Екатеринбург |
|
26 февраля 2021 г. |
Дело N А76-38675/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Гавриленко О.Л., Кангина А.В.,
с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Альфа-Стоун" Чучмана Михаила Романовича (далее - конкурсный управляющий) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.07.2020 по делу N А76-38675/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд прибыли представители:
конкурсного управляющего - Маслова Т.А. (доверенность от 01.09.2020);
Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Челябинской области (далее - Управление, административный орган) - Сафонова Е.А. (доверенность от 11.01.2021).
Конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением об отмене постановления Управления о привлечении к административной ответственности от 06.05.2019 N 15.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УралСтройЩебень" (далее - общество "УралСтройЩебень").
Решением суда первой инстанции от 29.07.2020 постановление Управления от 06.05.2019 N 15 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), изменено, назначенное обществу с ограниченной ответственностью "АльфаСтоун" (далее - общество "Альфа-Стоун") административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. снижено до 100 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе конкурсный управляющий просит названные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что общество "АльфаСтоун" находится в процедуре банкротства и требования соблюдения промышленной безопасности не были исполнены по причинам, не зависящим ни от самого должника, ни от конкурсного управляющего в силу сложившейся у общества "АльфаСтоун" финансовой ситуации.
Кроме того, конкурсный управляющий ссылается на то, что все составленные административным органом процессуальные документы в отношении общества "Альфа-Стоун" направлялись по адресу, который не является надлежащим. Актуальный адрес конкурсного управляющего был указан в официальных ресурсах, предусмотренных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), а именно в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2017 по делу N А76-24933/2013 конкурсным управляющим должника утвержден Чучман М.Р.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 14.01.2019 N Ч-76-р в период с 28.01.2019 по 01.02.2019 проведена плановая выездная проверка в отношении общества "Альфа-Стоун" на предмет соблюдения обязательных требований законодательных, нормативных правовых и нормативных технических документов в области промышленной безопасности и в области безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Как следует из материалов проверки, в государственном реестре за обществом "Альфа-Стоун" зарегистрирован опасный производственный объект II класса опасности "Карьер" регистрационный номер А56-70333-0001 по адресу: Челябинская область, Сосновский район, 4,5 км к северо-западу от п. Полетаево.
В ходе проведенной плановой выездной проверки административным органом выявлены нарушения промышленной безопасности на опасном производственном объекте, а именно: на момент проведения проверки предприятие находится в стадии ликвидации, горные работы не ведутся, отсутствует проект на ликвидацию (консервацию) карьера; горные работы не ведутся, но опасный производственный объект II класса опасности не снят с государственной регистрации опасных производственных объектов; в нарушении установленных требований не произведено страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте II класса опасности; в нарушении установленных требований не осуществляется маркшейдерское обеспечение карьера.
По итогам проведенной проверки Управлением составлен акт проверки от 01.02.2019 N Ч-76-р и выдано предписание от 01.02.2019 N Ч-76-р об устранении обществом "Альфа-Стоун" выявленных нарушений.
В отношении общества "Альфа-Стоун" Управлением 29.03.2019 составлен протокол об административном правонарушении N 15. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 06.05.2019 вынесено постановление N 15 о привлечении общества "АльфаСтоун" к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Полагая, что названное постановление недействительно, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества "Альфа-Стоун" состава вмененного правонарушения, установив наличие оснований для снижения назначенного административного штрафа, изменил постановление административного органа, снизив размер взыскиваемого штрафа до 100 000 руб. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Предметом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, является опасный производственный объект.
К числу опасных производственных объектов могут относиться предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий при этом не требуется.
Приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 N 599 утверждены Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых (далее - Правила N 599).
В соответствии с пунктом 6 Правил N 599 объекты, на которых ведутся горные работы, переработка полезных ископаемых, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к категории опасных производственных объектов, подлежат регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.
Организации, эксплуатирующие объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, обязаны осуществлять маркшейдерское обеспечение работ, на основании соответствующей лицензии или заключать договоры по маркшейдерскому обеспечению работ с организациями, имеющими лицензию (пункт 15 Правил N 599).
На основании пункта 20 Правил N 599 проектная документация объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проектная документация на консервацию и ликвидацию, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях на техническое перевооружение объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе промышленной безопасности. Отклонения от проектной документации не допускаются.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязаны, в том числе, заключать договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда (пункт 10 правил N 599).
Судами установлен и материалами дела подтвержден факт нарушения обществом "АльфаСтоун" требований промышленной безопасности. При этом судами указано, что административной проверкой установлено, что опасный производственный объект из государственного реестра не исключен. Кроме того, из материалов дела следует, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, общество "Альфа-Стоун" не заключало. Также, Управлением установлено нарушение, выразившееся в несоблюдении пункта 15 Правил N 599 в части неосуществления обществом "Альфа-Стоун" обязательного маркшейдерского обеспечения.
Названные обстоятельства правомерно расценены судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества "Альфа-Стоун", события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом "Альфа-Стоун" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества "Альфа-Стоун" в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "Альфа-Стоун" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Однако суд первой инстанции с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ правомерно снизил размер административного штрафа до 100 000 руб.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом "Альфа-Стоун" требования в названной части и отказали в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого постановления Управления.
Следует отметить, что доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о ненадлежащем извещении, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.07.2020 по делу N А76-38675/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего обществом с ограниченной ответственностью "Альфа-Стоун" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлен и материалами дела подтвержден факт нарушения обществом "АльфаСтоун" требований промышленной безопасности. При этом судами указано, что административной проверкой установлено, что опасный производственный объект из государственного реестра не исключен. Кроме того, из материалов дела следует, что договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта, общество "Альфа-Стоун" не заключало. Также, Управлением установлено нарушение, выразившееся в несоблюдении пункта 15 Правил N 599 в части неосуществления обществом "Альфа-Стоун" обязательного маркшейдерского обеспечения.
...
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом "Альфа-Стоун" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества "Альфа-Стоун" в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "Альфа-Стоун" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Однако суд первой инстанции с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ правомерно снизил размер административного штрафа до 100 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 февраля 2021 г. N Ф09-8884/20 по делу N А76-38675/2019