Екатеринбург |
|
03 марта 2021 г. |
Дело N А60-169/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Лукьянова В.А., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2020 по делу N А60-169/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Акционерное общество "Серовский завод ферросплавов" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания управления об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 01.10.2019 N 496-11 (далее - предписание).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2020 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требования общества отказать, ссылаясь на то, что судами не дана надлежащая оценка представленным в дело материалам проверки административного органа.
Кроме того, управление полагает, что представленные заявителем решения Серовского районного суда Свердловской области от 03.03.2020 по делам N 12-12/2020 и N 12-27/2020 не имеют преюдициального значения для данного дела, поскольку управление не являлось участвующим в деле лицом по делам об административных правонарушениях должностного лица и общества (стороной являлся государственный инспектор, вынесший оспоренные постановления).
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд округа пришёл к следующим выводам.
Заявитель оспаривает предписание управления, в котором указано, что в нарушение требований природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно: статей 1, 11, 12 и частей 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), общество допустило складирование отходов производства и потребления непосредственно на почвенном покрове в местах (на площадках), для этого не предназначенных. Указанным ненормативным правовым актом заявителю предписано устранить указанные нарушения, установлен срок устранения нарушений - 05.10.2020.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая предписание недействительным, указали, что из содержания акта обследования территории от 03.09.2019 N 1 невозможно установить, какие земельные участки и в каких границах были обследованы, не указаны ни кадастровые номера земельных участков, ни координаты земельных участков, ни показания технических средств, которые позволили бы с достоверностью определить, какие конкретно земельные участки в рамках муниципального контроля были обследованы, из представленных материалов дела невозможно установить, что общество на земельном участке с кадастровым номером 66:61:0202001:2 осуществляло складирование отходов производства, а также то, что данный земельный участок принадлежит заявителю, управлением продукция общества ошибочно идентифицирована как отходы производства, поскольку эта продукция производилась в 70 и 80-е годы как строительный материал в соответствии с техническими условиями ТУ 14-11-181-79 из шлаков ферросплавного производства и служит в качестве добавки в цементно-бетонные и асфальтовые смеси, а также для отсыпки дорожного полотна. Кроме того, суды, сославшись на часть 2 статьи 69 АПК РФ, признали установленными и имеющими преюдициальное значение для данного дела обстоятельства, указанные во вступивших в законную силу решениях Серовского районного суда Свердловской области от 03.03.2020 по делам N 12-12/2020 и N 12-27/2020.
Суд округа считает, что указанные выводы судов противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Так, в акте обследования территории от 03.09.2019 N 1 прямо указано: "Обследование проводилось на территории предприятия и сопряженных земельных участках_ В ходе проведения проверки обследована производственная площадка общества по адресу 624992, Свердловская область, г. Серов, ул. Нахабина, д. 1. В том числе обследован объект размещения отходов - Шлаковый отвал и прилегающие к нему земельные участки. При натурном осмотре земельного участка, смежного с земельным участком с кадастровым номером 66:61:0202001:2 выявлено складирование отхода "Шлаки производства ферросплавов" код 3 51 310 00 00 0, размещаемого в объекте Шлаковый отвал". К указанному акту приложена фототаблица места обследования, в том числе содержащая спутниковый снимок публичной кадастровой карты земельного участка, смежного с земельным участком с кадастровым номером 66:61:0202001:2, а в материалах дела (том 1 л.д. 14) имеется копия топографической карты - выкопировка из стереотопографической съёмки 1982 года Комитета по архитектуре и градостроительству Серовского городского округа с указанием границ промплощадки общества по адресу: Свердловская область, г. Серов, ул. Нахабина, д. 1.
В акте проверки от 01.10.2019 N 496 указано наименование, код и категория проверяемого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и категория риска объекта государственного надзора, а именно: "Производственная площадка, 65-0166-000915-П, 1-й категории негативного воздействия на окружающую среду, включённом в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, категория риска высокая". На листе 7 указанного акта перечислены правоустанавливающие и разрешительные документы, связанные с проверяемой деятельностью общества в области использования и охраны земельных ресурсов и в области обращения с отходами, на основании которых можно идентифицировать место проведения рассматриваемых проверочных мероприятий управления.
