Екатеринбург |
|
11 марта 2021 г. |
Дело N А76-52926/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л.
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Управления развития и благоустройства городской среды г. Челябинска (далее - Управление) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А76-52926/2019 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Любовой Нины Анатольевны (далее - заявитель, предприниматель, ИП Любова Н.А.) - Мелах Э.В. (доверенность от 12.01.2021);
Администрации Советского района города Челябинска (далее - Администрация) - Варламова А.В. (доверенность от 11.01.2021).
ИП Любова Н.А. обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению, Администрации, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - Комитет) о признании недействительными акта осмотра Администрации от 11.06.2019, уведомления Управления от 01.07.2019 N 46-041911631, акта о невыполнении уведомления Управления от 06.09.2019 N 1655, действий Администрации, Комитета, Управления, направленных на демонтаж информационной конструкции - вывески магазина "Спорт и Танцы", размещенной на здании по адресу: г. Челябинск, ул. Российская, д. 202 (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 29.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Производство по делу N А76-52926/2019 в части требования ИП Любовой Н.А. о признании недействительным акта осмотра от 11.06.2019 N 1655, составленного Администрацией, а также в части требования о признании недействительным акта о невыполнении уведомления от 06.09.2019 N 1655, составленного Управлением, прекращено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 решение суда изменено, заявленные требования удовлетворены в части. Суд признал недействительным уведомление Управления N 46-041911631 от 01.07.2019 об устранении нарушений в части нарушения геометрических параметров (размеров) вывески магазина "СПОРТ и ТАНЦЫ". Суд признал незаконными действия Комитета, направленные на демонтаж вывески магазина "СПОРТ и ТАНЦЫ" в связи с нарушениями геометрических параметров (размеров) вывески.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы процессуального и материального права. Указывает на то, что суд первой инстанции правильно руководствовался выводом о том, что уведомление получено лицом, полномочия которого на получение документов от имени истца явствовали из обстановки. Отклоняя доводы заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности факта несоответствия спорной вывески требованиям, установленными Правилами N 36/4. Кроме того, ИП Любовой Н.А. пропущен срок на обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
Администрация считает правомерным прекращение производство по обжалуемым актам с учетом доводов, изложенным в отзыве.
ИП Любова Н.А. обжалуемый судебный акт считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления суда исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 11.06.2019 сотрудниками отдела благоустройства и обеспечения жизнедеятельности территории Администрации проведен осмотр информационной конструкции магазина "Спорт и танцы", расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Российская д. 202.
По результатам осмотра составлен акт осмотра от 11.06.2019 N 1655, согласно которому внешний вид и материал исполнения вывески не соответствует требованиям Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории г. Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 19.12.2017 N 36/4 (Правила размещения информационных конструкций).
Управлением 01.07.2019 вручено уведомление исх. N 46-04-19/1631 ИП Любовой Н.А. об устранении выявленного нарушения, в котором указанно на необходимость приведения информационных конструкций в надлежащее состояние в срок до 22.07.2019 либо произведение демонтажа спорной конструкции.
Впоследствии Управлением составлен акт от 06.09.2019 N 1655 о невыполнении уведомления, согласно которому в ходе повторного осмотра фасада здания, проведенного 22.07.2019, установлено, что предложение о приведении информационных конструкций, расположенных на фасаде строения в соответствие с требованиями Правил размещения информационных конструкций либо проведении демонтажа заявителем не выполнено.
Полагая, что названные акт осмотра от 11.06.2019 N 1655, акт о невыполнении уведомления от 06.09.2019 N 1655, а также действия Администрации, Управления, Комитета, направленные на демонтаж информационной конструкции - вывески магазина "Спорт и Танцы", размещенной по адресу: г. Челябинск, ул. Российская д. 202, не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В рассматриваемом деле судами верно указано на то, что акт осмотра от 11.06.2019 N 1655 и акт о невыполнении уведомления от 06.09.2019 N 1655 не являются ненормативными правовыми актами, подлежащим обжалованию в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Данные акты являются материальным оформлением результатов проведенного контрольного мероприятия, не носят властный или публичный характер, не возлагают на заявителя какие-либо обязанности, не являются актами властно-распорядительного характера, и не влекут правовых последствий, носят исключительно процессуальный характер и не могут нарушать права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, производство по делу в части требований заявителя о признании недействительными акта от 11.06.2019 N 1655, составленного Администрацией Советского района г. Челябинска и акта от 06.09.2019 N 1655, правомерно прекращено судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В части требований о признании незаконными уведомления Управления от 01.07.2019 N 46-041911631, а также действий Администрации, Комитета, Управления, направленных на демонтаж информационной конструкции - вывески магазина "Спорт и Танцы", размещенной на здании по адресу:
г. Челябинск, ул. Российская 202, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов", Уставом города Челябинска принято Решение Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска" (далее - Правила N 16/32).
