отложено ввиду отсутствия представителей заинтересованных лиц.
В судебном заседании 10.02.2021 приняли участие представители:
общества "БашСтройНур" - Кудряшов М.Л. (доверенность от 11.01.2021 N 8);
общества "Выставочный комплекс "Башкортостан" - Алексеев А.В. (доверенность от 14.01.2021);
общества "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО" - Малышев В.А. (доверенность от 28.05.2020 N 74,посредством онлайн).
Согласно ч.1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Исследовав представленные в обоснование заявленного ходатайства документы, суд кассационной инстанции считает, что ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции произвел замену заинтересованного лица по данному делу - Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, заинтересованное лицо).
Неявка в судебное заседание лиц надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания, не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", общество "УК "Геокапитал" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Уфа ЭКСПО", общество "БашСтройНур" обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 площадью 90 816 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 158; об обязании Управления в срок, не превышающий 14-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу, направить заявителям проект договора купли-продажи спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 по цене, определенной в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка с указанием на стороне покупателя правообладателей земельного участка пропорционально доли землепользования, в том числе: - общества "ВК "Башкортостан" - 12 226/90816; - общества "БашСтройНур" - 23907/90816; - общества "УК "Геокапитал" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Уфа ЭКСПО" - 54683/90816 ( с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и привлечения к участию в деле в качестве соистцов (созаявителей) на основании ст. 46 названного Кодекса).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета рассматриваемого спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МДМ", Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Федеральное государственное бюджетное управление "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, муниципальное унитарное предприятие по эксплуатации водопроводно- канализационного хозяйства "Уфаводоканал" городского округа г. Уфа Республики Башкортостана.
Протокольным определением от 24.04.2018 судом первой инстанции произведена замена общества с ограниченной ответственностью "УК "МДМ" на общество "Навигатор" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО")
Определением суда первой инстанции от 13.03.2019 произведена замена созаявителя по делу N А07-21388/2017 - общества "УК "Геокапитал" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Уфа ЭКСПО" его правопреемником - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО".
Решением суда от 30.06.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", общество "БашСтройНур" просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителей, вывод судов о наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка собственникам расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества не обоснован, поскольку к таким основаниям не может быть отнесено нахождение земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов, ввиду отсутствия документов, позволяющих определить границы второго пояса зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы на местности, а также установить обстоятельство вхождения испрашиваемого к выкупу земельного участка в состав данной зоны. Заявители ссылаются на необходимость установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего основания и порядок установления таких зон, Проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы" утвержденный распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995 не соответствует требованиям пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О социально- эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон "О социально- эпидемиологическом благополучии населения"). Общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", общество "БашСтройНур" считают, что на земельном участке незавершенного строительством объекта (степенью готовности 5%) принадлежащего обществу "Башстройнур" и несоответствие площади испрашиваемого земельного участка действительно необходимой для эксплуатации зданий и сооружений, также не могли служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, исходя из результатов проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы.
В кассационной жалобе общество "УК "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель указывает, что указанная заинтересованным лицом зона санитарной охраны водозаборов р. Уфы не является установленной в соответствии с требованиями Закона "О социально- эпидемиологическом благополучии населения" и не поименована в п. 14 11.15 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) как зона, на которую распространяется правовой режим земель ограниченных в обороте. Как отмечает заявитель, доказательств свидетельствующих об установлении зоны санитарной охраны в отношении конкретного источника водоснабжения либо водопровода, с указанием размеров и границ данной зоны, позволяющих на местности соотнести месторасположение испрашиваемого земельного участка с границами санитарных зон. По мнению общества "УК "Навигатор" Д.У. Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "УФА ЭКСПО", судами дана неверная оценка экспертному заключению, в котором установлено, что спорный земельный участок не принадлежит к территории защитных (охранных зон). Заявитель указывает также, что заявители являются собственниками объектов недвижимости, что предоставляет им право на выкуп земельного участка.
Как установлено судами, 12.02.2003 издан Указ Президента Республики Башкортостан N УП-91 "О создании открытого акционерного общества "Выставочный комплекс "Башкортостан", Министерству предписано внести в качестве вклада в уставной капитал создаваемого общества от имени Республики Башкортостан объекты государственного нежилого фонда Республиканского выставочного комплекса в составе павильонов 1, 2, 3, расположенных по адресу: г. Уфа, улица Менделеева, 158.
