Екатеринбург |
|
18 февраля 2021 г. |
Дело N А07-13834/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - Территориальное управление Росимущества в РБ, Управление, ответчик, заявитель кассационной жалобы) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2020 по делу N А07-13834/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А07-13834/2020, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
От Территориального управления Росимущества в РБ поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом округа рассмотрено и удовлетворено на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (далее - Башкортостанстат, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Территориальному управлению Росимущества в РБ, потребовав возложения на Управление обязанности изъять из оперативного управления и постоянного бессрочного пользования Башкортостанстата соответственно со снятием с баланса объекты недвижимого имущества:
-административное здание с кадастровым номером 02:73010718:571 общей площадью 422,6 кв. м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Баймак, ул. Пименова, д. 81;
-земельный участок с кадастровым номером 02:73:010718:385 площадью 594,0 кв. м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город Баймак, ул. Пименова, д. 81, - в течение 30-ти дней с даты вступления решения в законную силу.
Исковые требования изложены с учетом уточнения их предмета в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2020 исковые требования Башкортостанстата удовлетворены: на Территориальное управление Росимущества в РБ возложена обязанность принять в казну Российской Федерации поименованные в исковом заявлении объекты недвижимого имущества в течение 30-ти дней с даты вступления решения в законную силу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управления, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Росимущества в РБ, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит указанные решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, заявленные Башкортостанстатом в рамках настоящего дела требования направлены по факту на оспаривание письма Территориального управления Росимущества в РБ от 13.03.2020 N 02-УГ-04/2225, следовательно, могут быть рассмотрены только в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, но не в общеисковом порядке. Кроме того, заявитель жалобы указывает на наличие обременения в виде запрета на совершение регистрационных действий, наложенного постановлением Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств от 13.05.2020 N 123621772/0268, в связи с чем считает принятое по делу решение суда неисполнимым.
Башкортостанстат в отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения, считая приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено следующее.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в РБ от 20.12.2011 N 576 на праве оперативного управления за Башкортостанстатом было закреплено федеральное недвижимое имущество - административное здание с кадастровым номером 02:73010718:571 общей площадью 422,6 кв. м, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Баймак, ул. Пименова, д. 81.
Обозначенное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 02:73:010718:385 площадью 594,0 кв. м, расположенном по этому же адресу. Постановлением Администрации городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан от 12.05.2006 N 155 данный земельный участок предоставлен Башкортостанстату на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Право собственности Российской Федерации на здание с кадастровым номером 02:73010718:571 зарегистрировано в публичном реестре 04.06.2012 за N 02-04-21/010/2012-418 с выдачей свидетельства о государственной регистрации права серии 04 АГ N 695619 от 04.06.2012, право оперативного управления Башкортостанстата на это здание - 27.03.2012 за N 02-04-21/004/2012-338 с выдачей свидетельства о государственной регистрации права серии 04 АГ N 568745 от 27.03.2012.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 02:73:010718:385 зарегистрировано в публичном реестре 18.04.2013 за N 02-04-21/010/2013-213 с выдачей свидетельства о государственной регистрации права 04 АД N 367184 от 18.04.2013, право постоянного (бессрочного) пользования Башкортостанстата на этот земельный участок - 12.05.2009 за N 02-04-21/006/2006-19 с выдаче свидетельства о государственной регистрации права серии 04 АБ N 904716 от 17.04.2009.
Вышеуказанное административное здание использовалось Башкортостанстатом для размещения структурного подразделения Отдела государственной статистики в г. Баймак.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" и письма Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2005 N ДА-07/26988 при размещении государственных органов размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв. м общей площади на одного работника.
В результате проведения оптимизации штатная численность сотрудников Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан в Баймакском районе Республики Башкортостан составляет два человека.
Руководствуясь поручениями Федеральной службы государственной статистики, в целях эффективного использования федерального имущества а также ввиду сокращения федеральных бюджетных средств на его содержание Башкортостанстат решил передать излишние неиспользуемые площади во временное пользование или на баланс другим нуждающимся федеральным структурам, муниципальным органам, либо в казну Российской Федерации, в подтверждение чего в дело представлены письма от 07.04.2014 N ВЗ-16-2/1508-ТО, от 13.06.2014 N ВЗ16-2/2333-ТО.
В феврале 2020 г. Башкортостанстат согласовал с Федеральной службой государственной статистики отказ от права оперативного управления неиспользуемого имущества в соответствии с целями своей деятельности и передачу его в казну Российской Федерации со снятием с баланса Башкортостанстата, в подтверждение чего в дело представлено письмо от 11.02.2020 N СО-16-2/659-ТО.
Письмом от 26.02.2020 N АГ-03-13/187-ТС Башкортостанстат обратился в Территориальное управление Росимущества в РБ с просьбой принять в казну Российской Федерации недвижимое имущество по адресу: Республика Башкортостан, г. Баймак, ул. Пименова, д. 81.
