Екатеринбург |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А76-12161/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Сирота Е.Г., Гайдука А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2020 по делу N А76-12161/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский Сад общеразвивающего вида N 18" (ОГРН: 1027401353726, ИНН: 7423018026; далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Спецсервис" (ОГРН: 1047406503165, ИНН: 7413010797; далее - общество "Спецсервис", ответчик) о согласовании проекта договора N 37506 (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2020 исковые требования удовлетворены, разногласия при заключении договора урегулированы, спорные пункты договора N 37506 урегулированы в редакции истца:
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2020 исковые требования МБДОУ N 18 удовлетворены, урегулированы разногласия при заключении договора, спорные пункты договора N 37 506 согласованы в редакции истца на следующих условиях:
Преамбула: "Общество с ограниченной ответственностью "Спецсервис", именуемое в дальнейшем региональным оператором, в лице заместителя начальника отдела по работе с клиентами Диденко Льва Дмитриевича, действующего на основании доверенности N 6/1 от 01.01.2019 г. и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кыштымского кластера Челябинской области от 23.11.2017 г., с одной стороны, и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида N 18", именуемое в дальнейшем потребителем, в лице заведующего Лебедевой Оксаны Анатольевны, действующей на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем сторонами, руководствуясь требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту также - Закон), заключили настоящий договор о нижеследующем:".
Абзац 1 пункта 2.1: "Размер ежемесячной платы по договору определяется с учетом цены и утвержденных в установленном порядке нормативов накопления отходов на одну расчетную единицу и количества расчетных единиц".
Абзац 3 пункта 2.1: "Цена договора составляет 44 946 рублей 25 копеек (Сорок четыре тысячи девятьсот сорок шесть рублей 25 копеек)".
Пункт 2.3: "Расчет ежемесячной стоимости услуг по договору отражается в счете (квитанции) на оплату и акте. До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО".
Пункт 2.5: "В случае просрочки оплаты услуг Потребителем более чем на 30 дней Региональный оператор вправе приостановить оказание услуг по настоящему договору, предварительно уведомив об этом Потребителя за три рабочих дня. Оказание услуг возобновляется после исполнения Потребителем обязанности по оплате услуг Регионального оператора".
Исключить из подпункта г) пункта 4.3. фразу: "Контейнеры для ТКО приобретаются потребителями самостоятельно".
Дополнить пункт 4.1 подпунктом д): "Предоставить Потребителю контейнеры для ТКО".
Дополнить пункт 4.1. подпунктом е): "Принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством".
Дополнить пункт 4.4 подпунктом в): "Приостанавливать оплату услуг по договору в случае неисполнения Региональным оператором обязанностей, установленным пунктом 4.1. договора".
Пункт 5: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (абзац 1 подпункта а) пункта 5)".
Пункт 7.4: "При неисполнении Потребителем условий, предусмотренных п. 2.2 настоящего договора, Региональный оператор оставляет за собой право приостановить исполнение своих обязательств по настоящему договору до устранения нарушений со стороны Потребителя".
Пункт 7.5: "В случае переполнения контейнеров при условии соблюдения Региональным оператором периодичности вывоза ТКО, установленной в соответствии с договором и действующим законодательством РФ, Региональный оператор не несет ответственности за невывоз отходов, образующихся сверх заявленного по договору объема, при этом Региональный оператор уведомляет о данном факте Потребителя направляет ему проект дополнительного соглашения к договору в части заявленного по договору объема (с внесением изменений в Приложения NN 1-2)".
Приложение 1 к договору, графа "Объем принимаемых ТКО": "10,53 м3 в месяц".
Приложение 1 к договору, графа "Периодичность вывоза ТКО": "Согласно требований п. 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19, при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение 3-х суток плюс 5 °С и выше - по рабочим дням ежедневно; плюс 4 °С и ниже - в понедельник, среду, пятницу".
Приложение 2 к договору, графа "Наименование расчетной единицы" - "1 ребенок".
Приложение 2 к договору, графа "Количество расчетных единиц" - "195".
Приложение 2 к договору, графа "Объем (м3) - 10, 53 м3 в месяц, 63,18 м3 за 6 мес., 126,36 м3 в год".
