Екатеринбург |
|
02 марта 2021 г. |
Дело N А60-151/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Беляевой Н.Г., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2020 по делу N А60-151/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства обороны Российской Федерации Кожевникова Л.Д. (доверенность от 20.11.2020 N 207/10/010/д/433).
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным Приказа N 498 от 17.09.2019 (далее - Приказ) в части включения в перечень выявленных объектов культурного наследия Свердловской области объектов, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401048:8.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, Муниципальное казенное учреждение "Городское благоустройство".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значения для дела, просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. Министерство обороны Российской Федерации указывает на непривлечение к участию в деле пользователя земельного участка в лице федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа". Ссылается на отсутствие у общества с ограниченной ответственностью "Первая архитектурно-производственная мастерская" (далее - общество "Первая архитектурно-производственная мастерская") открытого листа на проведение археологических работ. Сопроводительное письмо N 29 от 16.09.2019, по мнению Министерства, не является заявлением о выявлении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и включении его в реестр. Министерство обороны Российской Федерации указывает на то, что в нарушение пункта 8 статьи 18 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-ФЗ) объект "кладбище на территории Зеленой Роща" до сих пор не включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации указывает, что поскольку земельный участок изъят из оборота, то наложение каких-либо ограничений на спорный земельный участок, относящийся к землям обороны и безопасности, и допуск посторонних лиц, может подорвать экономическую безопасность и обороноспособность государства и породить непригодность использования земельного участка в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Ссылается на отсутствие у Администрации города Екатеринбурга, как уполномоченного органа в вопросах захоронений, информации о захоронениях на территории парка.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено следующее.
Управлением издан Приказ N 498 от 17.09.2019 о включении выявленного объекта археологического наследия "Кладбище XIX - начала XX веков на территории парка Зеленая Роща в городе Екатеринбурге" в перечень выявленных объектов культурного наследия Свердловской области.
Исходя из содержания Приказа на объекте "Кладбище XIX - начала XX веков на территории парка Зеленая Роща в городе Екатеринбурге", в том числе на территории земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401048:8, закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением "Приволжско-Уральское ТУИО", расположены надмогильные конструкции, предположительно имеющие археологическую ценность.
Учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО", полагая, что приказ Управления не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Заявителя, поскольку накладывает на учреждение дополнительные обязанности, требующие его материальных, трудовых и временных затрат, подавляет экономическую самостоятельность, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что приказ соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов учреждения "Приволжско-Уральское ТУИО" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, поддержал выводы суда первой инстанции, указав, что сам по себе факт включения выявленного объекта археологического наследия в перечень выявленных объектов культурного наследия прав заявителя, в том числе в сфере земельных отношений, не нарушает, препятствий его деятельности не создает.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно подпункту 10-2 статьи 8 Закона Свердловской области от 21 июня 2004 года N 12-03 "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области" уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области.
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области N 1216 - ПП от 28.12.2015 (далее - Положение), Управление является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Свердловской области.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 10 Положения в сфере выявления и государственного учета объектов культурного наследия Управление осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия:
1) организует проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ (далее - объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия);
2) формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области (далее - перечень выявленных объектов культурного наследия).
Согласно абзацу второму подпункта 1 пункта 18 Положения управление с целью реализации полномочий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 10 Положения, принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень.
В силу пункта 1 статьи 95 Закона Свердловской области N 4-ОЗ от 10 марта 1999 года "О правовых актах в Свердловской области" Министерства Свердловской области, департаменты Свердловской области, комитеты Свердловской области, главные управления Свердловской области, управления Свердловской области и инспекции Свердловской области в пределах своей компетенции на основании и во исполнение федерального законодательства, Устава Свердловской области и законов Свердловской области, указов Губернатора Свердловской области и постановлений Правительства Свердловской области принимают приказы, комиссии Свердловской области - постановления, администрации управленческих округов Свердловской области - распоряжения, территориальные управления Свердловской области и территориальные отделы Свердловской области - приказы, территориальные комиссии Свердловской области - постановления.
Руководствуясь изложенным, судами установлено, что принятие приказа о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия входит в компетенцию управления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, специалистами общества с ограниченной ответственностью "Первая архитектурно-производственная мастерская" на основании открытого листа (разрешения) N 0420-2019, выданного Министерством культуры Российской Федерации, проведены археологические исследования, в процессе которых на территории парка Зеленая Роща выявлен объект археологического наследия "Кладбище XIX - начала XX веков на территории парка Зеленая Роща в городе Екатеринбурге".
Общество "Первая архитектурно-производственная мастерская" направило в управление с сопроводительным письмом N 29 от 16.09.2019 материалы о проведении научно-исследовательских работ: археологическая разведка в Ленинском районе г. Екатеринбурга на территории парка Зеленая Роща с информацией о выявлении указанного объекта археологического наследия.