Письмом от 13.03.2020 N 02-УГ-04/2225 ТУ Росимущества в РБ уведомило Башкортостанстат об отсутствии потребности федеральных органов исполнительной власти в данном имуществе и предложило проработать вопрос по передаче имущества на иной уровень собственности.
До настоящего судебного разбирательства спорное имущество в казну Российской Федерации не принято.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на неиспользование по назначению закрепленного за ним недвижимого имущества, Башкортостанстат обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал, что истец вправе отказаться от прав на административное здание с кадастровым номером 02:73010718:571 и земельный участок с кадастровым номером 02:73:010718:385 с возложением на собственника обязанности принять это имущество в казну Российской Федерации, поскольку оно не используется истцом по назначению в течение длительного времени ввиду оптимизации штатной численности сотрудников, повлекшей отсутствие необходимости в использовании помещений здания, при том, что на истца ложится бремя содержания этого имущества. Суд указал, что действия истца в связи с отказом от прав на имущество являются правомерными, направленными на обеспечение принципа соблюдения эффективности использования бюджетных средств и федерального имущества.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела, суд округа не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
Статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо обладает правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом.
На основании пункта 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 названного Кодекса.
В силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае закрепления имущества на праве оперативного управления за учреждением владение, пользование и распоряжение этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением имущества, осуществляет такое учреждение. Согласно пункту 2 указанной статьи собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
В силу пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
На основании пункта 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения соответствующего права у истца) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставлялось государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (пункт 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
На основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Из системного толкования приведенных выше положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации следует предусмотренная законом возможность отказа от имущества, предоставленного на праве оперативного управления.
На основании пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Как установлено судами по результатам исследования и оценки фактических обстоятельств дела, спорные объекты недвижимого имущества не используются Башкортостанстатом для осуществления его деятельности (так, часть площадей здания с кадастровым номером 02:73010718:571 передана в аренду иным лицам, а остальная площадь здания никем не используется, что не опровергнуто ответчиком), отказ от прав на это имущество согласован Башкортостанстатом с Федеральной службой государственной статистики.
Апелляционным судом отмечено, что Башкортостанстат обращался с соответствующим требованием к Территориальному управлению Росимущества в РБ об отказе от прав на неиспользуемое им по назначению имущество.
Башкортостанстат согласно Положению о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, утвержденному приказом Федеральной службы государственной статистики от 20.04.2018 N 237, осуществляет функции по сбору и обработке первичных статистических данных и административных данных для формирования и предоставления официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в субъекте Российской Федерации (Республике Башкортостан) Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам, а также, осуществляет оперативное управление имуществом территориального органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе осуществление поиска нуждающихся федеральных структур, муниципальных органов, субъектов малого и среднего предпринимательства в свободных площадях Положением о Башкортостанстате не предусмотрено.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений закона суды пришли к выводу о наличии у заявителя права на отказ от закрепленного за ним недвижимого имущества.
Применение по аналогии положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае истец реализовал свое право на отказ от прав на спорное недвижимое имущество надлежащим образом; факт того, что истец не использует это имущество, подтвержден материалами дела, следовательно, имущество подлежит передаче в казну Российской Федерации.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, Территориальное управление Росимущества в РБ осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Республики Башкортостан, иного федерального имущества, расположенного на территории Республики Башкортостан, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном данным Положением.
Пунктом 4.1.9 указанного Типового положения установлено, что территориальное управление Росимущества закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего (соответствующих) субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, как верно установлено судами, отказ ответчика в принятии в федеральную казну спорного имущества противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности в порядке, установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что имущество не используется заявителем по назначению в соответствии с целями его деятельности, при этом на него возлагаются дополнительные имущественные обременения в виде обязанности по содержанию имущества, суды пришли к правильному выводу о реализации заявителем своего права на отказ от прав на спорное имущество и наличии правовых оснований для передачи этого имущества в казну Российской Федерации, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, действующему законодательству, а также согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 307-ЭС18-2637, от 31.10.2018 N 304-ЭС18-17284.
Довод о неисполнимости принятого по делу решения в связи с наложением обременения на спорные объекты в виде запрета на совершение регистрационных действий являлся предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и надлежащим образом отклонен с учетом снятия ограничительных мер судебным приставом-исполнителем Аксановой Г.Х., в подтверждение чего в дело представлено постановление от 18.06.2020.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются как не влияющие на законность обжалуемых судебных актов, основанные на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к конкретным обстоятельствам рассматриваемого спора.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2020 по делу N А07-13834/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 февраля 2021 г. N Ф09-8951/20 по делу N А07-13834/2020