Екатеринбург |
|
30 марта 2021 г. |
Дело N А07-9080/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Лазарева С. В., Суспициной Л. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2020 по делу N А07-9080/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством онлайн-заседания принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Агрофирма "Николаевская" (далее - общество Агрофирма "Николаевская", общество) - Гадельшин А.А. (доверенность от 21.12.2020 N 18).
Общество Агрофирма "Николаевская" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Министерству об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров купли-продажи земельного участка, а именно:
- урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11204 в следующем порядке:
Предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв.м, адрес: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее - участок);
Цена участка: 2 880 000 рублей. Покупатель оплачивает цену участка в течение 10 банковских дней с момента вступления решения в законную силу.
Расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на участок, несет покупатель;
- урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:040901:228 в следующем порядке:
Предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 02:47:040901:228 площадью 2094430 кв.м, адрес: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее - участок);
Цена участка: 6 980 000 рублей. Покупатель оплачивает цену, участка в течение 10 банковских дней с момента вступления решения в законную силу.
Расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на участок, несет покупатель;
- урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:317 в следующем порядке:
Предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 02:47:041001:317 площадью 2864451 кв.м, адрес: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее - участок);
Цена участка: 9 550 000 рублей. Покупатель оплачивает цену участка в течение 10 банковских дней с момента вступления решения в законную силу.
Расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на участок, несет покупатель;
- урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:041601:409 в следующем порядке:
Предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 02:47:041601:409 площадью 1277232 кв.м, адрес: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее - Участок);
Цена участка: 4 260 000 рублей. Покупатель оплачивает цену участка в течение 10 банковских дней с момента вступления решения в законную силу.
Расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на участок, несет покупатель;
- урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:47:041201:322 в следующем порядке:
Предмет договора: земельный участок с кадастровым номером 02:47:041201:322 площадью 1422446 кв.м, адрес: Республика Башкортостан, Уфимский р-н, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (далее - участок);
Цена участка: 4 740 000 рублей. Покупатель оплачивает цену участка в течение 10 банковских дней с момента вступления решения в законную силу.
Расходы, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности на участок, несет покупатель.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Министерство просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы полагает, что правомерно отклонил протоколы разногласий общества Агрофирма "Николаевская", поскольку цены земельных участков не соответствовали кадастровой стоимости земельных участков, действующей на момент обращения заявителя (17.09.2018), согласно Порядку определения цены земельного участка, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.06.2015 N 206. В решении суда указано, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), что подтверждается выписками из ЕГРН по состоянию на 18.09.2018 о кадастровой стоимости объекта недвижимости на каждый из земельных участков, при этом судом не дана оценка выпискам из ЕГРН об объекте недвижимости, предоставленным ответчиком, в которых указаны иные сведения о кадастровой стоимости земельных участков, которыми руководствовалось Министерство при подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков. При таких обстоятельствах кассатор считает выводы судов, изложенные в оспариваемых судебных актах, не соответствующими обстоятельствам дела, нарушающими нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая изложенные в ней доводы несостоятельными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу Агрофирма "Николаевская" Министерством предоставлены в аренду находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан земельные участки с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322, расположенные в Уфимском районе Республики Башкортостан, с/с Дмитриевский, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается следующими договорами аренды:
1. Договор аренды N РБ9-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:000000:11204 площадью 824448 кв. м, сроком аренды до 18.12.2031, запись о государственной регистрации договора в ЕГРН N 02:47:000000:11204- 02/101/2018-3 от 15.02.2018;
2. Договор аренды N РБ10-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:000000:228 площадью 2094430 кв. м, сроком аренды до 18.12.2031, запись о государственной регистрации договора в ЕГРН N 02:47:040901:228- 02/101/2018-3 от 14.02.2018;
3. Договор аренды N РБ6-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:000000:317 площадью 2864451 кв. м, сроком аренды до 18.12.2031, запись о государственной регистрации договора в ЕГРН N 02:47:041001:317- 02/101/2018-3 от 16.02.2018;
4. Договор аренды N РБ8-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:000000:409 площадью 1277232 кв. м, сроком аренды до 18.12.2031, запись о государственной регистрации договора в ЕГРН N 02:47:041601:409- 02/101/2018-3 от 15.02.2018;
5. Договор аренды N РБ5-18 от 07.02.2018 земельного участка 02:47:000000:322 площадью 1422446 кв. м, сроком аренды до 18.12.2031, запись о государственной регистрации договора в ЕГРН N 02:47:041201:322- 02/101/2018-3 от 15.02.2018.
