Екатеринбург |
|
09 марта 2021 г. |
Дело N А47-18021/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Гавриленко О.Л., Лукьянова В.А.
при ведении протокола помощником судьи Полуяновой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 по делу N А47-18021/2019 на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 по делу N А47-18021/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "ТОР" и общества с ограниченной ответственностью "Оренбург-РеалСтрой" - Надеждин А.В. (доверенности от 25.01.2021, 30.05.2018 соответственно).
Общество с ограниченной ответственностью "ТОР" (далее - общество, ООО "ТОР") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - управление, антимонопольный орган, УФАС по Оренбургской области) о признании недействительным решения от 03.10.2019 по делу N 056/01/14.8-172/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Оренбург-РеалСтрой" (далее - ООО "Оренбург-РеалСтрой"), индивидуальный предприниматель Захарова Юлия Анатольевна (далее - ИП Захарова Ю.А.), индивидуальный предприниматель Логачева Наталья Анатольевна (далее - ИП Логачева Н.А.), общество с ограниченной ответственностью "Альянс М" (далее - ООО "Альянс М") и общество с ограниченной ответственностью "Медногорский автовокзал" (далее - ООО "Медногорский автовокзал").
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое решение признано недействительным, с управления в пользу ООО "ТОР" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Считает доказанным наличие в действиях заявителя нарушения требований статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) ввиду осуществления регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам без получения предусмотренных законом разрешительных документов на основании договоров фрахтования, то есть под видом заказных перевозок, что является актом недобросовестной конкуренции и может причинить убытки иным перевозчикам.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "ТОР" и ООО "Оренбург-РеалСтрой" возражают против доводов управления, указывают, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными.
Как следует из материалов дела, в УФАС по Оренбургской области поступили обращения ООО "Медногорский автовокзал" и Западно-Уральского МУГАДН Ространснадзора - территориального структурного подразделения по Оренбургской области, содержащие сведения о недобросовестной конкуренции ООО "ТОР", ООО "Оренбург-РеалСтрой" и ИП Кузнецовой С.В. при осуществлении с ноября 2018 года регулярных перевозок под видом заказных перевозок посредством использования сервиса "Яндекс. Автобус".
По результатам рассмотрения указанных обращений управлением установлены следующие обстоятельства.
Между ООО "ТОР" (фрахтовщик) и ИП Кузнецовой С.В. (фрахтователь) заключены договор фрахтования N 117-TP от 01.11.2018, договор фрахтования N 9-СВ от 08.11.2018, согласно пунктам 2.1, 2.2 которых фрахтовщик обязуется по заказу фрахтователя предоставить фрахтователю за плату всю вместимость автобусов марки FORD Tranzit, на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров (детей) и багажа по маршруту "г.Оренбург - г.Медногорск - г.Оренбург" и по маршруту "г.Оренбург - г.Орск - г.Оренбург"; период предоставления транспортных средств с 08.11.2018 по 30.11.2018 (по договору фрахтования N 117-TP), с 09.11.2018 3 А47-18021/2019 по 31.12.2018 (по договору фрахтования N 9-СВ). Согласно пунктам 3.3, 34 договоров фрахтования N 117-TP и N 9-СВ количество мест в автобусе - 17, место и время подачи автобуса - г. Оренбург.
Между ООО "ТОР" (фрахтователь) и ООО "Оренбург - РеалСтрой" (фрахтовщик) заключены договоры фрахтования N 120-TP от 05.12.2018, N 120/1-TP от 05.12.2018, N 120/2-TP от 05.12.2018, по условиям пунктов 2.1, 2.2 которых фрахтовщик обязуется по заказу фрахтователя предоставить фрахтователю за плату всю вместимость автобусов марки FORD Tranzit, на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров (детей) и багажа по маршрутам "г. Оренбург - г. Кувандык - г.Медногорск - г. Кувандык - г. Оренбург", "г. Оренбург - г. Орск - г. Оренбург", "г.Оренбург - г. Абдулино - г. Оренбург". Список пассажиров предоставляется фрахтователем фрахтовщику перед отправкой автобуса в электронной форме. Фрахтовщик направляет данные списка водителю на мобильное устройство. Период предоставления транспортных средств с 05.12.2018 по 31.12.2018 (договоры фрахтования N 120-TP от 05.12.2018, N 120/1-TP от 05.12.2018), с 10.12.2018 по 31.12.2018 (договор фрахтования N 120/2-TP от 05.12.2018). В силу пунктов 3.3, 3.4 договоров количество мест в автобусе - 17, место и время подачи автобуса: г. Оренбург.