Приложение 2 к договору, графа "Размер годовой платы, руб. - ежемесячная плата - 3 678,97 руб. в месяц, 22 073,83 руб. в период с 01.01.2020-30.06.2020; 3 812,07 руб. в месяц, 22 872,42 руб. в период с 01.07.2020-31.12.2020. Итого за год: 44 946, 25 руб."
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество "Спецсервис" обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), заявитель утверждает, что в связи с неурегулированием разногласий между сторонами при заключении договора на обращение с ТКО N 448 должны действовать условия типового договора. У регионального оператора отсутствует обязанность по включению в договор условий, отсутствующих в типовом договоре.
Заявитель также утверждает, что законодательством не предусмотрена безусловная обязанность регионального оператора по приобретению контейнеров для всех потребителей. Кроме того, суды не учли, что ответчик в 2020 году уже приобрел и установил контейнеры в рамках 1% валовой выручки.
Ответчик полагает, что расчет размера ежемесячной платы исходя из объема контейнера и графика сбора ТКО является законным, поскольку основан на положениях Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 5050, позволяет определять цену услуги исходя из фактического объема накопленных истцом ТКО, а не исходя из нормативов, которые являются среднегодовыми показателями для всех аналогичных организаций.
По мнению заявителя, сбор ТКО, осуществляемый через день не нарушает требования пункта 2.12 СанПин 2.1.7.3550-19.
Учреждение представило письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов общества "Спецсервис". По мнению истца, обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Учреждением также заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, 17.02.2020 учреждением получен направленный обществом "Спецсервис" проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) N 37506 (далее - договор).
Истец направил ответчику предложение о внесении изменений в проект договора.
Ответчик 23.03.2020 направил истцу протокол согласования разногласий к протоколу разногласий к договору N 37506.
Отсутствие урегулирования разногласий условий договора по соглашению сторон явилось основанием для обращения с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал на согласование договора в редакции истца.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение без изменения, с выводами суда первой инстанции согласился, признал их правильными, соответствующими требованиям закона.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пунктах 2, 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пунктов 1, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также регулируются нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации о возмездном оказании услуг.
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (статья 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Обязанность ответчика, являющегося региональным оператором и осуществляющего деятельность по оказанию услуг по обращению с ТКО, заключить договор с истцом вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в области обращения ТКО.
Пунктом 8 (10) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами) (далее - Постановление N 1156) установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8 (6) и 8 (7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
Согласно пункту 8 (11) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Пунктом 8 (15) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) Правил N 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) Правил N 1156.
Между тем вопреки доводам подателя жалобы, специфика законодательства в области обращения с ТКО не отменяет предоставленную законодателем возможность разрешать преддоговорной спор в судебном порядке, предусмотренном статьями 445 - 446 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Содержание конкретного договора не ограничивается условиями типовой формы. Стороны вправе дополнить договор иными условиями, в том числе при недостижении соглашения - путем обращения с соответствующим иском.
В соответствии с Законом N 89-ФЗ и пунктом 25 Правил N 1156 к существенным условиям договора относятся: предмет договора; планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов; периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами; предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов; способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов; сроки и порядок оплаты услуг по договору; права и обязанности сторон по договору; порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов; ответственность сторон.
Суды правомерно изложили абзац 1 пункта 2.1 договора в редакции учреждения: "Размер ежемесячной платы по договору определяется с учетом цены и утвержденных в установленном порядке нормативов накопления отходов на одну расчетную единицу и количества расчетных единиц".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом, пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет таких отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
Пунктом 8 Правил N 505 предусмотрено, что учет твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем 3 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Таким образом, установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен лишь при наличии раздельного накопления ТКО.
Раздельное накопление сортированных твердых коммунальных отходов следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления твердых коммунальных отходов и фактического выполнения потребителями разделения таких отходов по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.
Судами установлено, что учреждение не осуществляет раздельный сбор ТКО, следовательно, учет в отношении истца должен производиться исходя из норматива накопления отходов на одну расчетную единицу и количества расчетных единиц (детей).