Договор о создании общества "Выставочный комплекс "Башкортостан" утвержден решением общего собрания учредителей (протокол N 1 от 15.05.2003).
Объекты государственного нежилого фонда рыночной стоимостью 35 750 000 руб. переданы Министерством в качестве вклада в уставный капитал по акту приема-передачи от 30.06.2003.
На основании постановлений главы Администрации г. Уфы N 219 от 27.01.2005, N 1937 от 26.04.2005 по согласованию с Министерством между Администрацией и обществом "Выставочный комплекс "Башкортостан" заключен договор аренды от 01.07.2005 N 1196-05 земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, улица Менделеева, 158, сроком с 27.01.2005 по 27.01.2054.
Земельный участок предоставлен для использования в целях, занимаемым
выставочными павильонами (площадь 4867 кв. м) и под благоустройство (площадь 74 775 кв. м), общая площадь 9642 кв. м.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан издан приказ от 22.01.2009 N 38 о предоставлении в аренду обществу "Выставочный комплекс "Башкортостан" сроком на 2 года земельного участка с кадастровым номером 02655:010715:57, расположенного по адресу: г. Уфа, улица Менделеева, 158, площадью 90816 кв. м, для строительства, реконструкции и эксплуатации выставочных комплексов.
На основании приказа 05.05.2009 между Министерством и обществом "Выставочный комплекс "Башкортостан" заключен договор аренды N М 53-09 земельного участка с кадастровым номером 02655:010715:57 сроком с 22.01.2009 по 22.01.2011. Названный договор расторгнут с 22.01.2011 по соглашению от 01.08.2011.
На основании приказа Министерства от 26.04.2011 N 852 заключен договор аренды от 08.07.2011 земельного участка с кадастровым номером 02655:010715:57 со множественностью лиц на стороне арендатора NМ 117-11 сроком с 22.01.2011 по 21.01.2016. Земельный участок предоставлен для строительства, реконструкции и эксплуатации выставочных павильонов.
01.09.2011 подписано соглашение N СП1/М117-11 о присоединении к договору аренды земельного участка N M117-11 от 08.07.2011 общества с ограниченной ответственностью "Торгово-Сервисный комплекс "Центральный Рынок".
Общество "Выставочный комплекс Башкортостан" обратилось в Министерство земельных и имущественных отношений с заявлением от 17.04.2012 N 153 о выкупе спорного земельного участка. В данном заявлении общество "Выставочный комплекс "Башкортостан" указало на принадлежность на праве собственности трех объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010715:57 (нежилое строение, свидетельство 02 АА N 073355 от 08.08.2003; нежилое строение, свидетельство
02 АА N 073351 от 08.08.2003; нежилое строение, свидетельство 02 АА 358615 от 24.09.2004).
Письмом от 18.05.2012 N ИА-65/8760 Министерство сообщило о продлении срока рассмотрения обращения в связи с необходимостью сбора дополнительных сведений.
Между Министерством и обществом с ограниченной ответственностью "Экспо-Плаза" подписано дополнительное соглашение от 04.03.2014 о внесении изменений N 2 к договору аренды N M117-11 от 08.07.2011 о замене стороны арендатора, общество с ограниченной ответственностью "ТСК "Центральный рынок" заменено на общество с ограниченной ответственностью
"Экспо-Плаза".
В связи с принятием 29.04.2014 Закона Республики Башкортостан N 90-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского округа город Уфа, отнесены к компетенции Управления.
На основании обращения арендатора между Управлением и обществом с ограниченной ответственностью "Экспо-Плаза" заключен договор аренды от 22.04.2016 N 343-16 земельного участка с кадастровым номером 02655:010715:57, расположенного по адресу: г. Уфа, улица Менделеева, 158, площадью 90 816 кв. м, сроком с 29.05.2015 по 29.09.2025, под торговые центры, деловое управление, предпринимательство.
Решением Управления от 21.04.2016 N 900рз вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 площадью 90 816 кв. м изменен с "Торговые центры, деловое управление, предпринимательство" на "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), деловое управление, предпринимательство, выставочно - ярмарочная деятельность, коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта", что соответствует видам разрешенного использования земельного участка, установленного пунктами 11.8, 12.4, 11.9, 9.2, 13.9, 15.6.3 таблицы N 1 ст. 44 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7/4 от 22.08.2008.
