Екатеринбург |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А07-19542/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Кравцовой Е. А., Лукьянова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аминевой Виктории Маратовны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.08.2020 по делу N А07-19542/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании 18.02.2021 приняли участие представители индивидуального предпринимателя Аминевой Виктории Маратовны: Нурисламов И.В., действующий по доверенности от 12.02.2021, Яковлев Л.В., действующий по доверенности от 01.06.2019.
В судебном заседании объявлен перерыв до 25.02.2021. В судебное заседание 25.02.2021 представители лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не прибыли, ходатайств не заявили, рассмотрение кассационной жалобы продолжено без представителей лиц, участвующих в деле.
Индивидуальный предприниматель Аминева Виктория Маратовна (далее - ИП Аминева В.М., предприниматель, заявитель; ИНН 027507659815, ОГРНИП 319028000058292) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству о признании решения об отказе в выдаче заявителю разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан с использованием транспортных средств: Peugeot (ПЕЖО) L1H1 г/н Н933ТО163 и Hyundai Grand Starex г/н С809ТН174 незаконным.
Решением суда от 14.08.2020 заявление удовлетворено частично, признан недействительным отказ Гостранса РБ в выдаче заявителю разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан с использованием транспортного средства Hyundai Grand Starex, выраженный в уведомлении от 13 мая 2019 года. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Аминевой Виктории Маратовны путем выдачи разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан с использованием транспортного средства Hyundai Grand Starex государственный регистрационный знак С809ТН174, 2008 года выпуска в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Аминева В. М. просит судебные акты отменить в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на следующее: суды, сделав вывод о том, что транспортное средство Peugeot (ПЕЖО) L1H1 г/н Н933ТО163 не соответствует категории "М1" фактически признали недействительным свидетельство о регистрации данного транспортного средства и паспорт транспортного средства; несоответствие документа "одобрения транспортного средства" установленным требованиям не было основанием для отказа по мотиву представления недостоверных сведений о соответствии транспортного средства требованиям законодательства в сфере организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
При рассмотрении спора судами установлено, что 12.04.2019 ИП Аминева В.М. обратилась с заявлением на выдачу разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан на транспортные средства Peugeot (ПЕЖО) L1H1 государственный регистрационный знак Н933ТО163, 2010 года выпуска и Hyundai Grand Starex государственный регистрационный знак С809ТН174, 2008 года выпуска. По результатам рассмотрения заявления Гострансом РБ 13.05.2019 ИП Аминевой В.М. направлено уведомление о принятом решении об отказе в выдаче разрешения по основанию, предусмотренному частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" а именно: представление заявителем недостоверных сведений (несоответствие типа транспортного средства требованиям законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси).
Заявитель, не согласившись с решением Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан с использованием транспортных средств Peugeot (ПЕЖО) L1H1 государственный регистрационный знак Н933ТО163, 2010 года выпуска и Hyundai Grand Starex государственный регистрационный знак С809ТН174, 2008 года выпуска, обратилась в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу что транспортное средство Hyundai Grand Starex государственный регистрационный знак С809ТН174, 2008 года выпуска полностью соответствует категории М1, однако транспортное средство Peugeot (ПЕЖО) L1H1 государственный регистрационный знак Н933ТО163, 2010 года выпуска, не относится к категории "М1" по типу кузова, при этом, с учётом конструктивных особенностей данного транспортного средства, срок действия одобрения типа транспортного средства РОСС RU.AЯ04.Е01586 истек.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими закону.
Кассационная жалоба рассмотрена судом в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как следует из положений ч. 1 ст. 198, ч. 4, ч. 5 ст. 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с выдачей разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси регулируется статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2.1 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений.
Рассматривая законность обжалованного отказа, суды применили перечисленные нормы права, а также Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта), постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, которым утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, ГОСТ Р 52051 "Механические транспортные средства и прицепы", Технический регламент "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент), Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ), Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294, постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" (далее - Постановление N 19).