Суды оставили абзац 3 пункта 2.1 в редакции учреждения: "Цена договора составляет 44 946 рубля 25 копеек", исходя из того, что расчет цены договора за первое полугодие произведен истцом в соответствии с пунктом 4.1 приложения к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 21.08.2017 N 42/1 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Челябинской области" (далее - Постановление N 42/1).
Так, для дошкольных образовательных учреждений установлена расчетная единица "1 ребенок", норматив образования отходов на которую - 0,647 м3/расчетную единицу в год.
Суды, проверив расчет цены, пришли к выводу, что предложенная истцом редакция соответствует пункту 8 (18) Правил N 115.
Урегулировав разногласия сторон в отношении пункта 4.1. договора, суды дополнили к нему подпунктом "д" в редакции истца: "Предоставить Потребителю контейнеры для ТКО".
Общество "Спецсервис" со ссылкой на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.01.2019 N 47/928 возражает против расширения обязанностей регионального оператора, утверждая, что законодательством на него не возложено обязательство по приобретению и установки контейнеров всем потребителям.
Суд первой инстанции, проанализировав данное письмо, отметил, что в нем рассматривается вопрос приобретения контейнеров для потребителей в жилом фонде, к которым истец не относится, как не относится и к собственникам земельного участка, на котором расположено место накопления ТКО, а также организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. В этой связи следует учитывать, что письма Минприроды России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
При этом у истца законодательно установленная обязанность приобретать контейнеры отсутствует.
Согласно пункту 90 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", необходимая валовая выручка регионального оператора определяется в соответствии с методическими указаниями как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, включая обработку твердых коммунальных отходов, в том числе собственная необходимая валовая выручка регионального оператора, относимая на такие виды деятельности, расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, а также расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления твердых коммунальных отходов и их содержание, уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов и расходов, связанных с предоставлением безотзывной банковской гарантии в обеспечение исполнения обязательств по соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором. Расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.
Кроме того, на основании подпункта "д" пункта 11 формы типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641", региональный оператор обязан принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Ответчиком в нарушение указанной императивной нормы, из проекта договора обязанность регионального оператора по своевременной замене контейнеров была исключена.
При этом ответчиком в проект договора включен подпункт "м" пункта 4.3, согласно которому на истца возлагается обязанность возместить ответчику стоимость ремонта либо стоимость его контейнера в случае порчи, утраты, хищения либо полной гибели.
Более того, согласно письму Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 04.09.2020 N 04/5120 при установлении долгосрочных тарифов на 2020 - 2020 годы (Постановление МТРиЭ от 18.12.2019 N 96/123) в необходимой валовой выручке общества "Спецсервис" на 2020 год учтены расходы на приобретение контейнеров и их содержание в размере 2 572 тыс. руб. 50 коп.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных выше норм законодательства и проекта договора, суды правильно установили, что контейнер для накопления ТКО должен быть предоставлен ответчиком.
Изложив пункт 4.1. договора в редакции истца с добавлением подпункта "е": "Принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, в порядке и сроки, установленные законодательством", суды исходили из подпункта "д" пункта 11 типового договора аналогичного содержания.
Ответчик в суде первой инстанции согласился с необходимостью включения в проект договора указанной нормы.
В связи с тем, что суды возложили на регионального оператора обязанность по обеспечению потребителя контейнером, в подпункте "г" пункта 4.3 правомерно исключена фраза "Контейнеры для ТКО приобретаются потребителями самостоятельно".
Суды согласовали пункт 4.4. договора в редакции учреждения с добавлением подпункта "в": "Приостанавливать оплату услуг по договору в случае неисполнения Региональным оператором обязанностей, установленных пунктом 4.1 договора".
Кроме того, в части указания в договоре о приостановлении услуг истцу со стороны ответчика в случае нарушения пункта 4.3. проекта договора, суды правомерно указали, что в данной части встречное представление не может быть основано на несправедливых договорных условиях.
Суды согласовали пункт 5 договора в редакции истца: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема (абзац 1 подпункта а) пункта 5)".
Редакция учреждения соответствует подпункту "а" пункта 5 Правил N 505, пункту 4.1. Приложения к постановлению N 42/1, пункту 15 типового договора, в соответствии с которыми в договоре необходимо указать способ учета ТКО: либо расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО, либо исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, либо исходя из массы ТКО.
