Екатеринбург |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А71-9192/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д. В., рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2020 по делу N А71-9192/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по указанному делу.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Строй - Мастер" (далее - общество) 6000 руб. финансовых санкций.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 01.10.2020 требования удовлетворены частично. С общества в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 2250 руб. финансовых санкций. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить о взыскании 1500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, март, июнь 2019 года, заявленные требования в указанной части удовлетворить, указывая следующее.
Страхователем "сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за январь 2019 года представлены 27.02.2019, за март 2019 года - 17.04.2019, за июнь 2019 года - 16.07.2019, то есть с нарушением установленного срока.
Поскольку заявителем был нарушен срок представления отчетности по форме СЗВ-М за январь, март, июнь 2019 года, к страхователю подлежат применению финансовые санкции предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ).
При этом управление не имело правовых оснований для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций с ответчика за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за январь, март, июнь 2019 года в шестимесячный срок, установленный частью 3 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в связи тем что, сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, на тот момент не превышала минимальный размер, установленный абзацем 4 пункта 1 статьи 48 НК РФ, а указанный в абзаце 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ трехлетний срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого уполномоченным органом, с которым связана возможность обращения фонда с таким требованием в суд, на тот момент не истек.
Задолженность ответчика по финансовым санкциям превысила сумму в 3000 рублей после привлечения его к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2019 года (решение от 06.03.2020 N 019S19200002331, требование об уплате финансовой санкции N 019S01200003008 от 06.04.2020 со сроком исполнения до 28.05.2020.
Таким образом, после возникновения условий для рассмотрения арбитражным судом требования управления о взыскании финансовых санкций (10.08.2020), а именно после того, как накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 000 рублей, управление в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 рублей, обратилось в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Шестимесячный срок для обращения в суд, установленный частью 3 ст. 46 НК РФ, по требованиям от 07.06,2019 года N 019S01190009023, от 05.08.2019 года N 019S01190013654, от 07.10.2019 года N 019S01190016862 об уплате финансовой санкции за непредставление в установленные сроки сведений за январь, март, июнь 2019 года следует считать, начиная с 28.05.2020.
Соответственно, срок для подачи заявления в суд о взыскании со страхователя Финансовых санкций за несвоевременное представление страхователем сведений по форме СЗВ-М за январь, март, июнь 2019 года управлением соблюден.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением проведена проверка полноты и своевременности представления ответчиком сведений, предусмотренных статьей 11 Закона N 27-ФЗ, за февраль, сентябрь, октябрь 2018 года, январь, март - август, октябрь, декабрь 2019 года.
В ходе проверки установлено, что сведения по форме СЗВ-М за февраль, сентябрь, октябрь 2018 года, январь, март - август, октябрь, декабрь 2019 года представлены с нарушением установленного срока.
По результатам проверки управлением составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.03.2019, 30.04.2019, 23.07.2019, 11.09.2019, 10.10.2019, 05.12.2019, 24.01.2020, 13.02.2020, 19.04.2019, 24.06.2019, 06.09.2019, 22.10.2019, 21.11.2019, 23.01.2020, 06.03.2020, 27.03.2020 и вынесены решения о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за февраль, сентябрь, октябрь 2018 года, январь, март - август, октябрь, декабрь 2019 года, в виде финансовых санкций в размере 500 руб. по каждому.
После вынесения решений управление направило в адрес общества требования об уплате финансовых санкций в добровольном порядке.
Поскольку требования обществом не были исполнены, фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Отказывая фонду в удовлетворении заявления в части взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, март, июнь 2019 года, суды первой и апелляционной инстанций исходили из пропуска взыскателем срока для обращения в суд с данными требованиями, руководствуясь следующим.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В статье 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение (часть 6).
Срок составления указанного акта Законом N 27-ФЗ не установлен. Однако отсутствие в Законе N 27-ФЗ указаний на сроки проведения проверки не свидетельствует о наличии у фонда неограниченного во времени полномочия по проведению проверок.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Правовая позиция о применении указанных положений изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 302-КГ18-6775.
В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена названным Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 данного Кодекса), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций (часть 15).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16).
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (часть 17).
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Кроме того, согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Указанные выводы содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Судами установлено, что правонарушения совершены ответчиком 27.02.2019, 17.04.2019, 16.07.2019, т.е. в момент, когда застрахованное лицо представило сведения по форме СЗВ-М за январь, март, июнь 2019 год. С этого момента управление обнаружило совершенные ответчиком правонарушение, поскольку с момента предоставления (не представления) сведений управление, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение ответчиком установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ срока для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
Учитывая совокупность вышеуказанных сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обращение взыскателя в суд 10.08.2020 свидетельствует о пропуске срока для взыскания финансовых санкций, в связи с чем правомерно отказали управлению в удовлетворении требований в данной части.
Судами также отмечено, что факт пропуска управлением срока на обращение в суд установлен судебным актом по делу N А71-7612/2020, который управлением в установленном порядке не обжалован, вступил в законную силу и имеет преюдициальное значение для настоящего дела (статья 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В остальной части судебные акты не обжаловались.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.10.2020 по делу N А71-9192/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Указанные выводы содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Судами установлено, что правонарушения совершены ответчиком 27.02.2019, 17.04.2019, 16.07.2019, т.е. в момент, когда застрахованное лицо представило сведения по форме СЗВ-М за январь, март, июнь 2019 год. С этого момента управление обнаружило совершенные ответчиком правонарушение, поскольку с момента предоставления (не представления) сведений управление, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение ответчиком установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ срока для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 марта 2021 г. N Ф09-8/21 по делу N А71-9192/2020