Екатеринбург |
|
16 февраля 2021 г. |
Дело N А60-13139/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кадастриум" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2020 по делу N А60-13139/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - Кузнецова С.И. (доверенность от 09.12.2019 N 08-22/1281).
Общество с ограниченной ответственностью "Кадастриум" (далее - общество "Кадастриум") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Свердловской области) о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости N 66/20-4882 от 12.02.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Семенов Сергей Валерьевич, Синцова Ирина Михайловна, Садоводческое некоммерческое товарищество Сад N 3 "Исеть".
Решением суда от 03.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 производство по апелляционной жалобе Саморегулируемой организации Союз "Некоммерческое объединение кадастровых инженеров" на решение суда от 03.08.2020 прекращено. Решение суда от 03.08.2020 оставлено без изменения, апелляционная жалоба общества "Кадастриум" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество "Кадастриум" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Как указывает заявитель, выводы судов об отсутствии законных оснований для учета изменений земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:7 (при выявленном пересечении с земельным участком с кадастровым номером 66:25:0106001:203) не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, в данном случае, основанием для учета изменений земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:7 является реестровая ошибка, выявленная кадастровым инженером в ходе кадастровых работ. При этом наличие выявленной реестровой ошибки Управлением Росреестра по Свердловской области не оспаривалось. Заявитель утверждает, что пересечение участков 66:25:0106001:7 и 66:25:0106001:203 в межевом плане устранено, на смежный участок 66:25:0106001:203 заполнен соответствующий раздел межевого плана с уточненными (исправленными) координатами точек, границы согласованы с правообладателем, о чем имеется личная подпись в акте согласования; кроме того, заявитель полагает, что в действительности площадь участка 66:25:0106001:203 не подлежит изменению, значение площади 9341 кв. м не подтверждено ни одним документом. Заявитель настаивает, что в результате учета по представленным документам изменение площади смежного участка не производится, так как представленный межевой план не содержал сведений о площади участка 66:25:0106001:203, то есть в результате учета площадь осталась бы неизменной; в межевом плане относительно участка 66:25:0106001:203 содержалась только лишь информация о координатах новых верных точек его смежной границы, которые должны быть внесены в ЕГРН. Заявитель полагает, что в результате кадастрового учета сведения ЕГРН о площади участка 66:25:0106001:203 не подлежали изменению, поскольку межевой план не содержал таких сведений, Управление Росреестра было обязано провести учет только лишь в части изменения координат смежной границы участка без изменения сведений о его площади; в данном случае кадастровым инженером уточнено местоположение отдельной части смежной границы земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203 в связи с исправлением выявленной в ходе кадастровых работ ошибки в целях устранения пересечения.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, обществом "Кадастриум" на основании договора подряда от 20.06.2019, заключенного с гр. Синцовой И.М., выполнены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:7, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район, р.п. Б. Исток, коллективный сад N 3, переданный в ведение, участок 40.
Результатом данных работ является межевой план от 30.10.2019, подготовленный кадастровым инженером Семеновым С.В., представленный в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества N 66-0-1-245/3001/2019-4350 от 01.11.2019.
По результатам рассмотрения принятых документов Управлением Росреестра по Свердловской области принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 12.11.2019 N 66/19-54629, о чем заявителю направлено уведомление N 66/19-54629 от 12.11.2019.
В уведомлении уполномоченный органа указал, что содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в частности: представленный межевой план по форме либо содержанию не соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным в соответствии с частью 13 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921; согласно представленному межевому плану меняется местоположение границ смежного земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203, границы которого установлены в соответствии с действующим законодательством. Площадь земельного участка 9579 кв. м, полученная по координатам, после их измерения по межевому плану, не соответствует сведениям о площади данного земельного участка 9341 кв. м, содержащимся в ЕГРН; в межевом плане в разделе "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" на смежный земельный участок с кадастровым номером 66:25:0106001:203 не заполнен реквизит SpecifyParcelApproximal и отсутствует раздел "акт согласования местоположения границы земельного участка", что не соответствует пункту 82 Требований к подготовке межевого плана.
По истечении срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета 12.02.2020 Управлением Росреестра по Свердловской области вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости N 66/20-4882.
Полагая, что решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости, является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, общество "Кадастриум" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке (часть 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В части 4 статьи 18 Закона N 218 определено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, в том числе, документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Исходя из положений части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Как указано в статье 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по решению государственного регистратора прав, в том числе в случаях, когда не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5. части 1 статьи 26), форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26), границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона (пункт 20 части 1 статьи 26).
Согласно статье 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Основанием приостановления осуществления кадастрового учета в порядке положений пункта 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ явилось установление несоответствия представленного вместе с заявлением от 01.11.2019 межевого плана Требований к подготовке межевого плана.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ утверждены форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке.
Согласно пункту 82 Требований к подготовке межевого плана, в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования. В результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ нескольких смежных земельных участков количество Актов согласования должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков.
Из материалов дела следует, что общество "Кадастриум" приняло на себя обязательства по выполнению работ по уточнению границ земельного участка, с кадастровым номером 66:25:0106001:7, расположенного по адресу: обл. Свердловская, р-н Сысертский, р.п. Б. Исток, коллективный сад N 3, переданный в ведение, участок 40, сведения о котором в ЕГРН имелись без указания границ.