Судами установлено, что из представленных документов в отношении транспортного средства Peugeot (ПЕЖО) L1H1 в ходе проверки информации, указанной в заявлении предпринимателя и содержащейся в комплекте представленных документов, уполномоченным сотрудником Комитета, выявлена недостоверность сведений, выразившаяся в несоответствии транспортного средства Peugeot (ПЕЖО) L1H1 категории "М1".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, где определены следующие понятия: "легковое такси" - транспортное средство категории "М1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования; "транспортное средство категории "М1" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
Таким образом, легковым такси является транспортное средство, имеющее помимо места водителя не более 8 мест для сидения, и используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Классификация транспортных средств по категориям осуществляется в рамках Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в г. Женеве 20.03.1958 (далее - Женевское соглашение), где под категорией "М1" понимается транспортное средство, к которому предъявляются соответствующие требования безопасности.
Руководствуясь ГОСТ Р 52051 "Механические транспортные средства и прицепы" к категории "М1", суды сделали вывод, что по виду кузова данное транспортное средство не может быть отнесено к указанной категории.
Заявителем была представлена информация с сайта дилера ПЕЖО Центр Афонино, согласно которой микроавтобус Peugeot Boxer Тур - трансформер с изменяющейся конфигурацией салона. Складные диваны легко передвигаются по направляющим, разворачиваются и складываются, образуя: бизнес-купе, пассажирский микроавтобус, грузовой фургон, кемпер, грузопассажирский микроавтобус "Комби" и множество других вариантов. Микроавтобус представлен в двух вариантах L1H1 и L2H2, отличающимися только габаритами, объемом салона и вариантами отделки.
Заявитель ссылался на то, что транспортное средство в измененном виде соответствует типу "М1", в связи с чем может использоваться для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В подтверждение указанного довода предпринимателем представлено одобрение типа транспортного средства N РОСС RU.AЯ04.Е01586.
Согласно пункту 5.4.26, 5.4.29 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 294, рассмотрение, утверждение и регистрация одобрения типа транспортного средства относится исключительно к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт).
Сведения о выданных одобрениях типа транспортного средства размещены на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) (www.gost.ru).
На основании пункта 9.1 постановления Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" (далее - Постановление N 19), изменением типа транспортного средства считается внесение изменений в конструкцию, влекущих изменение характеристик данного типа транспортного средства, на которые распространяются требования нормативного документа. Изменение конструктивных признаков, характеризующих тип транспортного средства, доводится до сведения органа по сертификации. Таким образом, любая модификация типа транспортного средства доводится до органа, который предоставил официальное утверждение данному типу транспортного средства. Тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
Пунктом 6.9 Постановления N 19 установлено, что одобрения типа транспортного средства выдаются на срок не более трех лет. Срок действия устанавливается с учетом срока действия имеющихся сертификатов, объема технических требований, соответствие которым подтверждается при сертификации, объеме, характере и условиям производства (ввоза) продукции.
Заявитель в качестве доказательства того, что транспортное средство Peugeot (ПЕЖО) L1H1 соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к перевозке пассажиров и груза легковым такси, ссылался на представленное в материалы дела одобрение типа транспортного средства N РОСС RU.AЯ04.Е01586 со сроком действия, исчисляемым с 24.07.2009, в котором указано, что транспортное средство Peugeot (ПЕЖО) L1H1 относится к категории "М1".
Судами установлено, что срок действия одобрения типа транспортного средства Peugeot (ПЕЖО) L1H1 N РОСС RU.AЯ04.Е01586 указан с 24.07.2009, следовательно, срок окончания с учетом положений пункта 6.9 Постановления N 19 определяется по 24.07.2012.
Таким образом, на момент подачи заявления о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на транспортное Peugeot (ПЕЖО) L1H1 государственный регистрационный номер Н933ТО163, срок действия одобрения типа транспортного средства истек, данных о продлении срока действия указанного одобрения типа транспортного средства заявителем не представлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для иных выводов о законности обжалуемого отказа, и не принял доводы заявителя жалобы о том, что судами сделаны выводы, выходящие за пределы предмета доказывания.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.08.2020 по делу N А07-19542/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аминевой Виктории Маратовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Кравцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.