г. Челябинск |
|
13 ноября 2020 г. |
Дело N А07-13834/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Карпачевой М.И., Аникина И.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2020 по делу N А07-13834/2020.
Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (далее - истец, Башкортостанстат) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - ответчик, ТУ Росимущества) о возложении на ответчика обязанности изъять из оперативного управления Башкортостанстата со снятием с баланса объектов недвижимого имущества:
- административное здание с кадастровым номером 02:73010718:571 общей площадью 422,6 кв. м. расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Баймак, ул. Пименова, д. 81;
- земельный участок с кадастровым номером 02:73:010718:385, площадью 594,0 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город Баймак, ул. Пименова, д. 81 в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу (с учетом принятых уточнений).
Решением суда от 23.09.2020 (резолютивная часть объявлена 17.09.2020) исковые требования удовлетворены: суд обязал ответчика принять в казну Российской Федерации от Башкортостанстата следующее недвижимое имущество:
- административное здание с кадастровым номером 02:73010718:571 общей площадью 422,6 кв. м. расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Баймак, ул. Пименова, д. 81;
- земельный участок с кадастровым номером 02:73:010718:385, площадью 594,0 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город Баймак, ул. Пименова, д. 81 в течение 30 дней с даты вступления решения в законную силу.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе ТУ Росимущества (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права.
Полагает, что в силу норм статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) истец не вправе отказаться от права оперативного управления на здание и права постоянного бессрочного пользования на земельный участок, соответственно у ответчика отсутствует встречная обязанность по принятию недвижимого имущества в федеральную собственность. Прекращение прав на недвижимое имущество возможно только по основаниям, предусмотренным законом, и в данном случае они отсутствуют. Полагает, что по существу действия истца фактически направлены на оспаривание ответа Территориального управления, выраженного в письме от 13.03.2020 N 02-УГ-04/2225, то есть на оспаривание ненормативного акта.
Податель жалобы отмечает, что в отношении вышеперечисленных объектов недвижимого имущества в едином государственном реестре недвижимости имеется запись об обременении в виде запрета на совершение действий по регистрации на основании постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств о запрете на совершение действий по регистрации от 2020-05-13 N 123621772/0268, в связи с чем, решение суда является неисполнимым.
Отзыв на жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет" - в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, распоряжением ТУ Росимущества в Республике Башкортостан от 20.12.2011 N 576 на праве оперативного управления за Башкортостанстатом было закреплено федеральное недвижимое имущество - административное здание с кадастровым номером 02:73010718:571 общей площадью 422,6 кв. м. расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Баймак, ул. Пименова, д. 81. Указанное здание находится в федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 04.06.2012 года N 04 АГ 695619.
Указанное здание находится на земельном участке с кадастровым номером 02:73:010718:385, площадью 594,0 кв.м., расположенным по адресу: Республика Башкортостан, город Баймак, ул. Пименова, д. 81.
Постановлением Администрации городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан от 12.05.2006 N 155 указанный земельный участок предоставлен заявителю на праве на праве постоянного бессрочного пользования. Указанный земельный участок с кадастровым номером 02:73:010718:385, площадью 594,0 кв.м. находится в федеральной собственности, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 18.04.2013 года 3 04АД 367184.
Все права были зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Республике Башкортостан:
1. Право оперативного управления на здание зарегистрировано 27.03.2012, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.03.2012 сделана запись регистрации N 02-04-21/004/2012-338, и выдано свидетельство серии 04 АГ N 568745 от 27.03.2012.
2. Право собственности Российской Федерации на здание зарегистрировано 04.06.2012 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 02- 04-21/010/2012-418 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 04 АГ N695619 от 04.06.2012.
3. Право на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком зарегистрировано 17.04.2009, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.05.2006 сделана запись регистрации N 02-04-21/006/2006-19, и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 04 АБ N 904716 от 17.04.2009.
