Екатеринбург |
|
24 февраля 2021 г. |
Дело N А47-5149/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Гавриленко О. Л., Черкезова Е. О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (управление, пенсионный фонд) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2020 по делу N А47-5149/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Управление обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Флагман" (далее - ответчик "Флагман", общество) о взыскании убытков в размере 72 596 руб. 89 коп. (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ахватов Н.И., Маслова Н.В., Евстифеев В.А., Демченко А.А., Смирнова Л.Г.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на отсутствие доказательств своевременного представления исходной отчетности за январь 2017 года, содержащей сведения о работающих пенсионерах и наличия технического сбоя, послужившего основанием пропуска срока представления такой отчетности; указывает на наличии вины общества в возникновении убытков и причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, работники общества "Флагман" (Ахватов Н.И., Маслова Н.В., Евстифеев В.А., Демченко А.А., Смирнова Л.Г.) являются получателями страховой пенсии по старости.
Вместе с тем отчетность за январь 2017 года, в котором указанные физические лица состоят в перечне застрахованных лиц, представлена ответчиком с нарушением срока, а именно 12.04.2018, что повлекло за собой необоснованность выплаты указанным лицам пенсии в большем размере, пересчитанной с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением с 01.04.2017 стоимости пенсионного коэффициента.
Впоследствии управлением принято решение о пересмотре размера пенсии в сторону уменьшения, и с 01.06.2018 пенсия названным лицам выплачивается без учета перерасчета пенсии.
Установив, что за период с апреля 2017 года по май 2018 года Ахватову Н.И. управлением излишне выплачена пенсия в размере 19 959 руб. 60 коп., Масловой Н.В. - в размере 8 400 руб. 14 коп., Евстифееву В.А. - в размере 22 788 руб. 34 коп., Демченко А.А. - 9 638 руб. 86 коп., а также Смирновой Л.Г. за период с апреля 2017 года по январь 2018 года - в размере 12 387 руб. 55 коп. (73 174 руб. 47 коп.) пенсионный фонд направил в адрес общества требования о возмещении излишне выплаченных сумм пенсии.
Задолженность обществом была погашена в части 577 руб. 60 коп. в отношении Демченко А.А., остаток задолженности составил 72 596 руб. 89 коп., что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из следующего.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (статья 15 ГК РФ).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12, 13 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
На основании части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 названного закона).
Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о пенсионном страховании), в целях реализации положений ч. 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на фонд, который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую, в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила), пунктом 84 которых установлено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от 15.12.2001 о пенсионном страховании, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.
В соответствии с пунктом 85 Правил определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона о страховых пенсиях, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случаях, предусмотренных частью 9 и 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях (пункт 88 Правил).
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона страховых пенсиях (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.
Как установлено судом, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь 2017 года обществом в пенсионный фонд представлены 10.02.2017 в виде исходной, отменяющей и дополняющий форм, 15.02.2017, 16.02.2017 соответственно.
Управлением же за период с 01.04.2017 по 31.05.2018 произведена индексация пенсии застрахованным пенсионерам - Ахватову Н.И., Масловой Н.В., Евстифееву В.А., Демченко А.А., с 01.04.2017 по 31.05.2018 - Смирновой Л.Г.
Однако отчетность по форме СЗВ-М за январь 2017 года, содержащая сведения о продолжении работы застрахованных пенсионеров - Ахватова Н.И., Масловой Н.В., Евстифеева В.А., Демченко А.А., Смирновой Л.Г. представлена в управление до вынесения распоряжения о перерасчете пенсии.
Судами принят во внимание факт своевременной сдачи ответчиком дальнейшей отчетности за март и последующие месяцы 2017 с данными об указанных пенсионерах. Надлежащие сведения по форме СЗВ-М за последующие периоды, в том числе за февраль, март 2017 обществом представлялись в установленные сроки.
Таким образом, управление с февраля 2017 владело информацией о том, что пенсионеры Ахватов Н.И., Маслова Н.В., Евстифеев В.А., Демченко А.А., Смирнова Л.Г. фактически не прекратили осуществление трудовой деятельности в обществе "Флагман". Между тем управление не воспользовалось сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, прямо подтверждающими отсутствие перерыва в трудовой деятельности застрахованного лица, в основу принятого решения об индексации и последующей выплаты положен исключительно факт непредставления сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за один период - январь 2017 года.
Из материалов дела следует, что исходная отчетность за январь 2017, содержащая сведения о работающих пенсионерах, направлена обществом, однако расхождения в сведениях по работникам общества за январь 2017 года по причине технического сбоя выявлены управлением спустя год - 10.04.2018.
Принимая во внимание изложенное выше, суды пришли к верному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями общества "Флагман" по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М и причиненным пенсионному фонду ущербом виде излишне выплаченных сумм пенсии.
Кассационная жалоба управления не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии выводов судов установленным ими обстоятельствам по делу, а изложенные в ней доводы повторяют доводы, которые являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанций, и основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 07.09.2020 по делу N А47-5149/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона страховых пенсиях (пункт 88 Правил).
Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона, по дату устранения указанного обстоятельства включительно."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 февраля 2021 г. N Ф09-756/21 по делу N А47-5149/2019