В описательной части на листе 23 акта проверки от 01.10.2019 N 496 указано: "В ходе настоящей плановой проверки общества установлено, что общество эксплуатирует объект размещения отходов - Шлаковый отвал, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов за номером 66-00174-Х-00164-27022015. Шлаковый отвал расположен на земельном участке с кадастровым номером 66:61:0202001:6. Земельный участок находится в пользовании у общества на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 23.05.2005 N 66 АБ 747699) и занимает площадь 3 858 108,3 кв.м. Фактически Шлаковый отвал расположен также на земельном участке с кадастровым номером 66:61:0202001:2 _ В ходе натурного обследования Шлакового отвала установлено, что его часть вышла за границы земельного участка, предназначенного для объекта размещения отходов. Данный факт тоже подтвердился в результате анализа спутниковых снимков, находящихся в общем доступе, а именно "Публичная кадастровая карта". 10.09.2019 на земельном участке смежным с земельным участком с кадастровым номером 66:61:0202001:2 выполнен отбор проб и анализ проб почвы аккредитованной испытательной лабораторией ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" (аттестат аккредитации N RA.RU.21УФ02, действует бессрочно). Репрезентативность отобранных проб почвы обеспечена соблюдением требований ГОСТ 17.4.2.01-83 (экспертное заключение N 19-10/139 от 17.09.2019). В соответствии с актами отбора проб почвы от 10.09.2019 были отобраны объединённые пробы почвы_"
В описательной части на листах 36-37 акта проверки от 01.10.2019 N 496 указано: "В ходе проведения проверки обследована производственная площадка общества по адресу: 624992, Свердловская область, г. Серов, ул. Нахабина, д. 1. В том числе обследован объект размещения отходов - Шлаковый отвал и прилегающие к нему земельные участки. Согласно Характеристике объекта размещения отходов Шлаковый отвал на 01.01.2019: назначение объекта - хранение отходов; ввод в эксплуатацию - 1958 г., вместимость ОРО - 2 800 000 куб.м. (7 000 000 т), размещено всего - 2 175 375,735 куб.м. (5 416 685,581 т), площадь объекта - 385 108, кв.м. Шлаковый отвал включён в государственный реестр объектов размещения отходов с присвоением номера N 66-00174-Х-00164-27022015_ При натурном осмотре земельного участка, смежного с земельным участком с кадастровым номером 66:61:0202001:2 выявлено несанкционированное складирование отхода "Шлаки производства ферросплавов" код ФККО 3 51 310 00 00 0, размещаемого в объекте Шлаковый отвал. Данный факт подтверждается Актом обследования территории N 1 от 03.09.2019 с приложением фототаблицы. В ходе проведения проверки специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" (аттестат аккредитации N RA.RU.21УФ02) произведён отбор проб отходов "Шлаки производства ферросплавов" код ФККО 3 51 310 00 00 0. Отходы отобраны непосредственно с самого объекта размещения отходов Шлаковый отвал и земельного участка смежного с земельным участком с кадастровым номером 66:61:0202001:2, на котором расположен шлаковый отвал, где обнаружено несанкционированное складирование отходов".
Как отмечает административный орган, согласно указанному акту проверки 10.09.2019 выполнен замер площади и объема участка Шлакового отвала, вышедшего за границы земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:2, и который также не входит в границы земельного участка с кадастровым номером 66:61:0202001:6; работы выполнялись на основании лицензии на производство маркшейдерских работ от 18.09.2015 N ПМ-54-004795 без ограничения срока действия (экспертные заключения от 23.09.2019 N 19-12/146 и от 23.09.2019 N 19-12/147); по результатам маркшейдерских работ был составлен "Отчет маркшейдерские работы" 2019 г. (выполнен на основании заявки от 04.09.2019 N 03-03-12/8614), в котором зафиксирована привязка точек отбора проб почвы и отхода непосредственно во время отбора (согласно пункт 2.3); согласно приложению Е представлен отчет по GPS калибровке исследуемого участка. В связи с этим управление настаивает на доводах о том, что специалистом ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" установлены границы обследованного земельного участка. При этом административный орган поясняет, что идентифицировать кадастровый номер загрязненного участка при проведении проверки не представилось возможным, поскольку он не разграничен и находится рядом с участком с кадастровым номером 66:61:0202001:2.
В материалы дела представлены также акты отбора проб от 10.09.2019, в которых содержатся описания местонахождения точек отбора проб почвы и отхода, а также приложена схема расположения мест отбора точечных проб.