Дополнительными соглашениями N 1 к договорам N 120-TP от 05.12.2018 и N 120/1-TP от 05.12.2018 пункты 2.2 договоров изложены в новой редакции: период предоставления транспортных средств определен с 05.12.2018 до 31.12.2019. Дополнительным соглашением N 1 к договору фрахтования N120/2-TP от 25.12.2018 пункт 2.2 договоров изложен в новой редакции: период предоставления транспортных средств определен с 25.12.2018 до 31.12.2019.
Согласно данным реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, размещенного на сайте министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области www.oreneconomy.ru, свидетельствами и картами на вышеназванные маршруты обладают следующие перевозчики: 1) маршрут "г. Оренбург - г. Абдулино" - ИП Кузьмина И.Ю.; маршрут "г. Абдулино-г. Оренбург" - ИП Чураков А.П.; 2) маршрут "г.Оренбург - г. Медногорск" с заездом в г. Кувандык - ООО "АльянсМ", ИП Логачева НА., ИП Захарова Ю.А.; 3) маршрут "г. Оренбург - г. Орск" - ИП Новиков В.Н., ИП Ильющенков В.Г.; маршрут "г. Орск - г. Оренбург" - ООО "Экспресс".
Согласно представленной по запросам управления информации ООО "Яндекс. Автобусы" предоставлял ООО "ТОР" и ИП Кузнецовой С.В. информационный сервис "Яндекс. Автобусы", доступный по адресу https://yandex.ru/bus/, на условиях использования сервиса "Яндекс. Автобусы" и лицензионного соглашения на использование программы "Яндекс. Автобусы" для мобильных устройств. Партнерами этого сервиса являются перевозчики, заключившие с ООО "Яндекс. Автобусы" договор на оказание услуг по предоставлению доступа к сервису. ООО "Яндекс. Автобусы" совершает юридические и иные действия от имени и за счет перевозчика, направленные на заключение с пользователями договора, опосредующего перевозку путем реализации электронных билетов и получения за них денежных средств.
Установив, что ИП Кузнецовой С.В. и ООО "Оренбург-РеалСтрой" по состоянию на 25.02.2019 деятельность по перевозке пассажиров фактически не осуществлялась, антимонопольный орган не усмотрел в их действиях нарушения антимонопольного законодательства.