4. Право собственности Российской Федерации на земельный участок зарегистрировано 18.04.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 02-04-21/010/2013-213 и выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 04 АД N 367184 от 18.04.2013.
Вышеуказанное здание использовалось истцом для размещения структурного подразделения Отдела государственной статистики в г. Баймак.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" и в соответствии с письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2005 N ДА-07/26988 при размещении государственных органов, размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв. метров общей площади на одного работника.
В результате проведения оптимизации штатной численности, численность сотрудников Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан в Баймакском районе Республики Башкортостан составляет два человека.
Руководствуясь поручениями Федеральной службы государственной статистики (письма от 07.04.2014 N ВЗ-16-2/1508-ТО, от 13.06.2014 N ВЗ16-2/2333-ТО), в целях эффективного использования федерального имущества, а также ввиду сокращения федеральных бюджетных средств на его содержание Башкортостанстат передает излишние неиспользуемые площади во временное пользование или на баланс другим нуждающимся федеральным структурам, муниципальным органам, либо в казну Российской Федерации.
В феврале 2020 Башкортостанстат согласовал с Ростатом отказ от права оперативного управления неиспользуемого имущества в соответствии с целями своей деятельности и передачу его в казну Российской Федерации со снятием баланса Башкортостанстата (письмо от 11.02.2020 N СО-16-2/659-ТО).
26 февраля 2020 года письмом N АГ-03-13/187-ТС Башкортостанстат обратился в ТУ Росимущества в Республике Башкортостан с просьбой принять в казну Российской Федерации указанное имущество.
ТУ Росимущества в Республике Башкортостан в ответе (исх.N 02-УГ-04/2225 от 13.03.2020) уведомил об отсутствии потребности федеральных органов исполнительной власти в данном имуществе и предложил проработать вопрос по передаче имущества на иной уровень собственности.
До даты рассмотрения дела спорное имущество в казну Российской Федерации не принято.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, на неиспользование по назначению закрепленного за ним на праве оперативного управления недвижимого имущества, Башкортостанстат обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Удовлетворяя требования истца, суд признал, что у него имеется право отказаться от права оперативного управления с возложением на собственника обязанности принять имущество в казну Российской Федерации, поскольку имущество не используется по назначению истцом в течение длительного времени ввиду оптимизации штатной численности сотрудников Башкортостанстата, повлекшего отсутствие необходимости в использовании значительного объема закрепленного на праве оперативного управления имущества, при истцом на истца ложится бремя содержания данного имущества, действия по отказу от оперативного управления являются правомерными и направлены на обеспечение принципа соблюдения эффективности использования бюджетных средств и федерального имущества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными ст. 12 ГК РФ, перечень которых не является исчерпывающим.
В силу ст. 216 ГК РФ право оперативного управления имуществом является вещным правом.
В силу положений п. 1 ст. 296 ГК РФ собственник имущества вправе закрепить имущество за учреждением на праве оперативного управления для осуществления таким учреждением своей уставной деятельности.
В соответствии с нормой ранее действовавшей статьи 20 ЗК РФ государственным учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются на праве постоянного бессрочного пользования.
Аналогичные положения предусмотрены в действующей норме статьи 39.9 того же Кодекса.
Из материалов дела следует, что распоряжением ТУ Росимущества в Республике Башкортостан от 20.12.2011 N 576 на праве оперативного управления за Башкортостанстатом было закреплено федеральное недвижимое имущество - административное здание с кадастровым номером 02:73010718:571 общей площадью 422,6 кв. м., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Баймак, ул. Пименова, д. 81, а Постановлением Администрации городского поселения г. Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан от 12.05.2006 N 155 на праве на праве постоянного бессрочного пользования истцу также предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:73:010718:385, площадью 594,0 кв.м.