Гостевой маршрут определен как территории, обладающие повышенной культурно-рекреационной и социальной значимостью, к которым предъявляются особые требования к эстетике городской среды.
В соответствии с пунктом 64.1 Правил N 16/32 установлено, что к гостевым маршрутам относятся улицы, автомобильные дороги, площади, а также иные элементы, предназначенные для осуществления транспортных и иных коммуникаций внутри города. При этом гостевые маршруты включают территорию улично-дорожной сети на глубину главных и боковых фасадов объектов, формирующих передний фронт застройки.
Перечень гостевых маршрутов утвержден Постановлением Администрации города Челябинска от 27.02.2017 N 75-п "Об утверждении перечня гостевых маршрутов города Челябинска", в соответствии с которым проспект Ленина в границах улиц Лесопарковой - Героев Танкограда относится к гостевому маршруту.
Решением Челябинской городской Думы от 19.12.2017 N 36/4 утверждены Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска.
Названным решением установлено, что действие Правил распространяется на перечень гостевых маршрутов, установленный муниципальным правовым актом города Челябинска, а также определен, в том числе, гостевой маршрут города Челябинска: проспект Ленина в границах улиц Лесопарковая - Героев Танкограда.
Подпунктом 2 пункта 2 Решения N 36/4 от 19.12.2017 предусмотрено, что подлежат приведению в соответствие с требованиями Правил в срок до 1 июня 2018 года вывески, размещенные на фасадах и крышах зданий, строений, сооружений, расположенных на следующих гостевых маршрутах города Челябинска, в частности, на проспекте Ленина в границах улиц Лесопарковая - Героев Танкограда.
В силу подпункта 3 пункта 2 Решения N 36/4 от 19.12.2017 с 1 июня 2018 года подлежат демонтажу в установленном порядке вывески, не соответствующие требованиям Правил и размещенные на фасадах и крышах зданий, строений, сооружений, расположенных на гостевых маршрутах, указанных в подпункте 2) настоящего пункта.
Вывески в соответствии с правилами благоустройства - это информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах зданий, строений, сооружений, включая витрины, на фасадах, крышах нестационарных торговых объектов, на внешних поверхностях отдельно стоящих конструкций в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие: сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях информирования неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя; сведения, размещаемые в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно пункту 24 Правил, при размещении Вывесок запрещается:
1) в случае размещения вывесок на фасадах, крышах зданий, строений, сооружений: - нарушение геометрических параметров (размеров) вывесок (за исключением случаев размещения вывесок на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках в соответствии с дизайн-проектом, разработанным и согласованным в соответствии с требованиями раздела IV Правил); - нарушение установленных требований к местам размещения Вывесок; - размещение горизонтальной оси Вывесок выше линии перекрытий между первым и вторым этажами многоквартирных жилых домов; - размещение горизонтальной оси Вывесок выше линии перекрытий между первым и вторым этажами зданий (кроме многоквартирных домов), строений, сооружений (за исключением крышных конструкций, а также случаев размещения Вывесок в соответствии с дизайн-проектом); - размещение Вывесок на козырьках зданий, строений, сооружений (за исключением случаев размещения Вывесок в соответствии с абзацем восьмым подпункта 3 пункта 18 Правил); - полное или частичное перекрытие (закрытие) оконных и дверных проемов, а также витражей и витрин; - размещение вывесок в границах жилых помещений, в том числе на глухих торцах многоквартирных жилых домов; - размещение Вывесок на глухих торцевых фасадах зданий (кроме многоквартирных домов), строений, сооружений (за исключением случаев размещения Вывесок на торговых, развлекательных центрах, кинотеатрах, театрах, цирках); - размещение Вывесок на крышах (за исключением вывесок, размещаемых в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил), кровлях лоджий и балконов и (или) лоджиях и балконах; - размещение Вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине); - размещение Вывесок на расстоянии ближе, чем 1 м от мемориальных досок; - перекрытие (закрытие) указателей наименований улиц и номеров домов; - размещение настенных Вывесок одна над другой (за исключением случаев размещения вывесок на зданиях (кроме многоквартирных домов), строений, сооружений в соответствии с дизайн-проектом); - размещение консольных Вывесок на расстоянии менее 10 м друг от друга, а также одной консольной вывески над другой; - размещение Вывесок (за исключением уникальных информационных конструкций) путем непосредственного нанесения на поверхность фасада декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами); - размещение Вывесок с помощью демонстрации постеров на динамических системах смены изображений (роллерные системы, системы поворотных панелей - призматроны и др.) или с помощью изображения, демонстрируемого на электронных носителях (экраны, бегущая строка и т.