На основании вышеуказанного решения Управления сторонами договора аренды N 343-16 от 22.04.2016 заключено дополнительное соглашение от 05.05.2016, в п.1.1 договора, п.1 акта приема-передачи к договору внесены изменения, вид разрешенного использования земельного участка изменен на "Объекты торговли (торговые центры, торгово- развлекательные центры (комплексы), деловое управление, предпринимательство, выставочно- ярмарочная деятельность, коммунальное обслуживание, обслуживание автотранспорта"; изменена арендная плата согласно фактическому использованию: - с площади 16 621 кв. м - используемой под выставочную деятельность; - с площади 187 кв. м - используемой под деловое управление; - с площади 19 715 кв. м - используемой под коммунальное обслуживание; - с площади 500 кв. м - используемой под торговыми центрами; -с площади 17 660 кв. м - используемой под обслуживание автотранспорта.
На основании письменного обращения общества "Выставочный комплекс "Башкортостан" от 08.06.2016 сторонами договора заключено дополнительное соглашение от 02.09.2016 N 343/2-216 о присоединении к договору аренды земельного участка N 343-16 от 22.04.2016.
15.03.2017 в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступило заявление о выкупе в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, на котором расположены объекты недвижимости принадлежащие обществу "Выставочный комплекс "Башкортостан", обществу "БашСтройНур" и обществу с ограниченной ответственностью "Экспо-Плаза" на праве общей долевой собственности.
В заявлении указаны следующие сведения об объектах недвижимости,
расположенных на земельном участке: - нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1547, правообладатель - общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", доля в праве _; - нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1548, правообладатель - общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", доля в праве _; - нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1549, правообладатель - общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", доля в праве _; - нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1553, правообладатель - общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", доля в праве _; - нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1554, правообладатель - общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", доля в праве _; - нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1686, правообладатель - общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", доля в праве _; - нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1664, правообладатель - общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", доля в праве _; - нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:010715:1551, правообладатель - общество "Выставочный комплекс "Башкортостан", доля в праве _; - нежилое здание (котельная) с кадастровым номером 02:55:010715:1401, правообладатель - общество "УК МДМ"; - нежилое здание (блок хранения топлива) с кадастровым номером 02:55:010715:1399, правообладатель - общество "УК МДМ"; - нежилое здание (трехствольная дымовая труба) с кадастровым номером 02:55:010715:1396, правообладатель - общество "УК МДМ"; - нежилое здание (павильон N 2) с кадастровым номером 02:55:010715:864, правообладатель - общество "Башстройнур"; - нежилое здание (павильон N 3) с кадастровым номером 02:55:010715:865, правообладатель - общество "Башстройнур".
К заявлению приложены копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, кадастровый паспорт участка, копии документов, подтверждающих право заявителей на земельный участок, доверенность.
Управление в письме от 28.03.2017 N 8686 отказало в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, поскольку испрашиваемый земельный участок находится во втором пояске зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы (пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ); - земельный участок расположен в границах красных линий, входит в схему земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ отнесён к землям, ограниченным в обороте; - в обращении заявителя в нарушение пунктов 2, 5 статьи 39.20 ЗК РФ отсутствовала доверенность на представление интересов общества "БашСтройНур", "Экспо-Плаза".
Полагая отказ в предоставлении земельного участка, противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы собственников расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55: 010715:57 объектов недвижимого имущества, заявители обратились с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявление, суды исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями своих прав и законных интересов.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Судами установлено, что заявители являются собственниками объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 5 названной выше статьи предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5
статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе когда земельный участок ограничен в обороте (пункт 6 данной статьи).