Более того, согласно акту проверки от 01.10.2019 N 496 при проведении проверки присутствовал представитель общества по доверенности от 26.08.2019 N 125 - начальник службы экологического контроля Семакин Е.Н.
Указанную информацию в перечисленных документах и доводы управления суды не проверили, доказательства в совокупности не исследовали и не оценили. В связи с этим выводы судов о невозможности установления места совершения выявленного административным органом правонарушения являются необоснованными.
Вывод судов о недоказанности того, что именно общество совершило складирование отхода, основан на предположении, поскольку сделан без исследования и оценки актов отбора проб, экспертного заключения от 17.09.2019 N 19-10/138, которыми подтвержден факт идентичности и однородности отхода, отбираемого на земельном участке с кадастровым номером 66:61:0202001:2, на котором располагается шлакоотвал (проба N 3), и на земельном участке, смежном с земельным участком с кадастровым номером 66:61:0202001:2 (пробы N 1, N 2).
Более того, суды не учли и то обстоятельство, что административный орган квалифицирует складирование спорного отхода на непринадлежащем заявителю земельном участке как несанкционированное.
Так, согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается деятельность по хранению и захоронению отходов. Под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 12 Закона N 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Выявленное управлением место складирования отхода "Шлаки производства ферросплавов" на земельном участке, смежном с земельным участком с кадастровым номером 66:61:0202001:2, не является выделенной в установленном законом порядке территорией объекта размещения отходов.
Статьёй 51 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Основанием для выдачи обществу оспариваемого предписания послужили выводы управления о нарушении заявителем природоохранного законодательства, выявленные в ходе плановой выездной проверки не на участке Шлакового отвала общества, а на смежном с ним земельном участке, то есть в результате несанкционированного складирования отхода.
Вывод судов о том, что отход "Шлаки производства ферросплавов" не является вредным для окружающей природной среды веществом в связи с тем, что он является строительным материалом, основан на неправильном применении норм материального права и противоречит имеющимся в деле доказательствам.
Так, согласно статье 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Виды отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме входят в состав Федерального классификационного каталога отходов (далее - ФККО), утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (далее - Порядок).
Согласно пункту 9 Порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) отход "Шлаки производства ферросплавов" имеет код ФККО 3 51310 00 00 0.
Согласно экспертному заключению от 17.09.2019 N 19-10/138 все образцы проб отхода "Шлаки производства ферросплавов", отобранные в ходе рассматриваемой проверки управления, по расчёту класса опасности для окружающей среды отнесены к 4 классу опасности, а на странице 24 акта проверки от 01.10.2019 N 496 в отношении отобранных при проверке проб почвы указано: "По результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведённых в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, заявка от 04.09.2019 N 03-03-12/8609, установлено наличие превышения норматива ПДК, ОДК и условно-фоновых значений_ Сведения о показателях, по которым установлены превышения, приведены в таблице".
Указанным доказательствам в их совокупности суды оценку не дали.
Кроме того, при принятии обжалуемых судебных актов суды сослались на решения Серовского районного суда Свердловской области от 03.03.2020 по делам N 12-12/2020 и N 12-27/2020, вынесенным по жалобам общества и Божина С.Н. на постановления начальника отдела государственного экологического надзора по Свердловской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 29.11.2019 N 03-05-08/248-2019, N 03-05-08/249-2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Суды признали установленные указанными судебными актами обстоятельства преюдициальными для рассматриваемого дела (статья 69 АПК РФ).
Суд округа считает этот вывод судов ошибочным в связи с тем, что названные решения Серовского районного суда Свердловской области не устанавливают обстоятельства преюдициального значения для настоящего дела, рассматриваемого в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку при рассмотрении дел судом общей юрисдикции разрешался вопрос о законности привлечения лиц к административной ответственности на основании оценки представленных в тех делах доказательств и с участием иных лиц.
В рассматриваемом случае суды, по сути, сослались не на установленные судом общей юрисдикции обстоятельства, а на оценочные суждения относительно имевшихся в названных делах суда общей юрисдикции доказательств, в то время как по рассматриваемому спору представленные участвующими в деле лицами доказательства подлежат самостоятельной оценке по правилам главы 7 АПК РФ.
С учётом изложенного суд округа приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемых судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, при котором суду надлежит устранить отмеченные недостатки и рассмотреть спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 286-289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.08.2020 по делу N А60-169/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020 по тому же делу отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Свердловской области на новое рассмотрение.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.