Из материалов дела видно, что в 2018 году общество обращалось в Верховный суд Республики Башкортостан с заявлением о снижении кадастровой стоимости указанных земельных участков.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 26.07.2018 по делу N 3-822/2018, вступившим в законную силу 14.09.2018, установлена кадастровая стоимость земельных участков: N 02:47:041601:409 в размере 4 260 000 руб., N 02:47:040901:228 в размере 6 980 000 руб., N 02:47:041001:317 в размере 9 550 000 руб., N 02:47:041201:322 в размере 4 740 000 руб., N 02:47:000000:11204 в размере 2 880 000 руб.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан установлена дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - 10.04.2018.
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.07.2018 по делу N 3-822/2018 исполнено, соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в ЕГРН, что подтверждается выписками из ЕГРН по состоянию на 18.09.2018 о кадастровой стоимости объекта недвижимости на каждый из земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322.
Общество 18.09.2018 обратилось в Министерство с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322 в собственность без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмами от 14.11.2018 Министерство отказало в предоставлении земельных участков в собственность.
Истец обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании отказов в предоставлении земельных участков незаконными и об обязании ответчика направить истцу проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-37482/2018 от 22.05.2019 отказы Министерства в предоставлении в собственность общества вышеуказанных земельных участков признаны незаконными. На ответчика возложена обязанность в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить подготовку и подписание проектов договоров купли-продажи земельных участков и направить их истцу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019, постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 27.11.2019 по тому же делу указанное решение Арбитражного суда Республики Башкортостан оставлено без изменения.
Верховным судом Российской Федерации определением от 12.03.2020 отказано в передаче судебных актов нижестоящих судов, принятых по делу N А07-37482/2018, для пересмотра в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, решение по делу N А07-37482/2018 вступило в силу 22.08.2019, а, следовательно, в срок до 20.09.2019 Министерство было обязано направить обществу проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Общество неоднократно обращалось в Министерство с просьбой исполнить решение суда в добровольном порядке, что следует из письма N 391 от 14.11.2019 (вх.N 29952 от 14.11.2019), письма N 431 от 24.12.2019 (вх.N 34829 от 24.12.2019), письма от 12.02.2019 (вх.N 4863 от 12.02.2020). Однако Ответчик уклонялся от возложенной обязанности предоставить земельные участки.
В связи с неисполнением Министерством решения суда в добровольном порядке обществом были получены исполнительные листы и переданы на исполнение в службу судебных приставов.
Постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Республике Башкортостан от 17.01.2020 возбуждены исполнительные производства об обязании Министерства осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проектов договоров купли-продажи земельных участков направить их обществу:
- исполнительное производство N 2139/20/02068-ИП в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:041201:322;
- исполнительное производство N 2140/20/02068-ИП в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:041601:409;
- исполнительное производство N 2141/20/02068-ИП в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:317;
- исполнительное производство N 2142/20/02068-ИП в отношений земельного участка с кадастровым номером 02:47:040901:228;
- исполнительное производство N 2143/20/02068-ИП в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11204.
Письмом N ДС-12/1238 от 24.01.2020, полученным истцом лишь 20.02.2020, ответчиком направлены проекты договоров б/н, б/д купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 206 от 02.07.2015, цена земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя.
По тексту договоров ответчик указал неверную выкупную стоимость земельных участков, цена земельных участков указана без применения кадастровой стоимости, установленной согласно Решению Верховного суда Республики Башкортостан от 26.07.2018 по делу N 3-822/2018.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11204 по состоянию на 18.09.2018 составляет 2 880 000 руб., в проекте договора купли-продажи указана цена 4 831 265,30 руб.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:47:040901:228 по состоянию на 18.09.2018 составляет 6 980 000 руб., в проекте договора купли-продажи указана цена 12 273 359,80 руб.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:47:041001:317 по состоянию на 18.09.2018 составляет 9 550 000 руб., в проекте договора купли-продажи указана цена 16 785 682,9 руб.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:47:041601:409 по состоянию на 18.09.2018 составляет 4 260 000 руб., в проекте договора купли-продажи указана цена 484 879,50 руб.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка 02:47:041201:322 по состоянию на 18.09.2018 составляет 4 740 000 руб., в проекте договора купли-продажи указана цена 335 533,60 руб.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Министерство являлось участником судебного процесса по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков. Кроме того, ЕГРН содержит сведения о размере кадастровой стоимости земельных участков на момент обращения общества с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность - а именно по состоянию на 18.09.2018.
Таким образом, как установлено судами, на момент подготовки проектов договоров купли-продажи земельных участков, ответчику была известна кадастровая стоимость каждого земельного участка, в отношении которого был подготовлен проект договор купли-продажи. Несмотря на это, ответчик указал в проектах договоров купли-продажи выкупную цену земельных участков исходя из недействующей кадастровой стоимости.