д.) (за исключением вывесок, размещаемых в витрине); - окраска и покрытие декоративными пленками поверхности остекления витрин (за исключением размещения непосредственно на поверхности остекления витрины вывесок в виде отдельных букв и декоративных элементов из декоративных пленок); - замена остекления витрин световыми коробами; - устройство конструкций электронных носителей - экранов на всю высоту и (или) длину остекления витрины; - размещение Вывесок с использованием картона, ткани, баннерной ткани (за исключением использования баннерной ткани в качестве лицевой поверхности световых коробов); - размещение Вывесок с использованием неоновых светильников, мигающих (мерцающих) элементов;
2) размещение Вывесок на ограждающих конструкциях: заборах, шлагбаумах, ограждениях, перилах и т.д.;
3) размещение Вывесок в виде надувных конструкций, штендеров;
4) размещение Вывесок на ограждающих конструкциях сезонных предприятий общественного питания (летних залов), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил;
5) размещение Вывесок на внешних поверхностях объектов незавершенного строительства;
6) использование мест размещения Вывесок, определенных в согласованном дизайн-проекте в соответствии с разделом IV Правил, для размещения рекламных конструкций.
Согласно пункту 40 указанных Правил выявление информационных конструкций, не соответствующих требованиям настоящих Правил, осуществляют Администрации внутригородских районов города Челябинска (далее - Администрации внутригородских районов). Факт выявления информационных конструкций, не соответствующих требованиям настоящих Правил, оформляется актом. Администрация внутригородских районов в случае выявления информационных конструкций, не соответствующих требованиям Правил, в трехдневный срок направляют информацию о выявлении указанных информационных конструкций в Управление благоустройства города Челябинска.
В соответствии с пунктом 41 Правил N 36/4, управление благоустройства выносит владельцу информационной конструкции, не соответствующей Правилам, уведомление с предложениями о приведении ее в соответствие с требованиями Правил либо проведении демонтажа. В уведомлении управления благоустройства также указываются последствия его невыполнения - демонтаж информационной конструкции в принудительном порядке.
Пунктом 43 Правил установлено, что приведение информационных конструкций в соответствие с требованиями настоящих Правил осуществляется владельцем указанной информационной конструкции и за счет его собственных средств в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления Управления благоустройства, с последующим восстановлением внешних поверхностей объекта, на котором она была размещена, в том виде, который был до установки конструкции, и с использованием аналогичных материалов и технологий в срок не более 12 месяцев с момента получения уведомления Управления благоустройства.
Из материалов дела следует, что 11.06.2019 Администрацией в рамках закрепленных полномочий произведен осмотр информационных конструкций магазина "Спорт и танцы", расположенного в г. Челябинске по ул. Российской дом 202, находящегося в пределах границ гостевого маршрута, в ходе которого установлено, в том числе размещение предпринимателем вывески с содержанием "Спорт и Танцы", не соответствующей требованиям, предусмотренным пунктом 24 Правил ввиду нарушения геометрических параметров (размеров) вывесок.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте осмотра от 11.06.2019 N 1655, составленном по результатам осмотра, с приложенными фотоматериалами (л.д. 9-10, 35-36).
В целях реализации положений Правил, Управление в адрес ИП Любовой Н.А. направило уведомление от 01.07.2019 N 46-04-19/1631, согласно которому ИП Любовой Н.А. необходимо в срок до 22.07.2019 привести информационные конструкции в надлежащее состояние в соответствии с требованиями Правил или провести демонтаж с восстановлением внешних повреждений объекта, на которых были размещены информационные конструкции с использованием аналогичных материалов и технологий.
Уведомление также содержит информацию о том, что если ИП Любова Н.А. не примет необходимых мер по приведению информационных конструкций в надлежащее состояние или по их демонтажу в добровольном порядке, Управление по истечении вышеуказанного срока направит соответствующую информацию в Комитет для проведения демонтажа.
