Екатеринбург |
|
19 марта 2021 г. |
Дело N А60-11704/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Лукьянова В. А., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2020 по делу N А60-11704/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Исламова Радика Альтафовича - Гумеров Р.Ф. (доверенность от 10.06.2020, диплом, паспорт);
Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу - Винаров А.Н. (доверенность от 08.06.2020)
Общество с ограниченной ответственностью "Ашинское рудоуправление" (далее - ООО "Ашинское рудоуправление", общество) обратилось в суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Уральскому федеральному округу (далее - заявитель, Департамент) о признании недействительным приказа от 31.01.2020 N 33 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 02320 ТЭ.
Исламов Радик Альтафович (далее - Исламов Р.А.) обратился в суд с заявлением о признании недействительным приказа Департамента от 31.01.2020 N 33 о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 02320 ТЭ.
Определением суда от 18.06.2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения дела N А60-11704/2020 и N А60-13966/2020, объединенному делу присвоен номер А60-11704/2020.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить в полном объеме, принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. Отмечает, ООО "Ашинское рудоуправление" надлежащим образом проинформировано о вынесенном Департаментом уведомлении от 06.04.2018 N 02-01/1170. Указывает, что уведомление о допущенных пользователем недр нарушениях условий лицензии является частью процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, а предписание является мерой, принимаемой Росприроднадзором при установлении фактов нарушений, выявленных при проведении проверок, и не является предметом рассмотрения при досрочном прекращении права пользования недрами; исполнение уведомления Департамента ставится в зависимость от сроков исполнения предписания Росприроднадзора. Отмечает, что материалами дела подтверждены основания для досрочного прекращения права пользования недрами.
Как следует из материалов дела, ООО "Ашинское рудоуправление" выдана лицензия ЧЕЛ 02320 ТЭ на право пользования недрами месторождения "Трехгранное". Цель деятельности - разведка и добыча марганцевых руд на месторождении, расположенном на территории Ашинского муниципального района Челябинской области.
Приказом Департамента от 31.01.2020 N 33 на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформление лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами на территории Уральского федерального округа, досрочно прекращено право пользования обществом недрами на основании лицензии ЧЕЛ 02320 ТЭ.
Не согласившись с указанным приказом, полагая, что нарушены их права и законные интересы общество, Исламов Р.А. обратились в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица 5 1212_2018794 надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо установить совокупность следующих условий: оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона и применяемых в соответствии с ним других Федеральных законов, и иных правовых актов субъектов РФ.
Названный Закон, определяя, как указано в его преамбуле, правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр и устанавливает разрешительный режим пользования недрами, согласно части первой статьи 11 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии. При этом права пользователя недр гарантируются установленным порядком досрочного прекращения права пользования недрами.
Согласно абзацу 4 статьи 21 названного Закона в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Законом о недрах и Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 N 3314-1 (далее - Положение о порядке лицензирования), на владельцев лицензий возложена обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, выполнение условий, установленных лицензией, а также своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами и прочих обязательных платежей.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах, подпунктом 15.2 (2) пункта 15 Положения о порядке лицензирования и с учетом статьи 23 Закона о недрах при нарушении условий пользования недрами право пользования участками недр может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Процедура досрочного прекращения права пользования недрами установлена статьей 21 Закона о недрах, а также пунктом 15.4 Положения о порядке лицензирования. Согласно названным правовым нормам решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. В случае несогласия пользователя недр с решением о прекращении права пользования недрами он может обжаловать его в судебном порядке (часть четвертая статьи 20 Закона о недрах).
Судами установлено, что Департаментом вынесено уведомление от 06.04.2018 N 02-01/1170 о допущенных нарушениях условий пользования недрами по лицензии ЧЕЛ 02320 ТЭ, предоставленной для разведки и добычи марганцевых руд на Трехгранном месторождении и возможном досрочном прекращении права пользования недрами", согласно которому ООО "Ашинское рудоуправление" в течение трех месяцев с момента получения уведомления должно устранить следующие нарушения условий пользования недрами: - пп. в) п. 3.1, в соответствии с которым недропользователь должен обеспечить завершение разведки в пределах лицензионного участка и предоставить на государственную экспертизу отчет с подсчетом запасов в срок не позднее 01.11.2014; - пп. г) п. 3.1, в соответствии с которым недропользователь должен обеспечить подготовку, согласование и утверждение технического проекта освоения лицензионного участка в срок не позднее 01.05.2016; - пп. д) п. 3.1, в соответствии с которым недропользователь должен обеспечить начало строительства инфраструктуры горнодобывающего предприятия в срок не позднее 01.11.2016; - пп. е) п. 3.1, в соответствии с которым необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию горнодобывающего предприятия в срок не позднее 01.11.2017.
Между тем надлежащих доказательств направления данного уведомления в адрес ООО "Ашинское рудоуправление" Департаментом в материалы дела не представлено. Имеющийся в материалах дела отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62010021041197 с сайта Почты России не принят судами в качестве такого доказательства, поскольку не содержит информации и не позволяет установить, какие именно документы были направлены в адрес ООО "Ашинское рудоуправление" в указанном почтовом отправлении.
При этом нарушение процедуры принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами является основанием для отмены принятого приказа от 31.01.2020 N 33.
Суды также установили, что решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 11.04.2016 (дата резолютивной части решения) по делу N А07-7865/2015 ООО "Ашинское рудоуправление" (ИНН 7401008257, ОГРН 1027400507166, адрес: 450076, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Зенцова, д. 70) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство.