Ссылаясь на то, что указанное имущество не используется истцом для осуществления уставных задач в связи с оптимизацией кадрового состава Башкортостанстата, истец при согласовании письмом от 11.02.2020 N СО-16-2/659-ТО с Росстатом, обратилось в ТУ Росимущества письмом N АГ-03-13/187-ТС от 26.02.2020 с просьбой об изъятии имущества, на что был получен отказ в письме исх.N 02-УГ-04/2225 от 13.03.2020.
Согласно п. 2 ст. 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Согласно Положению о Территориальном органе Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, утв. Приказом Росстата от 20.04.2018 N 237 (л.д. 11) Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной службы государственной статистики, действующим на территории субъекта Российской Федерации (Республики Башкортостан), осуществляет функции по сбору и обработке пер первичных статистических данных и административных данных для формирования официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в субъекте Российской Федерации и предоставления её Федеральной службе государственной статистики, органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, организациям и гражданам.
Для исполнения указанных задач Башкортостанстат наделен полномочиями, указанными в разделе II Положения.
Применительно к норме п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Норма ст. 236 ГК РФ не исключает возможность прекращения права оперативного управления путем отказа от вещного права.
Согласно статье 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что в результате проведения оптимизации штатной численности, численность сотрудников Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан в Баймакском районе Республики Башкортостан составляет два человека, тогда как согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" и в соответствии с письмом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.11.2005 г. N ДА-07/26988 при размещении государственных органов, размер закрепляемой за ними на праве оперативного управления площади под административные цели исчисляется исходя из нормы 9 кв. метров общей площади на одного работника.
Часть площадей здания с кадастровым номером 02:73010718:571 общей площадью 422,6 кв. м., - в размере 183,1 кв.м. передана в аренду иным лицам, а остальная площадь здания ни кем не используется. Последнее обстоятельство ответчиком не опровергнуто (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Учитывая, что вышепоименованное недвижимое имущество фактически истцом не используется по объективным обстоятельствам, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для сохранения права оперативного управления за истцом.
Применение по аналогии положений статьи 236 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае Башкортостанстат реализовал свое право на отказ от права оперативного управления спорным имуществом надлежащим образом; факт того, что имущество не используется заявителем, подтвержден материалами дела, следовательно, спорное имущество подлежит передаче в казну Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 02:73:010718:385, площадью 594,0 кв.м. был предоставлен истцу как учреждению - органу государственной власти, в связи с прекращением права оперативного управления на здание с кадастровым номером 02:73010718:571 общей площадью 422,6 кв. м., подлежит также прекращению права на земельный участок.
Доказательств того, что передача имущества в федеральную казну приведёт к прекращению деятельности Башкортостанстата, учитывая, что имущество в полном объеме не используется при осуществлении уставной деятельности учреждения, в деле не имеется, судом не установлено.
Напротив, представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о нарушении прав заявителя ввиду возложения на него дополнительных имущественных обременений в виде обязанности по содержанию имущества и уплате налога (статьи 372-374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Доводам ответчика о том, что на спорные объекты наложен запрет на регистрационные действия, являлся предметом оценки суда первой инстанции, и обоснованно им отклонен с учетом снятия ограничительных мер судебным приставом исполнителем Аксановой Г.Х. Доказательств обратного ответчиком в апелляционной жалобы не приведено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика обязанности принять имущество в казну Российской Федерации в силу наличия у него в силу п. 2 ст. 296 ГК РФ исключительно правомочий по изъятию имущества у обладателя права оперативного управления и исчерпывающих оснований для прекращения права постоянного бессрочного пользования земельным участком, предусмотренных статьей 45 ЗК РФ, отклоняются, поскольку названные нормы не исключают общих способов прекращения права оперативного управления, предусмотренных главой 15 ГК РФ. а норма статьи 45 ЗК РФ прямо предусматривает право обладателя права постоянного бессрочного пользования на отказ от вещного права.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2020 по делу N А07-13834/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.А.Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-13834/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Бадамшина Л.Ф.