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно
допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в
водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (п. 4 указанной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона Республики Башкортостан от 17.03.1998 N 147-З "О питьевой воде" охрана источников и систем питьевого водоснабжения от загрязнения является обязательным условием обеспечения безопасности и безвредности питьевой воды и достигается выполнением санитарных, экологических и иных требований и мероприятий по
предотвращению загрязнения и истощения поверхностных и подземных водных объектов, а также созданием зон санитарной охраны источников систем
питьевого водоснабжения и соблюдением режима, предусмотренного для этих зон.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.07.1995 N 801-р утвержден проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", разработанный институтом "Коммунводоканалпроект" в 1994 году, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения г. Уфа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Решения Совета городского округа г. Уфа от 22.08.2008 N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа" ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон с особыми условиями использования территорий по санитарно-гигиеническим требованиям устанавливаются применительно к земельным участкам и объектам капитального строительства, которые расположены в поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (водозаборов), определенных в соответствии с действующим законодательством проектом "Санитарно- топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения городского округа", а также чьи характеристики не соответствуют ограничениям, установленным законами, иными нормативными правовыми актами применительно к санитарно- защитным зонам, водоохранным зонам, иным зонам ограничений, являются не соответствующими настоящим Правилам.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе: выкопировку из проекта "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы" Бугай, выкопировку из графической части Рабочего проекта, данные публичной кадастровой карты, сообщение МУП "Уфаводоканал" от 28.12.2018 N 13-24/691, суды установили, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения города Уфы.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости и кадастровом паспорте сведений об отнесении испрашиваемого к выкупу земельного участка к зоне с особыми условиями использования территорий, указанный вывод не исключает.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии оснований для предоставления в собственность заявителей испрашиваемого земельного участка является обоснованным.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или)
предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для
строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного
кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Из материалов дела следует, что Администрацией принято постановление от 30.03.2012 N 934 "Об утверждении проекта планировки территории в границах проспекта Салавата Юлаева, реки Уфа, лесного массива, улиц Софьи Перовской, Степана Кувыкина, Менделеева в Кировском, Советском, Октябрьском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в составе которого разработаны красные линии.
Письмами Главного управления архитектуры от 02.10.2017 N 7-6676/ПР, от 06.09.2017 N 7-6004/ПР подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:010715:57 на дату издания оспариваемого ненормативного акта, частично находился в границах красных линий.
Пунктом 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка является невозможность предоставления земельного участка на заявленном виде прав.
Гражданский кодекс Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых
без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вместе с тем объекты незавершенного строительства, в том числе являющиеся объектами недвижимости, не указаны в статьях 39.3, 39.20 ЗК РФ наряду со зданиями, сооружениями как объекты, для эксплуатации которых может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов.
Как отмечено судами, объекты незавершенного строительства в отличие от зданий, сооружений не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию, что исключает возможность предоставления занятых ими земельных участков в собственность на основании приведенных норм ЗК РФ. Право на приобретение в собственность земельного участка собственник объекта незавершенного строительства приобретает только после окончания строительства и сдачи объекта в эксплуатацию.
Применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178- ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", отсутствующие в анализируемой ситуации.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на испрашиваемом земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:010715:1680 проектируемой площадью 80 818,30 кв. м (степень готовности 5 %), собственником которого являлось общество "БашСтройНур". На момент рассмотрения апелляционной жалобы право собственности на него принадлежало обществу "Анмар". Объект незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:010715:1680 поставлен на кадастровый учет 25.05.2016.
В соответствии с разрешением на строительство от 08.10.2015 N 02- RU03308000-705Ж-2015 обществу "БашСтройНур" разрешено строительство административно-жилых объектов со сносом существующих павильонов N 2,3 по ул. Менделеева. Разрешенный к строительству объект предполагает создание 6 секций с квартирами (секция 1А - 195 квартир, секция 1Б - 186 квартир, секция 1В - 179 квартир, секция 2Г - 81 квартира, секция 2Д - 69 квартир, секция 2Е - 70 квартир), а также встроенно-пристроенную часть, автостоянку на 539 машино-мест, помещение фитнес-центра, торговые и офисные помещения, помещения общего назначения, технические помещения, пост охраны автостоянки, встроенное помещение ЖЭУ, встроенное помещение
общего назначения. Проектируемая площадь объекта 80 818,30 кв.м. При этом готовность объекта составляет 5 %.
Планируемое возведение жилого дома не связано общим назначением с иными расположенными на спорном земельном участке объектами недвижимости, которые используются в целях выставочной деятельности. При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о том, что предоставление заявителям в общую долевую собственность спорного земельного участка с существующим разрешенным использованием и на котором планируется возведение объекта жилого назначения, ведет к несоответствию вида разрешенного использования такого участка, а также подменяет установленные законом особенности предоставления и использования земельного участка для целей строительства.
Отклоняя доводы заявителей об определении проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизой соответствия площади 90 816 кв. м земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 158, размеру, необходимому для эксплуатации по назначению расположенных на данном земельном участке принадлежащих заявителям объектов недвижимости; соответствия размера земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 для эксплуатации принадлежащих заявителям объектов недвижимости нормам отвода, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной, проектной, иной технической документации, суды указали следующее.