Согласно отметке, имеющейся в уведомлении от 01.07.2019 N 46-04-19/1631, оно вручено гр. Полибиной Е.А. 11.07.2019.
В целях проверки выполнения предпринимателем требований о приведении информационной конструкции в соответствие с требованиями Правил Управлением 22.07.2019 произведен осмотр спорной конструкции, что подтверждается фотоматериалами (л.д. 38), в ходе которого установлено неисполнение ранее выданного уведомления. Результаты осмотра зафиксированы в акте от 06.09.2019 N 1655.
В связи с неисполнением заявителем уведомления от 01.07.2019 N 46-04-19/1631 произведен демонтаж спорной вывески.
В рассматриваемом случае в качестве доказательств, подтверждающих несоответствие спорной вывески "Спорт и танцы" установленным Правилами N 36/4 требованиям в материалы дела представлен акт осмотра от 11.06.2019.
Вместе с тем, в указанном акте отсутствует информация о конкретных геометрических параметрах (размерах) спорной вывески, в связи с чем, данный акт, в отсутствие иных доказательств, не свидетельствует о несоответствии вывески установленным требованиям.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих несоответствие спорной вывески требованиям, установленным Правилами N 36/4, материалы дела не содержат. Вывод о несоответствии геометрическим параметрам сделан на основании визуального осмотра, каких-либо измерений в ходе осмотра не производилось.
Таким образом, суд кассационной инстанции исходит из того, что в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие несоответствие спорной вывески "Спорт и танцы" требованиям, установленным Правилами N 36/4. Вывод суда апелляционной инстанции о незаконности выданного заявителю уведомления от 01.07.2019 N 46-04-19/1631 является обоснованным.
Уведомление о необходимости приведения спорной конструкции в соответствие с требованиями Правил N 36/4 вручено гр. Полибиной Е.А. 11.07.2019, находившейся в магазине заявителя.
Пунктом 43 Правил N 36/4 установлено, что приведение информационных конструкций в соответствие с требованиями настоящих Правил осуществляется владельцем указанной информационной конструкции и за счет его собственных средств в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления.
В рамках настоящих Правил считается, что указанное уведомление получено владельцем информационной конструкции, собственником помещения, а Управление благоустройства надлежащим образом уведомило указанных лиц, с момента вручения уведомления под подпись, получения почтового отправления, либо с момента возврата отправителю почтового отправления в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Между тем, доказательства, подтверждающие наличие у Полибиной Е.А. полномочий действовать от имени заявителя, в том числе полномочий на получение корреспонденции и иных документов, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено. Сам по себе факт нахождения Полибиной Е.А. в магазине заявителя не свидетельствует о том, что полномочия указанного лица явствовали из обстановки. Кроме того, наличие у Полибиной Е.А. соответствующих полномочий заявителем отрицается.
Факт получения заявителем 11.07.2019 уведомления от 01.07.2019 N 46-04-19/1631 Управлением не подтвержден, о наличии соответствующего уведомления заявителю стало известно только 10.10.2019 ( в день демонтажа спорной вывески). Срок на оспаривание уведомления от 01.07.2019 N 46-04-19/1631 и действий по демонтажу спорной вывески заявителем не пропущен.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Управлением не доказан факт несоответствия спорной вывески требованиям Правил N 36/4, учитывая также, что на момент демонтажа спорной вывески срок для исполнения уведомления не истек, действия Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, направленные на демонтаж информационной конструкции - вывески магазина "Спорт и Танцы", размещенной на здании по адресу: г. Челябинск, ул. Российская 202, являются незаконными.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены апелляционным судом в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемого судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А76-52926/2019 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления развития и благоустройства городской среды г. Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывески в соответствии с правилами благоустройства - это информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах зданий, строений, сооружений, включая витрины, на фасадах, крышах нестационарных торговых объектов, на внешних поверхностях отдельно стоящих конструкций в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие: сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях информирования неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя; сведения, размещаемые в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
...
В рамках настоящих Правил считается, что указанное уведомление получено владельцем информационной конструкции, собственником помещения, а Управление благоустройства надлежащим образом уведомило указанных лиц, с момента вручения уведомления под подпись, получения почтового отправления, либо с момента возврата отправителю почтового отправления в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 марта 2021 г. N Ф09-84/21 по делу N А76-52926/2019
Хронология рассмотрения дела:
08.10.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-84/2021
27.07.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9595/2021
11.03.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-84/2021
09.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13465/20
29.09.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-52926/19