Суды верно исходили из того, что положения пункта 15 типового договора являются императивными для сторон, ответчик неправомерно исключил положения относительно способа учета объема ТКО из пункта 5 своего проекта договора.
Пункт 7.4 договора согласован в редакции учреждения: "При неисполнении потребителем условий, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего договора, региональный оператор оставляет за собой право приостановить исполнение своих обязательств по настоящему договору до устранения нарушений со стороны потребителя".
Проанализировав редакцию пункта, предложенную обществом "Спецсервис", установив чрезмерность в определении оснований для приостановления ответчиком исполнения услуг по обращению с ТКО, суды согласились с доводами истца о необходимости ограничить право на отказ от оказания услуг.
Пункт 7.5 договора изложен в редакции учреждения: "В случае переполнения контейнеров при условии соблюдения Региональным оператором периодичности вывоза ТКО, установленной в соответствии с договором и действующим законодательством РФ, Региональный оператор не несет ответственности за невывоз отходов, образующихся сверх заявленного по договору объема, при этом Региональный оператор уведомляет о данном факте Потребителя и направляет ему проект дополнительного соглашения к договору в части заявленного по договору объема (с внесением изменений в Приложения N N 1-2)".
Уточнение истца о том, что региональный оператор не отвечает за невывоз ТКО, образующихся сверх заявленного, только в случае соблюдения им периодичности вывоза, установленной договором и действующим законодательством Российской Федерации, не противоречит требованию законодательства и правомерно признано судами, учитывающее сложившиеся обстоятельства отношений сторон.
Графа "Объем принимаемых ТКО" приложения N 1 к договору изложена в редакции учреждения: "10, 53 м3 в месяц".
Расчет объема ТКО Истцом произведен по формуле:
расчетная единица х количество расчетных единиц х норматив образования отходов ТКО на одну расчетную единицу за 1 месяц х количество месяцев - 1 ребенок х 195 чел. х 0, 647 м3/расчетную единицу в год/ 12 месяцев = 10,53 м3 за 1 месяц;
10,53 м3 х 6 месяцев = 63,18 м3 за 6 мес.;
10,53 м3 х 12 месяцев = 126,36 м3 в год.
Расчет проверен и признан судами не противоречащим действующему законодательству.
Графа "Периодичность вывоза ТКО" приложения N 1 к договору изложена в редакции истца: "Согласно требований п. 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19, при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение 3-х суток плюс 5 °C и выше - по рабочим дням ежедневно; плюс 4 °C и ниже - в понедельник, среду, пятницу".
Данная редакция пункта соответствует положениям подпунктов 4, 5 пункта 9 раздела 3 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2018 N 198-П, пунктами 1.2, 2.12 СанПин 2.1.7.3550-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20.
Вопреки доводам заявителя жалобы, из системного толкования указанных правовых норм следует, что ТКО должны вывозиться ежедневно.
Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, а также оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предложенные истцом и ответчиком редакции спорного договора, суды правомерно урегулировали разногласия сторон и определили его условия в редакции истца.
С учетом изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.08.2020 по делу N А76-12161/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецсервис" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Редакция учреждения соответствует подпункту "а" пункта 5 Правил N 505, пункту 4.1. Приложения к постановлению N 42/1, пункту 15 типового договора, в соответствии с которыми в договоре необходимо указать способ учета ТКО: либо расчетным путем исходя из норматива накопления ТКО, либо исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, либо исходя из массы ТКО.
...
Графа "Периодичность вывоза ТКО" приложения N 1 к договору изложена в редакции истца: "Согласно требований п. 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19, при среднесуточной температуре наружного воздуха в течение 3-х суток плюс 5 °C и выше - по рабочим дням ежедневно; плюс 4 °C и ниже - в понедельник, среду, пятницу".
Данная редакция пункта соответствует положениям подпунктов 4, 5 пункта 9 раздела 3 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2018 N 198-П, пунктами 1.2, 2.12 СанПин 2.1.7.3550-19, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 февраля 2021 г. N Ф09-169/21 по делу N А76-12161/2020