Судами установлено и из материалов дела видно, что решение Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-37482/2018 от 22.05.2019 до настоящего времени не исполнено. Действия по направлению в адрес общества проектов договоров купли-продажи с условиями, не соответствующими закону, не могут считаться надлежащим исполнением решения суда.
Письмом N 67 от 27.02.2020 (вх.N 6485 от 27.02.2020) истец направил ответчику протоколы разногласий к проектам договоров купли-продажи, предложив внести изменения в пункт 2.2 проектов договоров в части определения цены земельных участков в размере, соответствующем сведениям о кадастровой стоимости, содержащимся в ЕГРН по состоянию на момент обращения общества с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность - на 18.09.2018.
Письмом N ДС-12/5063 от 27.03.2020 Министерство сообщило об отклонении протоколов разногласий.
Разногласия сторон договора по размеру выкупной стоимости земельных участков послужили основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым иском об урегулировании преддоговорного спора.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что решением Верховного суда Республики Башкортостан, на основании поданного в 2018 году заявления истца установлена новая кадастровая стоимость по состоянию на 31.10.2017, а договоры купли-продажи земельных участков по заявлению истца до принятия решения Верховным судом Республики Башкортостан и внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости не были заключены. Таким образом, суды пришли к выводу о том, что при урегулировании разногласий по договорам относительно цены выкупа подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков, установленная вышеназванным судебным актом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
В соответствии с пунктом 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В соответствии с пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432, пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации к существенным условиям, подлежащим определению при заключении договора, помимо условия о предмете и условий, названных в законе, относятся все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, а также с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11657/11 от 31.01.2012, согласно которой разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при возникновении разногласий по конкретным условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными", договор не может считаться заключенным до тех пор, пока стороны не согласуют условие, по которому одной из сторон заявлено о необходимости его согласовать как существенное условие договора.
По смыслу пункта 4 статьи 421 и статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых суд обязывает заключить договор, не могут противоречить законодательству, действующему на момент рассмотрения спора.
В силу пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
На основании статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 данного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разрешая переданный спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд в силу названных норм должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Из материалов дела следует и судами установлено, что при заключении договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322, между сторонами возник преддоговорной спор по цене выкупа земельных участков.
Как уже указывалось выше, решением Верховного суда Республики Башкортостан от 26.07.2018 по делу N 3-822/2018, вступившим в законную силу 14.09.2018, установлена кадастровая стоимость земельных участков: N 02:47:041601:409 - в размере 4 260 000 руб., N 02:47:040901:228 - в размере 6 980 000 руб., N 02:47:041001:317 - в размере 9 550 000 руб., N 02:47:041201:322 - в размере 4 740 000 руб., N 02:47:000000:11204 - в размере 2 880 000 руб.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан также установлена дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости - 10.04.2018.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Таким образом, как верно указано судами, кадастровая стоимость земельных участков в размере, установленном решением Верховного суда Республики Башкортостан от 26.07.2018 по делу N 3-822/2018, применяется с 01.01.2018.
Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.07.2018 по делу N 3-822/2018 исполнено, соответствующие сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в ЕГРН, что подтверждается выписками из ЕГРН по состоянию на 18.09.2018 о кадастровой стоимости объекта недвижимости на каждый из земельных участков с кадастровыми номерами 02:47:000000:11204, 02:47:040901:228, 02:47:041001:317, 02:47:041601:409, 02:47:041201:322.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости в качестве дополнительных вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно части 4 статьи 63 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц.
Приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 975 утверждены формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения. Приложением N 3 к данному приказу утверждена форма выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В вышеуказанной выписке содержится: описание объекта - вид и кадастровый номер, величина кадастровой стоимости, дата ее утверждения, реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости, а также дата ее внесения в ЕГРН, даты подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости и начала применения кадастровой стоимости. Сведения из ЕГРН о кадастровой стоимости можно запросить по состоянию на дату запроса или на другую интересующую дату (письмо ФНС России от 07.02.2017 N БС-4-21/2140@ "О реализации на интернет-сайте Росреестра возможности получения выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости").
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.06.2015 N 206 утвержден Порядок определения цены земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно пункту 2 указанного Порядка цена земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов определяется в размере кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости 2017 год).
Согласно абзацу 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу о том, что при урегулировании разногласий по договорам относительно цены выкупа подлежит применению кадастровая стоимость земельных участков, установленная решением Верховного суда Республики Башкортостан от 26.07.2018 по делу N 3-822/2018.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и сводятся, по сути, лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Между тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в силу своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.09.2020 по делу N А07-9080/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 21.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемой кадастровой стоимости 2017 год).
Согласно абзацу 2 пункта 28 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 марта 2021 г. N Ф09-1585/21 по делу N А07-9080/2020