В отношении действий ООО "ТОР" управлением рассмотрены и отклонены доводы о том, что оно систематически осуществляло деятельность по организации перевозок пассажиров и багажа по заказам, которая заключалась в следующем: посредством сервиса "Яндекс. Автобусы" размещались объявления по поиску лиц, согласных осуществить поездку по указанным маршрутам. При наличии лиц, осуществивших бронирование мест для поездки по конкретному маршруту, ООО "ТОР" направляло ООО "ОренбургРеалСтрой" заказ со списком пассажиров. В случае подтверждения названного заказа фрахтовщиком (ООО "Оренбург - РеалСтрой") названное лицо приступало к осуществлению перевозки. По результатам анализа представленных документов управление пришло к выводу о том, что ООО "ТОР" осуществляло регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам "г.Оренбург - г.Орск", "г.Оренбург - г.Медногорск" (с заездом в г.Кувандык), "г.Оренбург - г.Абдулино". В частности, как установлено управлением, посредством использования сервиса "Яндекс. Автобусы" https://yandex.ru/bus/ ООО "ТОР" до февраля 2019 г. размещало объявления о предстоящих поездках: 1) по маршруту "г.Оренбург - г.Абдулино" - в период с 17.12.2018 по 23.12.2018 (время отправления/прибытия 06.00-10.30, 08.00-12.30, 09.00- 12.10, 11.00-15.30, 14.00- 18.30; место посадки/высадки пассажиров: в г.Оренбурге - Парковый проспект 32, ресторан/гостиница "Факел", в г.Абдулино - Коммунистическая, 83 (ул. Советская, 185); оплата за проезд - заранее определенная стоимость (305 руб., 315 руб., 345 руб.), в зависимости от даты и конкретного времени поездки); 2) по маршруту "г.Оренбург - г.Медногорск" - в период с 17.12.2018 по 23.12.2018 (время отправления/прибытия 07.00-09.45, 09.00- 11.45, 12.00-14.45, 14.00-16.45; место посадки/высадки пассажиров: в г.Оренбурге - Парковый проспект 32, ресторан/гостиница "Факел", в г.Медногорске - ул. Гайдара, 12 привокзальная площадь; оплата за проезд - заранее определенная стоимость (280 руб.)); 3) по маршруту "г.Оренбург - г.Кувандык" - в период с 17.12.2018 по 23.12.2018 (время отправления/прибытия 07.00-09.20, 09.00-11.20, 12.00-14.20, 14.00-16.20, 17.00-19.20; место посадки/высадки пассажиров в г.Оренбурге - Парковый проспект 32, ресторан/гостиница "Факел", в г.Кувандыке - ул. 1 Мая; оплата за проезд - заранее определенная стоимость (240 руб.)); 4) по маршруту "г.Оренбург - г.Орск" - в период с 17.12.2018 по 23.12.2018 (время отправления/прибытия 06.00-10.00, 08.00-12.00, 11.00- 15.00, 14.00-18.00; место посадки/высадки пассажиров в г. Оренбурге - Парковый проспект 32, ресторан/гостиница "Факел", в г. Орске - ТЦ Ринг Плаза проспект Ленина, 25; оплата за проезд - заранее определенная стоимость (350 руб., 390 руб., в зависимости от конкретных дат и времени поездки)).
Между ООО "ТОР" и ООО "Атлас" 12.02.2019 заключен договор N 19/031, по условиям которого исполнитель за вознаграждение обязуется оказывать услуги по предоставлению доступа к сервису (программноаппаратному комплексу, представляющему собой веб-сервис, размещенный в сети Интернет по адресу: https://atlasbus.ru/, предназначенный для автоматизированной передачи заказчиком структурированной информации о перевозке (включая, но не ограничиваясь: маршрут, остановки, время отправления, количество свободных мест и другая общедоступная информация о рейсах), а также предоставляющий иные функциональные возможности). ООО "ТОР" осуществляло размещение информации на сайте https://atlasbus.ru/ посредством сервиса "Атлас": 1) по маршруту "г.Оренбург - г.Абдулино" и "г.Абдулино - г.Оренбург" (в зависимости от конкретной даты) (время отправления 07.00 - 11.00, 13.00 - 17.00, 18.30 - 22.30 / 07.00 - 11.00, 13.00- 17.00, 18.00-22.00; заранее определенная стоимость поездки 320 р., 360 р., 390 р. в зависимости от даты и времени поездки; конкретные пункты посадки и высадки пассажиров: в г. Оренбурге - Парковый проспект 32, ресторан/гостиница "Факел", "Армада" - остановка напротив 2-й галереи, ТРЦ "Север" пр. Дзержинского, 23 ост. "Театральная", ул. Терешковой 144 - ост. Нефтяников, ул. Терешковой 144/4 "БургерКинг", ул.