Екатеринбург |
|
06 апреля 2021 г. |
Дело N А76-26426/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2020 по делу N А76-26426/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Удовицкая С.А. (доверенность от 24.12.2020), Голиков В.И. (доверенность от 18.09.2020);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) - Удовицкая С.А. (доверенность от 31.12.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "УралАвтоХаус М" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании незаконным отказов от 18.05.2020 на заявление от 04.05.2020 N 1, от 10.06.2020 на заявление от 01.06.2020 N 2; о признании права на получение субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576).
Определением суда от 24.10.2020 судом из числа ответчиков по делу исключено управление и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2020 заявленные требования удовлетворены; отказы инспекции от 18.05.2020, 10.06.2020 в предоставлении субсидий обществу признаны недействительными.
Суд обязал налоговый орган восстановить нарушенные права и законные интересы общества путем предоставления субсидии за апрель, май 2020 года в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований общества в полном объеме.
Инспекция ссылается на то, что сообщения об отказе от 18.05.2020, 01.06.2020 в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением N 576, вынесены на основании того, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 434); в частности, код основного вида экономической деятельности общества (код ОКВЭД 45.1) в соответствии с информацией из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.03.2020 не содержится в перечне, утвержденном Постановлением N 434.
Заявитель кассационной жалобы обращает внимание на то, что изменения в части основного вида деятельности ОКВЭД на код 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" внесены обществом в ЕГРЮЛ 27.04.2020, то есть после официального опубликования Постановления N 576.
Налоговый орган отмечает, что используемый обществом ОКВЭД по состоянию на 01.03.2020 не поименован в перечне пострадавших отраслей; налогоплательщик не может воспользоваться субсидиями в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Как указывает инспекция, выводы судов о фактическом осуществлении обществом в спорный период деятельности по ОКВЭД 45.11.2 "Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах" сделаны на основании представленных непосредственно в суд документов; между тем, определение основного вида деятельности организации для целей предоставления мер государственной поддержки определяется в соответствии с информацией в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, в силу прямого указания в Постановлении N 576.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения, ссылаясь на то, что в материалы дела представлено достаточно доказательств осуществления в спорный период деятельности розничной торговли автомобилями и легковыми автотранспортными средствами в специализированным магазинах, отнесенной к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в целях реализации права на получение субсидии общество обратилось в инспекцию с заявлениями о предоставлении соответствующей меры поддержки от 04.05.2020 N 1 (за апрель 2020 года), от 01.06.2020 N 2 (за май 2020 года).
В предоставлении субсидии налоговым органом отказано сообщениями от 18.05.2020, 01.06.2020 по причине того, что по состоянию на 01.03.2020 ОКВЭД, информация о котором содержалась в ЕГРЮЛ, соответствовал деятельности, предусмотренной ОКВЭД - 45.1 "Торговля автотранспортными средствами", которая, в свою очередь, не поименована в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Не согласившись с решениями налогового органа, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суды исходили из следующего.
Постановлением N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из Федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), которые устанавливают цели, порядок и условия их предоставления.
Согласно абзацу 1 пункта 1 Правил получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Перечень вышеупомянутых отраслей утвержден Постановлением N 434 (далее - Перечень).
В соответствии с названным Постановлением N 434 торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах внесена в соответствующий перечень (код ОКВЭД 45.11.2).
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России в письме от 15.04.2020 N Д13и-11577 "Об утвержденном перечне пострадавших отраслей", каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2. В ОКВЭД 2 отражены отдельные классы (XX), подклассы (XX.X), группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) и виды (XX.XX.XX). В случае если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
Судами установлено, что обществом, являющимся официальным дилером акционерного общества "Мерседес Бенц Рус", при регистрации был указан код ОКВЭД 45.1. В перечень разрешенных видов деятельности попадают все подгруппы, входящие в указанный подкласс, в том числе ОКВЭД 45.11.2. Следовательно, общество имело право осуществлять деятельность по всем подгруппам, входящих в подкласс (код ОКВЭД 45.1).
С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание представленный обществом дилерский договор от 01.01.2015 заключенный между заявителем и акционерным обществом "Мерседес-Бенц Рус", предметом которого является деятельность по розничной торговле легковыми автомобилями в специализированных магазинах, а также учитывая, что согласно представленным сведениям об обороте розничной торговли малого предприятия за январь - декабрь 2019 года оборот продажи населению легковых автомобилей составляет 484 420 руб., суды пришли к правомерному выводу о том, что в спорный период общество фактически осуществляло торговлю розничную легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах, соответствующий ОКВЭД 45.11.2, в связи с чем, отказ налогового органа в предоставлении субсидии является необоснованным.
Кроме того, налогоплательщик длительное время находится на налоговом учете в данном налоговом органе; конкретный вид деятельности (розничная торговля легковыми автомобилями) был известен инспекции.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно пришли к выводу, что обществом соблюдены все обязательные условия и требования для получения субсидии, в связи с чем, удовлетворили заявленные требования общества.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов и не опровергают их выводы, а выражают несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств. В силу ст. 286 АПК РФ переоценка доказательств не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Ссылка кассатора на судебную практику подлежит отклонению, поскольку судебные акты по приведенным в жалобе делам вынесены по иным, отличным от настоящего дела, обстоятельствам. В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела на основании представленных доказательств и применяет нормы права к установленным обстоятельствам.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.11.2020 по делу N А76-26426/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 1 пункта 1 Правил получателями субсидии являются субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Перечень вышеупомянутых отраслей утвержден Постановлением N 434 (далее - Перечень).
В соответствии с названным Постановлением N 434 торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах внесена в соответствующий перечень (код ОКВЭД 45.11.2).
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России в письме от 15.04.2020 N Д13и-11577 "Об утвержденном перечне пострадавших отраслей", каждая отрасль (сфера деятельности) в Перечне определяется соответствующими кодами ОКВЭД 2. В ОКВЭД 2 отражены отдельные классы (XX), подклассы (XX.X), группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) и виды (XX.XX.XX). В случае если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 апреля 2021 г. N Ф09-946/21 по делу N А76-26426/2020