Екатеринбург |
|
12 февраля 2021 г. |
Дело N А60-3498/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Поротниковой Е. А., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А60-3498/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" (далее - ООО "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга (далее - Отдел) от 16.01.2020 N 66-08-15/15-565- 2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.07.2020 (судья Ремезова Н.И.) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным. Суд обязал Отдел устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В порядке распределения судебных расходов с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в пользу ООО "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 (судьи Муравьева Е.Ю., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что пункт 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 предусматривает только минимальное и только максимальное расстояние до жилых зданий и не содержит такого ориентира как "подъезд многоквартирного дома". Нарушение названного пункта отсутствует. Кроме того, управляющая организация в силу закона не несет ответственность за содержание контейнерной площадки, не являющейся общим имуществом собственников многоквартирного дома. Общество указывает, что именно администрация Кировского района Екатеринбурга как собственник земельного участка с кадастровым номером 66:41:0702064:1372 является субъектом, обязанным и ответственным за создание и содержание места накопления твердых коммунальных отходов. Заявитель считает, что предписание является неисполнимым, не соответствует требованиям законодательства к форме и содержанию принимаемых ненормативных правовых актов, не содержит информации о том, в чем выразилось допущенное обществом нарушение, и какие действия общество должно совершить в целях его устранения, что влечет невозможность исполнения предписания и нарушает права и интересы общества.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, 62/2.
В ходе проведения административного расследования в отношении ООО "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" Отделом выявлено нарушение требований пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 - контейнерная площадка расположена на расстоянии 184,18 м от подъезда N 1 (расстояние от подъезда N 8 - 76,81 м) жилого дома по названному адресу.
По результатам расследования общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ (постановление от 16.01.2020 не обжаловано), с целью устранения выявленных нарушений на основании п. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроле (надзора) и муниципального контроля" Отделом заявителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований от 16.01.2020 N 66-08-15/15-565/2020, обществу предписано: - в срок до 01.05.2020 обеспечить организацию контейнерной площадки, обслуживающей жилой дом по адресу: ул. Уральская, д. 62/2 г. Екатеринбург в соответствии с требованиями санитарных правил.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Признавая предписание недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, на котором помимо дома с адресом: Уральская, 62/2, расположено несколько многоквартирных домов, не является размежеванным и находится в собственности муниципального образования "город Екатеринбург". Для всех многоквартирных домов на территории общего пользования с момента застройки территории оборудована одна общая контейнерная площадка, расположенная возле дома по адресу: ул. Уральская, 60. Поскольку законодательство не возлагает на собственников помещений в многоквартирных домах обязанности содержать земельные участки, не относящиеся к придомовой территории, не входящие в состав общего имущества, в том числе и организовывать на них контейнерные площадки, такая обязанность не может быть возложена и на управляющую организацию.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции правильно, но им неправильно применены и не применены подлежащие применению нормы материального права, что привело к принятию незаконного решения.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Как предусмотрено в ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, предусматривает, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Исходя из пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. Данные Правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Состав Минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном: доме, и порядке их оказания и выполнения".
Согласно п. 26 (1) Перечня работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в указанный минимальный перечень. Следовательно, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (ч. 2, 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предписание выдано надлежащему лицу - управляющей компании многоквартирного дома N 62/2 по ул. Уральской.
Ссылки общества на незаконность и неисполнимость оспариваемого предписания отклонены. Суд отметил следующее.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" определено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
При осмотре территории в ходе административного расследования Управление выявило, что указанные санитарные нормативы удаленности контейнерной площадки в отношении всего дома, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Уральская, 62/2, полностью не выполняются, так как дом является восьмиподъездным, от первого подъезда расстояние до контейнерной площадки 184,18 м, от восьмого подъезда - 74,81 м. При этом обращение гражданина, на основании которого было возбуждено административное расследование, поступило от жителя второго подъезда этого дома с жалобой на удаленность мусорной площадки.
Суд также указал, что, несмотря на то, что санитарные правила не устанавливают порядок измерения расстояний от жилого дома до контейнерной площадки и не конкретизируют, что эти расстояния должны соблюдаться по отношению к каждому подъезду жилого дома, по смыслу норм ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права человека на безопасную окружающую среду, на охрану жизни и здоровья должны быть предоставлены в равной мере всем гражданам.
Поскольку имеющееся место сбора ТКО расположено таким образом, что не обеспечивает соблюдение требований СанПиН 2.1.2.2645-10, управляющей компании предписано совершить действия по организации контейнерной площадки для обслуживаемого жилого дома в соответствии с требованиями санитарных правил - СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Расположение имеющейся контейнерной площадки на муниципальном земельном участке не препятствует исполнению предписания. Кроме того, суд апелляционной инстанции отметил возможность комиссионного установления места размещения контейнерной площадки в порядке, предусмотренном постановлением администрации города Екатеринбурга от 03.12.2018 N 2949, которым утверждено Положение, предусматривающее деятельность комиссии по согласованию создания (переноса) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города, порядок согласования вопросов, связанных (в том числе) с переносом площадок.
С учетом приведенных норм суд обоснованно признал несостоятельным довод общества о неисполнимости предписания.
Полно и всесторонне исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным в ст. 71 АПК РФ, правильно применив нормы материального права к фактическим обстоятельствам дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону, является исполнимым и не нарушает прав общества, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Судом апелляционной инстанции учтен правовой подход, содержащийся в Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2019 N 60-АД19-1, от 22.06.2015 N 309- АД15-5895, от 02.11.2018 N 81-АД18-10.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2020 по делу N А60-3498/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания "УРАЛ-СТ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку имеющееся место сбора ТКО расположено таким образом, что не обеспечивает соблюдение требований СанПиН 2.1.2.2645-10, управляющей компании предписано совершить действия по организации контейнерной площадки для обслуживаемого жилого дома в соответствии с требованиями санитарных правил - СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
...
Полно и всесторонне исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным в ст. 71 АПК РФ, правильно применив нормы материального права к фактическим обстоятельствам дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует закону, является исполнимым и не нарушает прав общества, и правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований. Судом апелляционной инстанции учтен правовой подход, содержащийся в Постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2019 N 60-АД19-1, от 22.06.2015 N 309- АД15-5895, от 02.11.2018 N 81-АД18-10."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 февраля 2021 г. N Ф09-8615/20 по делу N А60-3498/2020