Во исполнение положений статьей 16.1 и 45.1 Закона N 73-ФЗ на основании письма общества "Первая архитектурно-производственная мастерская" N 29 от 16.09.2019, управление приказом включило указанный объект археологического наследия в Перечень выявленных объектов культурного наследия Свердловской области, о чем заявитель был проинформирован письмом N 38- 01-82/3782 от 01.10.2019.
Согласно статье 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.
В соответствии со статьей 15 Закона N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
Статьей 16.1 Закона N 73-ФЗ установлено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более девяноста рабочих дней со дня регистрации в региональном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 16 статьи 16.1 Закона N 73-ФЗ объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Указанные разрешения выдаются в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации N 1009 от 10.05.2016 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия".
В соответствии с нормами статьи 45.1. Закона N 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Руководствуясь изложенным, суды, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, приняв во внимание, что управление действовало в пределах своих полномочий, основания для включения объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия имелись, установив, что приказ соответствует положениям Закона N 73-ФЗ, обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 45.1 Закона N 73-ФЗ порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.
Согласно пункту 11 статьи 45.1 Закона N 73-ФЗ в случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.
В соответствии с пунктом 7.6.1. Методики определения границ территорий объектов археологического наследия, разработанной Институтом археологии Российской академии наук и рекомендованной Министерством культуры Российской Федерации письмом N 12-01-39/05-АБ от 27.01.2012 к применению органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и охраны культурного наследия, с 01.01.2012, определение границы территории объекта археологического наследия - исторического культурного слоя города (поселения) - может быть проведено на основании анализа архивного материала, архивного картографического материала, анализа исторически сложившейся градостроительной ситуации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, специалисты общества "Первая архитектурно-производственная мастерская" на основании плана г. Екатеринбурга 1856 года пришли к выводу о наличии в границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401048:8 объекта археологического наследия "Кладбище XIX - начала XX веков на территории парка Зеленая Роща в городе Екатеринбурге" и, определив его границы, направили в Управление материалы проведенных археологических разведок с письмом N 29 от 16.09.2019.
Руководствуясь изложенным, суды пришли к верному выводу о том, что границы установлены в соответствии с методикой определения границ территорий объектов археологического наследия и выявление в границах земельного участка с кадастровым номером 66:41:0401048:8 объекта археологического наследия "Кладбище XIX - начала XX веков на территории парка Зеленая Роща в городе Екатеринбурге" не нарушает права заявителя.
Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что по результатам проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, физические и юридические лица вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), рекомендуемый образец которого приведен в приложении к настоящему порядку
В соответствии с пунктом 8 Порядка включение объекта в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заявления, оформленного в соответствии с пунктами 2 - 6 Порядка.
Министерство обороны Российской Федерации считает незаконным Приказ в связи с несоответствием письма общества "Первая архитектурно-производственная мастерская" форме заявления о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр.
Судом апелляционной инстанции верно указано на то, что в Законе N 73- ФЗ отсутствует такое основание для отказа во включении в перечень выявленных объектов культурного наследия как не соответствие заявления установленной форме.
Границы территории выявленного объекта культурного наследия частично охватывают земельный участок с кадастровым номером 66:41:0401048:8, который согласно правоустанавливающим документам на него (Выписка из ЕГРН, Свидетельство о государственной регистрации права) находится в собственности Российской Федерации, субъектом права постоянного (бессрочного) пользования является учреждение "Приволжско-Уральское ТУИО".
Руководствуясь изложенным, суд апелляционной инстанции верно указал на отсутствие оснований считать, что уведомление направленно в адрес ненадлежащего лица.
Судом апелляционной инстанции обоснованно отклонен довод о непривлечении к участию в деле в качестве третьего лица федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование центрального военного округа", так как данное лицо не является собственником или правообладателем земельного участка, права данного лица не затрагиваются ни оспариваемым приказом, ни судебным актом по настоящему делу, право пользования закрепленным за ним имуществом не ограничено.
Ссылка заявителя жалобы на то, что археологические работы проведены при отсутствии открытого листа, выданного Министерством культуры Российской Федерации, противоречит материалам дела.
То обстоятельство, что выявленный объект не включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, само по себе не свидетельствует о незаконности принятого приказа о включении его в реестр выявленных объектов культурного наследия, поскольку основания для этого, предусмотренные законом, судами установлены.
Отсутствие у администрации г.Екатеринбурга сведений о захоронениях на территории парка, на что указывает заявитель, также не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа. Отсутствие такой информации не является препятствием для обнаружения объекта археологического наследия при осуществлении соответствующих работ и включения его в соответствующий Перечень.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.09.2020 по делу N А60-151/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 45.1 Закона N 73-ФЗ порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.
Согласно пункту 11 статьи 45.1 Закона N 73-ФЗ в случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.
...
Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 N 1905 утвержден Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 марта 2021 г. N Ф09-58/21 по делу N А60-151/2020