Екатеринбург |
|
10 марта 2021 г. |
Дело N А50-15869/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Токмаковой А.Н. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" на решение Арбитражного суда Пермского края от 03.09.2020 по делу N А50-15869/2020, принятое в порядке упрощенного производства, и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном ст. 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (далее - ООО "ПСК", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - административный орган, инспекция) от 10.06.2020 N 1450 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощённого производства в соответствии со статьёй 228 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления инспекции в части выводов, касающихся многоквартирных домов по адресам: г. Пермь, ул. Гагарина, д. 64 и ул. Уинская, д. 6, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Гагарина, д.64, подготовка ГВС осуществляется в индивидуальном тепловом пункте в границах дома с использованием тепловой энергии, поставляемой ООО "ПСК"; теплоснабжающая организация не имеет возможности повлиять на наличие отопления в границах многоквартирного дома. По мнению заявителя, судами сделаны неверные выводы относительно обязанности ООО "ПСК" осуществлять мероприятия по подготовке и предоставлению коммунальной услуги ГВС й температуры (применительно к МКД: ул. Гагарина, д. 64); об отсутствии отопления в МКД: ул. Уинская, д. 6 в период с 9-25 сентября 2019 года по вине ООО "ПСК" ввиду отсутствия обязанности ООО "ПСК" по регулировке и настройке параметров теплообменника в доме (для подготовки ГВС) и по открытию задвижек и регулировке запуска отопления во внутридомовую систему соответственно.
В представленном отзыве инспекция возражает против доводов заявителя, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29.01.2020 N 1450 инспекцией проведена внеплановая выездная проверка многоквартирных домов: N 64 по бульвару Гагарина, N 100 по улице Юрша, N 11 по улице Старцева, N 6 по улице Уинской города Перми, в ходе которой установлено нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами, а именно: 1. В многоквартирном доме N 64 по бульвару Гагарина города Перми выявлены следующие нарушения: - температура горячего водоснабжения в точке водоразбора в квартире N 105 после трехминутного пропуска составляет +55°С (при норме не менее +60°С), замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5.04 (заводской номер 1366038); - на вводе в дом температура теплоносителя составляет +78,6°С (согласно температурному графику (зависимая система) на отопительный сезон 2019- 2020 гг. при температуре наружного воздуха -3°С температура теплоносителя должна составлять в подающем трубопроводе +80°С), показания сняты с общедомового прибора учета ТСРВ-034 (заводской номер 906757). 2. В многоквартирном доме N 100 по улице Юрша города Перми выявлены следующие нарушения: - температура горячего водоснабжения в точке водоразбора во вспомогательном помещении (кухне) квартиры N 161 после трехминутного пропуска составляет +39°С (при норме не менее +60°С), замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5.04 (заводской номер 1366038); - температура горячего водоснабжения в точке водоразбора во вспомогательном помещении (ванной комнате) квартиры N 161 после трехминутного пропуска составляет +40°С (при норме не менее +60°С), замеры произведены термометром контактным цифровым ТК-5.04 (заводской номер 1366038); - на вводе в дом температура горячего водоснабжения на подающем трубопроводе составляет +57 °С (при норме не менее +60°С), показания сняты с общедомового прибора учета ИМ 2300 (заводской номер КТ 225). 3. В многоквартирном доме N 6 по улице Уинской города Перми выявлены следующие нарушения: - коммунальная услуга по отоплению не предоставлялась с 9 сентября до 25 сентября 2019 года (16 дней), что превышает допустимую продолжительность перерыва отопления (не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца).
По факту выявленных в ходе проверки нарушений административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 04.03.2020 N 1450 и вынесено постановление от 10.06.2020 N 1450 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды исходили из следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения. Субъектом ответственности являются должностные лица или юридические лица, которые в результате реализации предоставленных им полномочий допустили виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 4 статьи 3 ЖК РФ, детализирующей положения части 1 статьи 40, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации применительно к сфере регулируемым этим Кодексом общественных отношений, никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (пункт 15 статьи 161 ЖК РФ).
Отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Согласно пунктам 2, 31 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 354 "коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условии использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод); "коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Пунктом 4 Правил N 354 установлено, что к коммунальным услугам относится и горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Из указанного следует, что требования по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества распространяется на любую организацию, производящую или приобретающую коммунальные ресурсы, в связи с чем субъектом ответственности за нарушение требований Правил N 354 может быть и ресурсоснабжающая организация.
В соответствии с п. 50 Приказа Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92 "Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации" теплоснабжающая организация обязана поддерживать на границе эксплуатационной ответственности давление и температуру пара в соответствии с договором, с отклонениями не более чем обусловлено договором; поддерживать температуру сетевой воды на границе эксплуатационной ответственности в соответствии с приложенным к договору температурным графиком, не допуская отклонения среднесуточной температуры более чем обусловлено договором; в периоды снижения температуры наружного воздуха ниже расчетных значений температура сетевой воды должна поддерживаться на уровне не ниже ее значения для расчетной температуры наружного воздуха.
Поскольку нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами зафиксировано на вводе в жилой дом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что нарушение совершено в зоне ответственности ресурсоснабжаюшей организации, и ООО "ПСК" является надлежащим субъектом административной ответственности за нарушения обязательных требований по обеспечению надлежащего качества коммунальной услуги.
Согласно п. 5 Приложения N 1 к Правилам N 354 требованием к качеству горячего водоснабжения относится обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
В силу пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, указанными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании подпунктов "в", "г", "д" пункта 3 Правил N 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) являются следующие: предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 6.2 ГОСТ Р 51617-2014 коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и должна обеспечивать круглосуточное бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, установленную в соответствии с приложением N 1 Правил N 354. В пункте 4 раздела II приложения N 1 Правил N 354 установлена допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа. Пунктом 14 раздела II приложения N 1 Правил N 354 установлена допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12°С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10°С до +12°С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8°С до +10°С.
На основании пункта 2.6.9 Правил N 170 начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления. Постановлением администрации г. Перми от 02.09.2019 N 520 "О начале отопительного периода 2019-2020 годов в городе Перми" (далее - постановление N 520) отопительный период в жилищном фонде города Перми начался с 09.09.2019.
Согласно пункту 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу пункта 21 Правил N 354 договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Учитывая изложенное, признав подтвержденным факт нарушения заявителем положений вышеприведенных нормативных актов, как он отражен в процессуальных документах административного органа (акт проверки от 03.02.2020, протокол об административном правонарушении от 04.03.2020), установив, что ООО "ПСК" является ресурсоснабжающей организацией при предоставлении коммунальных услуг для потребителей спорных жилых домов, в связи с чем обязано поставлять потребителю (исполнителю коммунальных услуг) тепловую энергию для бытовых нужд и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) указанной обязанности, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя события вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения административным органом исследован, при производстве по делу об административном правонарушении вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств принятия заявителем надлежащих мер для соблюдения порядка ограничения коммунальной услуги в материалах дела не имеется.
Существенных нарушений инспекцией порядка привлечения к административной ответственности судами не выявлено, примененная мера ответственности признана соответствующей санкции статьи 7.23 КоАП РФ и обоснованной; с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности деяния, влекущего угрозу охраняемым общественным отношениям, посягающего на права граждан на комфортные условия проживания, обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ суды также не усмотрели. Кроме того, с учетом неоднократного привлечения к административной ответственности и не отнесением общества к субъектам малого и среднего предпринимательства в силу положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ к обществу не применена мера административного наказания в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая оценка.
Руководствуясь ст. 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 03.09.2020 по делу N А50-15869/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.