Терешковой - ост. Автовокзал, в г. Абдулино - перекресток улицы Куйбышева и улицы Промышленной, ул. Коммунистическая 15/5 - автостанция); 2) по маршруту "г.Оренбург - г.Кувандык" и "г.Кувандык - г.Оренбург" (в зависимости от конкретной даты) (время отправления 07.00 - 09.40, 09.00 - 11.40, 12.00 - 14.40, 14.00 - 16.40, 17.00 - 19.40, 19.00 - 21.40/ 05.50 - 08.30, 07.50 - 10.30, 11.50 - 14.30, 13.50 - 16.30, 16.50- 19.30, 18.50-21.30; заранее определенная стоимость поездки 180 р., 280 р., 210 р. в зависимости от даты и времени поездки; конкретные пункты посадки и высадки пассажиров: в г. Оренбурге - Парковый проспект 32, ресторан/гостиница "Факел", ул. Чкалова 51 "Лента", ул. Аксакова "Областная больница", "Техникум" ул. Рыбаковская, 59, Аэропорт им. 7 А47-18021/2019 Ю.А. Гагарина, ост. 23 МКР пр. Гагарина и др., в г. Кувандыке - "Горсоветская" ул. 1 Мая 138, "Цветы" ул. Мостовая и др.); 3) по маршруту "г.Оренбург - г.Медногорск" и "г.Медногорск - г.Оренбург" (в зависимости от конкретной даты) (время отправления 07.00 - 10.30, 09.00 - 12.30, 12.00 - 15.30, 14.00 - 17.30, 17.00 - 20.30, 19.00 - 22.30/ 05.00 - 08.30, 07.00 - 10.30, 11.00 - 14.30, 13.00 - 16.30, 16.00- 19.30, 18.00-21.30; заранее определенная стоимость поездки 210 р., 245 р., 280 р. в зависимости от даты и времени поездки; конкретные пункты посадки и высадки пассажиров: в г. Оренбурге - Парковый проспект 32, ресторан/гостиница "Факел", "Парковская" ул. Чкалова, ул. Рыбаковская, 59, Аэропорт им. Ю.А. Гагарина, ост. 23 МКР пр. Гагарина и др., в г.Медногорске - ул. Гайдара - привокзальная площадь); 4) по маршруту "Оренбург - Орск" и "Орск - Оренбург" (в зависимости от конкретной даты): (время отправления 08.00 - 12.00, 13.00 - 17.00, 17.00 - 21.00, 18.30 -22.30/05.00 -09.00, 06.30 - 10.30, 13.00 - 17.00, 18.00 -22.00; заранее определенная стоимость поездки 240 р., 390 р., 405 р., 420 р. в зависимости от даты и времени поездки; конкретные пункты посадки и высадки пассажиров: в г. Оренбурге - Парковый проспект 32, ресторан/гостиница "Факел", ул. Чкалова 51 "Лента", ул. Аксакова "Областная больница", "Техникум" ул. Рыбаковская, 59, Аэропорт им. Ю.А. Гагарина, ост. 23 МКР пр. Гагарина, Пригородный Нежинское шоссе и др., в г. Орске - "Больница" - ул. 9 Января, "Комсомольская площадь" - пр. Мира, "Стартовая" ул. Стартовая и др.). Из пояснений представителей ООО "ТОР" и ООО "ОренбургРеалСтрой" управлением установлено, что после поступления заявок от пассажиров ООО "ТОР" формировало заявки на предоставление транспортного средства фрахтовщиком (ООО "Оренбург-РеалСтрой") с указанием требуемого транспортного средства, даты, времени, адреса подачи, маршрута перевозки и приложением списков пассажиров, отправляющихся рейсом в прямом и обратном направлениях.
Управление пришло к выводу о том, публикуемая ООО "ТОР" информация о времени и месте отправления и движения фактически является расписанием движения собственных транспортных средств (транспортных средств, предоставляемых по заявкам ООО "ТОР"), устанавливаемое на усмотрение общества. Расписание движения транспортных средств ООО "ТОР" было регулярным, а время отправления и прибытия транспортных средств совпадало или было близко друг к другу. Расписание движения транспортных средств ООО "ТОР" доводилось до сведения пассажиров посредством размещения https://atlasbus.ru/. Начальные и конечные пункты отправления транспортных средств определены ООО "ТОР" самостоятельно, в ряде случаев совпадали с пунктами отправления/прибытия перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам.