Кадастровый учет в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203 осуществлен решением Управления Роснедвижимости по Свердловской области 01.02.2010 N 25/10-0417 на основании межевого плана от 26.01.2010. Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек границ земельного участка с КН 66:25:0106001:203 составляет 0,2 м, что соответствует нормативной точности в 0,2 кв. м для земель с/х назначения, установленной Требованиями к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 N 90.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:25:0106001:7 внесены в ГКН на основании инвентаризационной ведомости от 03.02.2003, как о ранее учтенном земельном участке, границы земельного участка уточнены 31.07.2003 на основании межевого дела N 2571 м, подготовленного ООО "Линия" в 2002 году.
Значение площади и местоположение границ указанных земельных участков, содержащиеся в кадастре недвижимости ЕГРН, соответствуют сведениям, содержащимся в документах, на основании которых они внесены.
Как установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 66:25:0106001:203 поставлен на кадастровый учет позже земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:7, при этом собственник земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:7 Синцова И.М. согласовала смежную границу между своим земельным участком и земельным участком с кадастровым номером 66:25:0106001:230, о чем имеется ее личная подпись в акте согласования. При этом заявитель и третье лицо Семенов С.В. полагают, что поскольку собственник участка с кадастровым номером с кадастровым номером N 66:25:0106001:7 Синцова И.М. лично подписала акт согласования границ уточняемого смежного участка, постольку она согласилась с изменением сведений о границах, ранее внесенных в ЕГРН.
В силу статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков. Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Вместе с тем в данном случае в порядке статьи 43 Закона N 218-ФЗ было выявлено, что при внесении в кадастр недвижимости Единого государственного реестра недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:7 в соответствии с межевым планом от 30.10.2019 указанные границы пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203.
Кроме того, при проведении проверки было выявлено, что при редактировании координат смежного земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203 на основании представленного межевого плана от 30.10.2019, изменяется местоположение его границ и его площадь уменьшается на 238 кв. м (с установленной площади 9579 кв. м на 9341 кв. м).
Таким образом, поскольку акт согласования границ в отношении смежного земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203 в состав межевого плана не включен, представленный межевой план подготовлен с нарушением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
Доводы общества "Кадастриум" о том, что Управление Росреестра по Свердловской области было обязано провести учет только лишь в части изменения координат смежной границы участка без изменения сведений о его площади; в данном случае кадастровым инженером уточнено местоположение отдельной части смежной границы земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203 в связи с исправлением выявленной в ходе кадастровых работ ошибкой в целях устранения пересечения, судами первой и апелляционной инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку с учетом положений частей 6, 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в данном случае уполномоченному органу не были представлены документы, свидетельствующие о наличии реестровых ошибок и содержащие необходимые для их исправления сведения.
Материалами дела подтверждено, что в результате внесения в ЕГРН сведений о границе смежных участков с кадастровыми номерами N 66:25:0106001:7, 66:25:0106001:203 в соответствии с подготовленным обществом "Кадастриум" межевым планом и без изменения описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203 в порядке статьи 43 Закона N 218-ФЗ площадь последнего участка изменилась бы в сторону уменьшения, поэтому в данном случае уполномоченный орган по имевшимся в его распоряжении документам не имел прав на изменение сведений ЕГРН путем исправления реестровой ошибки в порядке части 3 статьи 61 Закона NN218-ФЗ.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что принятые Управлением Росреестра по Свердловской области решение о приостановлении кадастрового учета и решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости N 66/20-4882 от 12.02.2020 являются законными и вынесены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, выводов судов не опровергают, по существу сводятся к несогласию заявителя с оценкой обстоятельств дела. Между тем, иная оценка заявителем жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование закона не свидетельствует о нарушении судами норм права и не может служить основанием для отмены судебных актов.
Суд кассационной инстанции полагает, что исходя из предмета и оснований заявленных требований, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены верно, доказательства исследованы и оценены надлежащим образом. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2020 по делу N А60-13139/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кадастриум" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества "Кадастриум" о том, что Управление Росреестра по Свердловской области было обязано провести учет только лишь в части изменения координат смежной границы участка без изменения сведений о его площади; в данном случае кадастровым инженером уточнено местоположение отдельной части смежной границы земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203 в связи с исправлением выявленной в ходе кадастровых работ ошибкой в целях устранения пересечения, судами первой и апелляционной инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены, поскольку с учетом положений частей 6, 7 статьи 61 Закона N 218-ФЗ в данном случае уполномоченному органу не были представлены документы, свидетельствующие о наличии реестровых ошибок и содержащие необходимые для их исправления сведения.
Материалами дела подтверждено, что в результате внесения в ЕГРН сведений о границе смежных участков с кадастровыми номерами N 66:25:0106001:7, 66:25:0106001:203 в соответствии с подготовленным обществом "Кадастриум" межевым планом и без изменения описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 66:25:0106001:203 в порядке статьи 43 Закона N 218-ФЗ площадь последнего участка изменилась бы в сторону уменьшения, поэтому в данном случае уполномоченный орган по имевшимся в его распоряжении документам не имел прав на изменение сведений ЕГРН путем исправления реестровой ошибки в порядке части 3 статьи 61 Закона NN218-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2021 г. N Ф09-8917/20 по делу N А60-13139/2020