При назначении экспертизы и поручении ее проведения эксперту ООО
"Аудит-безопасность" Байгильдину А.Х., на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: - определить, соответствует ли размер земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 площадью 90816 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Менделеева, 158, размеру, необходимому для эксплуатации по назначению расположенных на данном земельном участке принадлежащих заявителям объектов недвижимости: 02:55:010715:1547, 02:55:010715:1548, 02:55:010715:1549, 02:55:010715:1553, 02:55:010715:1554, 02:55:010715:1686, 02:55:010715:1551, 02:55:010715:1664, 02:55:010715:1555, 02:55:010715:1679, 02:55:010715:1552, 02:55:010715:1550, 02:55:010715:1401, 02:55:010715:1399, 02:55:010715:1396, 02:55:010715:1417, 02:55:010715:1403, 02:55:010715:865; - определить, соответствует ли нормам отвода, правилам землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной, проектной, иной технической документации размер земельного участка с кадастровым номером 02:55:010715:57 для эксплуатации принадлежащих заявителям объектов недвижимости с кадастровыми номерами
02:55:010715:1547, 02:55:010715:1548, 02:55:010715:1549, 02:55:010715:1553, 02:55:010715:1554, 02:55:010715:1686, 02:55:010715:1551, 02:55:010715:1664, 02:55:010715:1555, 02:55:010715:1679, 02:55:010715:1552, 02:55:010715:1550, 02:55:010715:1401, 02:55:010715:1399, 02:55:010715:1396, 02:55:010715:1417, 02:55:010715:1403, 02:55:010715:865.
При этом в определении о назначении экспертизы не указано о наличии в пределах земельного участка объекта незавершенного строительства с кадастровым номером 02:55:010715:1680 административно-жилого назначения. Указанный вопрос в экспертном исследовании не отражен.
Таким образом, само по себе установленное судом в целях проверки одного из оснований обжалуемого отказа Управления от 28.03.2017 в предоставлении земельного участка, обстоятельство соответствия площади испрашиваемого земельного участка целям эксплуатации объектов выставочного комплекса, не свидетельствует о праве заявителей на приобретение земельного участка в собственность, с учетом расположения на нем объекта незавершенного строительства административно-жилого назначения.
С учетом изложенного в удовлетворении заявления отказано правомерно.
Довод заявителя относительно заключения эксперта Грибовой И.П. от 23.08.2019 N 252/16-2019, котором сделан вывод о том, что спорный земельный участок не относитсяк территории защитных (охранных) поясов согласно проекту "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", установленному распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995, а также к территории защитных (охранных) поясов согласно постановлению Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм", которым утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", отклоняется.
В силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 12 указанного постановления, согласно положениям частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заключение эксперта не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Согласно частям 8 - 10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" зоны с особыми условиями использования территорий, установленные до дня официального опубликования названного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от наличия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости и соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса
Российской Федерации (в редакции данного федерального закона).
Проанализировав содержание заключения, суды установили, что по существу экспертом дана правовая оценка отнесения земельного участка к территории защитных (охранных) поясов применительно к требованиям оформления проекта "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы", утвержденного распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан N 801-р от 24.07.1995, а также отсутствии регистрации зон санитарной охраны источников водоснабжения города Уфа в Едином государственном реестре недвижимости.
При этом гидродинамических расчетов скорости и времени продвижения микробного загрязнения до водозабора, исключающих его поступление в водоносный пласт за пределами второго пояса, необходимых для определения граница второго пояса зоны санитарной охраны, согласно пункту 2.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", экспертом не произведено.
Довод заявителей об отсутствии надлежащим образом утвержденного проекта установления зон санитарной охраны (ЗСО) на территории городского округа город Уфа являлся предметом исследования судов, и ему дана надлежащая правовая оценка.
Иные доводы заявителей подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводов судов об отсутствии оснований для предоставления земельного участка в собственность.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства имеющее существенное значение для дела судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для иной оценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено. Кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2020 по делу N А07-21388/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Навигатор" закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Уфа ЭКСПО", открытого акционерного общества "Выставочный комплекс "Башкортостан", общества с ограниченной ответственностью "БашСтройНур" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" вопросы права и правовых последствий оценки доказательств относятся к исключительной компетенции суда.
...
Согласно частям 8 - 10 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" зоны с особыми условиями использования территорий, установленные до дня официального опубликования названного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 данной статьи, считаются установленными вне зависимости от наличия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости и соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 февраля 2021 г. N Ф09-8101/20 по делу N А07-21388/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.02.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8101/20
17.09.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8393/20
30.06.2020 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-21388/17
10.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-21388/17