Екатеринбург |
|
16 марта 2021 г. |
Дело N А71-7459/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д. В., рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.09.2020 по делу N А71-7459/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по указанному делу.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Техресурс" (далее - общество) 4000 руб. финансовых санкций.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 28.09.2020 требования удовлетворены частично. С общества в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 1000 руб. финансовых санкций. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, управление просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Управление отмечает, что срок для составления акта о выявлении правонарушения не является пресекательным.
Заявитель жалобы указывает на соблюдение им совокупности процессуальных сроков проверки и обращения в суд с требованием о взыскании санкции.
Согласно положениям части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением проведена проверка полноты и своевременности представления ответчиком сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за май, сентябрь, октябрь 2019 года и за 2018 год.
В ходе проверки установлено, что сведения по форме СЗВ-М за май, сентябрь, октябрь 2019 года представлены обществом 20.06.2019 на 2 застрахованных лиц, за сентябрь 2019 года представлены - 19.10.2019 на 2 застрахованных лиц, за октябрь 2019 представлены - 02.12.2019 на 2 застрахованных лиц, то есть с нарушением установленного срока. Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год обществом не представлены.
По результатам проверки фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.07.2019, 23.10.2019, 09.12.2019, 07.08.2019.
22.08.2019, 04.12.2019, 27.01.2020 и 16.09.2019, рассмотрев акты проверок, управлением вынесены решения N 019S19190017727, 019S19190022791, 019S19200000765, 019S19190019457 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, и форме СЗВ-СТАЖ предусмотренных пунктом 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за май, сентябрь, октябрь 2019 года и за 2018 год, в виде финансовых санкций в размере 500 руб. по каждому.
В целях добровольной уплаты финансовой санкции ответчику направлены требования со сроком исполнения до 14.10.2019, до 07.02.2019, до 23.03.202 и до 29.10.2019.
Ссылаясь на неисполнение обществом в добровольном порядке указанных требований, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Рассмотрев указанное заявление, суд пришел к выводу, что заявленные требования к должнику не являются бесспорными. Определением суда от 10.06.2020 в принятии заявления о выдаче судебного приказа судом отказано, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявления в части, суд первой инстанции исходил из вывода о нарушении управлением срока на обращение в суд.
Апелляционный суд счел вывод суда первой инстанции правильным.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В указанной связи к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, после 01.01.2017 в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 N 301-КГ18-62, 301-КГ18-64, 301-КГ18-430).
Сроки проверки представленных страхователем сведений Законом N 27-ФЗ не урегулированы в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения проверки при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, - 10 дней со дня выявления указанного нарушения (статья 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Правовая позиция о применении указанных положений изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 302-КГ18-6775.
С учетом изложенного и положений статьи 17 Закона N 27-ФЗ предельный срок взыскания с ответчика неуплаченных сумм санкций включает в себя:
10 дней на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление акта + 15 дней со дня получения на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) + 5 дней на вручение решения + 10 дней со дня вручения на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 10 календарных дней на исполнение требования со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Кроме того, согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности.
Основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении взыскания сумм задолженности суды правомерно признали допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Суды верно отметили, что аналогичные выводы содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Суды при рассмотрении дела установили, что правонарушения совершены ответчиком 02.03.2019, т.е. в момент когда застрахованное лицо должно было представить сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, а также 20.06.2019, т.е. в момент представления сведений по форме СЗВ-М за май 2019 года. С этого момента (02.03.2019 и 20.06.2019) управление обнаружило совершенные ответчиком правонарушение, поскольку с момента предоставления (не предоставления) сведений управление, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение ответчиком установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ срока для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
Апелляционный суд, поддерживая выводы суда первой инстанции, правомерно указал на то, что с учетом срока проведения камеральной проверки акт о выявлении правонарушения составлен с нарушением срока, что свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что обращение управления с заявлением в суд 03.07.2020 свидетельствует о пропуске срока взыскания финансовой санкции. Доказательства соблюдения установленных сроков к заявлению управлением не приложены.
Доводы фонда о необходимости исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с момента истечения срока для исполнения выставленных им страхователю требований подлежит отклонению судом округа, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовых санкций с общества подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 названного Федерального закона.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о пропуске фондом срока обращения в суд с требованием о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суды правомерно отказали управлению в удовлетворении заявленных требований в части, превышающей 1000 руб.
В остальной части судебные акты не обжаловались.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.09.2020 по делу N А71-7459/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды при рассмотрении дела установили, что правонарушения совершены ответчиком 02.03.2019, т.е. в момент когда застрахованное лицо должно было представить сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, а также 20.06.2019, т.е. в момент представления сведений по форме СЗВ-М за май 2019 года. С этого момента (02.03.2019 и 20.06.2019) управление обнаружило совершенные ответчиком правонарушение, поскольку с момента предоставления (не предоставления) сведений управление, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением страхователями законодательства об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации, обязан был проверить соблюдение ответчиком установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ срока для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах.
...
Доводы фонда о необходимости исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с момента истечения срока для исполнения выставленных им страхователю требований подлежит отклонению судом округа, поскольку момент начала течения срока для взыскания в судебном порядке финансовых санкций с общества подлежит определению с установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за соответствующий отчетный период и с учетом исчисления совокупности сроков осуществления принудительных мер в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 17 названного Федерального закона."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 марта 2021 г. N Ф09-1050/21 по делу N А71-7459/2020