С учетом приведенных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу о фактическом осуществлении ООО "ТОР" деятельности по перевозке пассажиров по межмуниципальным маршрутам под видом осуществления заказных перевозок в отсутствие разрешительной документации, что является актом недобросовестной конкуренции и может причинить вред иным перевозчикам.
Административным органом обществу 25.02.2019 выдано предупреждение N 07-23-04/2019 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
От общества управлением 12.04.2019 получены возражения в отношении выданного предупреждения.
В связи с неисполнением содержащегося в предупреждении требования приказом от 30.04.2019 N 66 управлением в отношении ООО "ТОР" возбуждено дело N 056/01/14.8-172/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, по итогам рассмотрения которого 03.10.2019 УФАС по Оренбургской области принято решение о признании общества нарушившим требования статьи 14.8 Закона N 135-ФЗ. Не согласившись с названным решением, ООО "ТОР" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе, рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства.
В части 1 статьи 1 Закона N 135-ФЗ установлено, что этот Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона N 135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно положениям статьи 14.8 Закона N 135-ФЗ не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 этого Федерального закона. В целях признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции подлежат установлению следующие обстоятельства: наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), а также наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке; при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом, причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, добросовестно осуществляющим деятельность на рассматриваемом товарном рынке, в виде неполученных им доходов, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Недоказанность одного из указанных обстоятельств исключает возможность квалификации действий хозяйствующего субъекта в качестве акта недобросовестной конкуренции.
Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав).
В силу пункта 9 статьи 2 названного Закона под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Статьей 19 Устава предусмотрено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (часть 1). Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: 1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; 2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок (часть 3). Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров (часть 4). Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров (часть 5). В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.
Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров (часть 6).
Согласно статье 27 Устава перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (часть 1). Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства: 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц) (часть 2). Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, может включать в себя иные, не указанные в части 2 настоящей статьи условия (часть 3). При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок-пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров (часть 4). В случае, если договором фрахтования, указанным в части 1 настоящей статьи, предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается (часть 5).
В силу статьи 28 Устава автомобильного транспорта маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом.
Основными отличиями деятельности по осуществлению перевозок пассажиров и багажа на основании договора фрахтования транспортного средства от регулярных перевозок являются: публичность договора на осуществление регулярных перевозок, в отличие от договора фрахтования, который не является публичным; маршрут перевозки может отклоняться от регулярных маршрутов; пассажир может не выступать в качестве фрахтователя и, соответственно, не являться стороной такого договора.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили, что заключенные ООО "ТОР" договоры фрахтования не являются публичными; перевозки в рамках договоров фрахтования осуществлялись ИП Кузнецовой С.В. и ООО "ОренбургРеалСтрой" в периоды, установленные договорами фрахтования, что подтверждается путевыми листами и посадочными ведомостями, то есть факт осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа со стороны ООО "ТОР" не подтвержден; маршруты "г.Оренбургг.Медногорск-г.Оренбург" и "г.Оренбург-г.Орск-г.Оренбург", указанные в заключенных заявителем договорах фрахтования, не предусмотрены Реестром маршрутов регулярных перевозок.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что признаки осуществления обществом деятельности по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам отсутствуют. Судами также отмечено, что размещение заявителем посредством использования сервиса "Яндекс. Автобусы" объявлений о предстоящих поездках само по себе, в отсутствие доказательств фактического осуществления ООО "ТОР" перевозок, факт осуществления обществом перевозок пассажиров по регулярным маршрутам не подтверждает.
Учитывая изложенное, признав неподтвержденными выводы управления об осуществлении ООО "ТОР" регулярных перевозок и о совершении им действий, нарушающих требования статьи 14.8 Закона N 135-ФЗ, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 по делу N А47-18021/2019 на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.09.2020 по делу N А47-18021/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.