С даты утверждения конкурсного управляющего все вопросы по управлению организацией-банкротом переходят к конкурсному управляющему, а полномочии руководителя должника прекращаются (пункт 2 статьи 126, статья 127 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Сведения о признании должника банкротом подлежат официальному опубликованию в соответствии со статьями 28, 128 Закона о банкротстве, в числе которых указывается адрес должника для заявления кредиторами своих требований к должнику и сведения о конкурсном управляющем (его адресе и др. данные). Следовательно, вся корреспонденция, адресованная должнику, в силу специальных норм о банкротстве, должна направляться по адресу конкурсного управляющего.
Судами установлено, что уведомление от 06.04.2018 N 02-01/1170 получено представителем конкурсного управляющего ООО "Ашинское рудоуправление" только 26.02.2020 непосредственно в помещении Департамента, о чем на экземпляре уведомления сделана соответствующая отметка.
Исходя из этого, судами обоснованно отмечено, что в результате ненадлежащего уведомления о вынесенном приказе, общество было лишено возможности обладать информацией о выявленных нарушениях, о процедурах по досрочному прекращению лицензии с целью принятия мер к устранению выявленных нарушений либо оспариванию действий административного органа.
Кроме того, суды приняли во внимание, что на основании Распоряжения Управления Росприроднадзора по Челябинской области от 28.10.2019 N 8-ч была проведена внеплановая выездная проверка ООО "Ашинское рудоуправление", по результатам которой составлен акт от 18.11.2019 N 8-ч и выдано предписание от 18.11.2019 N8-ч об устранении выявленных нарушений, согласно которому обществу предписано устранить выявленные нарушения согласно п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах, срок устранения - 01.12.2020. Таким образом, уполномоченным органом в сфере природопользования установлен срок устранения нарушений.
При этом в настоящее время в отделе геологии и лицензирования (Челябинскнедра) проводится государственная экспертиза материалов "Отчета по результатам разведочных работ, ТЭО постоянных разведочных кондиций. Подсчет запасов по состоянию на 01.11.2019 г.". ООО "Ашинское рудоуправление" проходит комплексное финансовое оздоровление предприятия и готово представить документы по безусловному выполнению в срок всех предписаний по устранению выявленных нарушений и выполнению условий пользования недрами. Нормы Закона о недрах, регулирующие порядок досрочного прекращения права пользования недрами, не являются императивными, устанавливающими безусловную обязанность лицензирующего органа при наличии перечисленных в статьях 20, 21 условий принять решение о досрочном прекращении права пользования участками недр. Следовательно, лицензирующий орган при рассмотрении вопроса о прекращении права пользования недрами не может ограничиться формальным установлением факта нарушений лицензионного соглашения, не исследуя всех обстоятельств совершения данного нарушения в совокупности и взаимосвязи. С учетом конкретных обстоятельств правоприменителем должна выбираться мера воздействия, которая будет являться адекватной и разумной, учитывающей общественные и частные интересы.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, фактические обстоятельства дела, установив, что предписанием от 18.11.2019 N 8-ч об устранении нарушений фактически обществу была предоставлена возможность принятия мер по исполнению условий недропользования в срок до 01.12.2020, суды пришли к обоснованному выводу о том, что рассмотрение вопроса до истечения указанного срок, нарушает права общества и является мерой, необоснованно ограничивающей право общества на устранение выявленных нарушений в пределах предоставленного срока. Судами также правомерно отмечено, что помимо прекращения лицензии к нарушителю могут применяться иные меры воздействия: приостановление или ограничение права пользования недрами; избирая более жесткую меру воздействия в виде прекращения права пользования недрами, заявитель не обосновал степень нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; при этом Департамент мог применить иную принудительную процедуру, установленную Законом о недрах, которая не будет являться окончательным лишением общества права пользования недрами, но ограничит предоставленное лицензией право, либо принять решение о досрочном прекращении права пользования недрами после истечения срока, предоставленного предписанием от 18.11.2019 N 8-ч - в таком случае баланс частных и публичных интересов Уралнедра был бы соблюден, права недропользователя не нарушались, поскольку согласно абзацу 7 статьи 21 Закона о недрах в случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств законности и обоснованности оспариваемого приказа заявленные требования удовлетворены обоснованно.
Доводы Департамента, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку выводов судов и установленных ими фактов. Между тем несогласие заявителя с этими выводами, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены либо изменения принятых судебных актов.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.09.2020 по делу N А60-11704/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, фактические обстоятельства дела, установив, что предписанием от 18.11.2019 N 8-ч об устранении нарушений фактически обществу была предоставлена возможность принятия мер по исполнению условий недропользования в срок до 01.12.2020, суды пришли к обоснованному выводу о том, что рассмотрение вопроса до истечения указанного срок, нарушает права общества и является мерой, необоснованно ограничивающей право общества на устранение выявленных нарушений в пределах предоставленного срока. Судами также правомерно отмечено, что помимо прекращения лицензии к нарушителю могут применяться иные меры воздействия: приостановление или ограничение права пользования недрами; избирая более жесткую меру воздействия в виде прекращения права пользования недрами, заявитель не обосновал степень нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; при этом Департамент мог применить иную принудительную процедуру, установленную Законом о недрах, которая не будет являться окончательным лишением общества права пользования недрами, но ограничит предоставленное лицензией право, либо принять решение о досрочном прекращении права пользования недрами после истечения срока, предоставленного предписанием от 18.11.2019 N 8-ч - в таком случае баланс частных и публичных интересов Уралнедра был бы соблюден, права недропользователя не нарушались, поскольку согласно абзацу 7 статьи 21 Закона о недрах в случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 марта 2021 г. N Ф09-741/21 по делу N А60-11704/2020