Екатеринбург |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А60-68908/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Рябовой С.Э., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2020 по делу N А60-68908/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации городского округа Сухой Лог - Павлова С.Е. (доверенность от 17.08.2020 N 4).
Администрация городского округа Сухой Лог (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Территориальное управление Росимущества) о признании незаконными действий по не принятию в установленный срок решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 из федеральной собственности в собственность городского округа Сухой Лог; обязании ТУ Росимущества в Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 в собственность городского округа Сухой Лог и принятия решения о передаче Администрации прав и обязанностей арендодателя по договору аренды N 66-07/66 от 19.12.2019.
Решением суда от 15.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новое решение. Заявитель указывает, что для получения заключения о наличии либо отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 66:63:1602002:316 водных объектов направлен запрос в Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления. Указывает, что не подлежат передаче в муниципальную собственность земельные участки, в отношении которых приняты предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" решения.
Как усматривается из материалов дела, 17.09.2019 Администрация городского округа Сухой Лог обратилась в Территориальное управление Роимущества с заявлением (исх. N 3230 от 17.09.2019) о передаче безвозмездно в собственность городского округа Сухой Лог находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 площадью 230 691,00 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с местоположением: Свердловская область, р-н Сухоложский, юго-западная окраина г. Сухой Лог, примыкает к западной и южной границе земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:292, с разрешенным использованием - сельскохозяйственное использование.
Территориальное управление Росимущества направило заявителю письмо (исх. N 66-ШЕ-07/13209 от 22.10.2019), в котором сообщило, что в связи с направленными запросами в Отдел водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления о наличии либо отсутствии на земельном участке водных объектов, а также в уполномоченную организацию - единый институт развития в жилищной сфере, с целью получения указанных сведений, вопрос о передаче безвозмездно в собственность городского округа Сухой Лог земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 может быть рассмотрен после поступления соответствующей информации.
Считая действия, выразившиеся в непринятии в установленный срок решения о безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 из федеральной собственности в собственность городского округа Сухой Лог незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Вопросы безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации, урегулированы в главе V.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в п. 2 указанной статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных п. 1 ст. 39.31 данного Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, утвердивших генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов, правила землепользования и застройки, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
Согласно п. 2 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о передаче земельного участка указывается кадастровый номер земельного участка в случае, если сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Не допускается требовать от заявителя иные документы, за исключением документов, предусмотренных настоящей статьей (п. 2, 4 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа (п. 6 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые не подлежат передаче в муниципальную собственность поселений, установлен п. 2 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания для отказа в передаче земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность поселений установлены пунктом 7 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также до 01.03.2018 - пунктом 23 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Перечень оснований для отказа в такой передаче является закрытым.
Земельный участок с кадастровым номером 66:63:1602002:316 находится в собственности Российской Федерации (выписка из ЕГРП от 10.07.2019 N 66/001/039/2019-34197).
В соответствии с Генеральным планом городского округа Сухой Лог, а также Правилами землепользования и застройки городского округа Сухой Лог
земельный участок с кадастровым номером 66:63:1602002:316 расположен в границах городского округа Сухой Лог.
Согласно сведениям ФГБУ "ФКП Росреестра" по Свердловской области ограничений использования в отношении испрашиваемого земельного участка не установлены.
По данным отдела водных ресурсов по Свердловской области Нижне-Обского бассейнового водного управления (письмо исх. N 13-692а/20 от 10.04.2020), представленным на основании определения суда от 17.03.2020, судами также установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 66:63:1602002:316 поверхностные водные объекты и водоохранные зоны водных объектов отсутствуют.
Суды обоснованно отклонили ссылку Территориального управления Росимущества на направленный им запрос в АО "ДОМ.РФ" с целью получения сведений о наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 7, 8 п. 2 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым не подлежат передаче в муниципальную собственность земельные участки, в отношении которых приняты предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" решения.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что материалах отсутствуют сведения о наличии вышеуказанных препятствующих передаче земельного участка в муниципальную собственность, обстоятельств.
Оценив действия Территориального управления Росимущества, и установив, что указанный запрос сделан ТУ Росимущества в Свердловской области только 22.10.2019, одновременно с направлением письма-ответа Главе городского округа сухой Лог, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на несвоевременность действий заинтересованного лица с учетом положений пункта 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом судом апелляционной инстанции учтено, что заявление (письмо исх. N 3230 от 17.09.2019) о передаче безвозмездно в собственность городского округа Сухой Лог поступило Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области 24.09.2019.
При таких обстоятельствах, поскольку решение Территориального управления Росимущества об отказе в передаче спорного земельного участка не соответствует положениям главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации, наличие оснований для такого отказа Территориальным управлением Росимущества не доказано, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным действие Территориального управления Росимущества, выразившееся в отказе в безвозмездной передаче земельного участка, нарушающее права и законные интересы заявителя и удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, указанные доводы не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.07.2020 по делу N А60-68908/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив действия Территориального управления Росимущества, и установив, что указанный запрос сделан ТУ Росимущества в Свердловской области только 22.10.2019, одновременно с направлением письма-ответа Главе городского округа сухой Лог, суд апелляционной инстанции обоснованно указал на несвоевременность действий заинтересованного лица с учетом положений пункта 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом судом апелляционной инстанции учтено, что заявление (письмо исх. N 3230 от 17.09.2019) о передаче безвозмездно в собственность городского округа Сухой Лог поступило Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области 24.09.2019.
При таких обстоятельствах, поскольку решение Территориального управления Росимущества об отказе в передаче спорного земельного участка не соответствует положениям главы V.5 Земельного кодекса Российской Федерации, наличие оснований для такого отказа Территориальным управлением Росимущества не доказано, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным действие Территориального управления Росимущества, выразившееся в отказе в безвозмездной передаче земельного участка, нарушающее права и законные интересы заявителя и удовлетворили заявленные требования."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф09-8631/20 по делу N А60-68908/2019