Екатеринбург |
|
12 марта 2021 г. |
Дело N А47-5711/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Сухановой Н.Н., Жаворонкова Д.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге (ИНН: 5610112152, ОГРН: 1065658011869; далее - Пенсионный фонд в г. Оренбурге, податель жалобы, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.09.2020 по делу N А47-5711/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по указанному делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Пенсионный фонд в г. Оренбурге обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Инжиниринговая компания "Альтос" (ИНН: 5905284510, ОГРН: 1115905001926; далее - общество "ИК "Альтос", страхователь) штрафных санкций в размере 1 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март, апрель, май, июнь 2018 года, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в размере 5 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 21.09.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заинтересованное лицо просит указанные судебные акты отменить полностью, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Податель жалобы, приводя требования статей 11, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном учете), настаивает на правомерности и обоснованности заявленных им требований, ввиду несвоевременного предоставления обществом сведений о застрахованных лицах.
По мнению Пенсионного фонда в г. Оренбурге, сроки для вынесения решения о привлечении к административной ответственности, обращения с рассматриваемым заявлением о взыскании штрафных санкций, им не пропущены.
Заинтересованное лицо полагает, что при установлении ответственности и назначении наказания следует руководствоваться положениями статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом которой именно с момента представление страхователем отчетности по форме СЗВ-М и СЗВ-стаж с нарушением установленного законом срока должны исчисляться сроки на проведение проверки и составление акта.
Податель жалобы обращает внимание суда на то, что судами неверно исчислен совокупный срок для принудительного взыскания, поскольку он должен рассчитываться с момента представления отчетности и составляет 13 месяцев.
Письменный мотивированный отзыв на кассационную жалобу страхователь в материалы дела не представил.
Проверив законность обжалуемых судебных актов на основании статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не нашёл.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в ходе проведения Пенсионным фондом в г. Оренбурге проверки сведений, представленных обществом "ИК "Альтос" в отношении двух застрахованных лиц за отчетный период март, апрель, май, июнь 2018 года по форме СЗВ-М "исходная", установлено представление страхователем сведений по форме СЗВ-М, по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год с нарушением установленного срока, в связи с чем 08.11.2019, 25.11.2019 составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившегося в нарушении обществом "ИК "Альтос" требований пунктов 2, 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете.
По результатам рассмотрения указанного акта заинтересованным лицом вынесены решения от 20.12.2019, 14.01.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете.
Требованиями от 31.01.2020 N 066S01200000798 об уплате финансовой санкции в размере 1 000 руб., от 31.01.2020 N 066S01200000799 об уплате финансовой санкции в размере 1 000 руб., от 31.01.2020 N 066S01200000800 об уплате финансовой санкции в размере 1 000 руб., от 31.01.2020 N 066S01200000801 об уплате финансовой санкции в размере 1 000 руб., от 20.02.2020 N 066S01200001808 об уплате финансовой санкции в размере 1 000 руб., направленным обществу "ИК "Альтос" заказными почтовыми отправлениями, страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 18.02.2020 и до 11.03.2020.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в г. Оренбурге в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требования подателя жалобы, исходили из пропуска срока обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно статье 1 названного Федерального закона под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Закона об индивидуальном учете работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 названного Федерального закона страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что отчет по форме СЗВ-М за март, апрель, май, июнь 2018 года, при сроке предоставления не позднее 16.04.2018, 15.05.2018, 15.06.2018, 16.07.2018 соответственно, фактически представлен страхователем 16.10.2019, по форме СЗВ-Стаж за отчетный период 2018 года, при сроке предоставления не позднее 01.03.2019, фактически представлен 07.11.2019. Пенсионный фонд в г. Оренбурге обратился в суд за взысканием финансовой санкции 08.05.2020, то есть с пропуском срока.
В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из изложенного следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом об индивидуальном учете за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
При этом Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 60 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что проверка соблюдения установленных пунктом 3 статьи 46, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В пункте 31 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя: 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 10 дней на направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Из содержания части 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Учитывая, что обращаясь в суд с рассматриваемым заявлением, заинтересованное лицо указало на то, что ему стало известно о совершенном страхователем правонарушении 17.04.2018, 16.05.2018, 16.06.2018, 17.07.2018 и 02.03.2019, то есть в момент представления им формы СЗВ-М за март, апрель, май, июнь 2018 года и СЗВ-Стаж за 2018 год, вместе с тем суды первой и апелляционной инстанций правомерно сочли, что правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений по данным формам за указанный период совершено страхователем 22.04.2019, 20.05.2019, 09.07.2019, 27.08.2019 по форме СЗВ-Стаж за 2018 год - 10.03.2020, поскольку с этого момента страховщик должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о нарушении Пенсионным фондом в г. Оренбурге пресекательного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с общества "ИК "Альтос" штрафа в сумме 5 000 руб.
Судами первой и апелляционной инстанции отмечено, что момент фактического представления отчетности страхователем не является основанием для исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с указанных дат, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции с общества "ИК "Альтос" подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-Стаж за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 названного Федерального закона.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных фондом требования.
Доводы подателя жалобы по существу свидетельствуют о несогласии Пенсионного фонда в г. Оренбурге с оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Между тем несогласие стороны с выводами судов, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела, не свидетельствует о неправильном применении ими норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.09.2020 по делу N А47-5711/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Оренбурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания части 3 статьи 17 Закона об индивидуальном учете следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
...
Судами первой и апелляционной инстанции отмечено, что момент фактического представления отчетности страхователем не является основанием для исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с указанных дат, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовой санкции с общества "ИК "Альтос" подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-Стаж за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 названного Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 марта 2021 г. N Ф09-1066/21 по делу N А47-5711/2020