Екатеринбург |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А34-6221/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Ященок Т.П., Поротниковой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Полуяновой Е.А. рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент) на решение Арбитражного суда Курганской области от 09.10.2020 по делу N А34-6221/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель департамента - Санникова Л.В. (доверенность от 03.03.2021, диплом).
От Федеральной антимонопольной службы России поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество с ограниченной ответственностью "Тепло Ресурс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконными действий департамента, изложенных в письмах от 20.04.2020 N 04/1177, N 04/1178, выразившихся в непринятии к рассмотрению заявлений общества за номерами 81Т и 82Т от 13.04.2020 об открытии дел по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период регулирования 2020 - 2022 годы, просит обязать департамент рассмотреть дела об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения по заявлениям общества, зарегистрированным 13.04.2020 за номерами 81Т и 82Т на период регулирования 2020 год, а также обязать департамент открыть и рассмотреть дела об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения по заявлениям ООО "Тепло Ресурс", зарегистрированным 13.04.2020 за номерами 81Т и 82Т на период регулирования 2021 - 2022 годы (с учетом уточнения требования, принятого на основании статьи 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия департамента, изложенные в письмах от 20.04.2020 N 04/1177, N 04/1178, выразившиеся в непринятии к рассмотрению заявлений общества за номерами 81Т и 82Т от 13.04.2020 об открытии дел по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период регулирования 2020 - 2022 годы, суд обязал департамент рассмотреть дела об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения по заявлениям общества, зарегистрированным 13.04.2020 за номерами 81Т и 82Т, на период регулирования 2020 год, открыть и рассмотреть дела об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения по заявлениям общества, зарегистрированным 13.04.2020 за номерами 81Т и 82Т, на период регулирования 2021 - 2022 годы.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что обращения общества не соответствовали требования нормативных актов, ввиду того, что в них отсутствовало основание, по которому заявитель обратился в орган регулирования для установления цен (тарифов), в то время как такое основание должно содержаться в обязательном порядке; отмечает, что из писем департамента не следует, что органом принято решение об отказе.
Департамент обращает внимание на то, что деятельность общества в сферах водоснабжения и водоотведения относится к сферам деятельности естественной монополии; решение о применении ценового регулирования к хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность в сфере, относящейся к естественной монополии, принимает ФАС России; данное решение принимается по результатам рассмотрения дела о введении регулирования, в котором также содержится вывод о включении в реестр субъектов естественных монополий хозяйствующего субъекта; департамент совершил все необходимые действия для того, чтобы обществу были установлены соответствующие тарифы, для чего было направлено в адрес ФАС России обращение о введении государственного регулирования и включении общества в реестр субъектов естественных монополий.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, поскольку департамент открывает дело об установлении тарифов только на тот период, в отношении которого регулируемой организацией подтвержден факт законного владения и пользования имуществом, используемым в регулируемой деятельности, в то время как у общества соответствующее право на 2021 - 2022 годы отсутствует.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности общества является производство передача и распределение пара и горячей воды, дополнительными видами деятельности являются, в том числе, забор очистка и распределение воды, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод.
По договору аренды муниципального имущества от 27.01.2020 N 1 Администрация Каргапольского поссовета Курганской области передала в аренду обществу движимое и недвижимое муниципальное имущество с целью осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения потребителям (скважины, башни, водопроводные сети, очистные сооружения, насосные станции, канализационные сети и т.п.). Срок действия договора по 31.12.2020 с возможностью его продления путем подписания дополнительного соглашения.
Постановлением Администрации Каргапольского поссовета от 28.02.2020 N 47 общество наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования рабочий поселок Каргаполье Каргапольского района Курганской области.
Постановлением Администрации Каргапольского поссовета от 05.03.2020 N 53 обществу переданы бесхозяйные объекты холодного водоснабжения и водоотведения для содержания и обслуживания.
Общество обратилось в департамент с заявлением от 13.04.2020 N 81Т об открытии дела по установлению тарифов на холодную питьевую воду и утверждению производственной программы в сфере водоснабжения на период регулирования 2020 - 2022 годы для потребителей общества (Каргапольский район, р.п. Каргаполье) с приложением обосновывающих материалов.
Также, 13.04.2020 общество обратилось в департамент с заявлением N 82Т об открытии дела по установлению тарифов на водоотведение и утверждению производственной программы в сфере водоотведения на период регулирования 2020 - 2022 годы для потребителей общества (Каргапольский район, р.п. Каргаполье) с приложением обосновывающих материалов.
По результатам рассмотрения заявлений, департамент письмами от 20.04.2020 N 04/1177, N 04/1178 сообщил заявителю об отсутствии у общества оснований для обращения с указанными заявлениями и об отсутствии оснований у департамента для рассмотрения названных заявлений общества по причине отсутствия сведений о введении в отношении общества государственного регулирования деятельности уполномоченным органом как субъекта естественной монополии.
Не согласившись с указанными действиями департамента, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что установление спорных тарифов уполномоченным органом - департаментом путем открытия и рассмотрения им тарифных дел не поставлено законом в зависимость от введения государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ). Департамент в данном случае обязан открыть и рассмотреть дела по установлению тарифов вне зависимости от введения в отношении общества государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, установленном Законом N 147-ФЗ.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) урегулированы правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 33 Закона N 416-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 5 Закона N 416-ФЗ, к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов" утверждено Положение о Департаменте государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
Согласно пункту 1 данного Положения департамент является органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним.
В силу статьи 31 Закона N 416-ФЗ холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности. Регулированию в сфере холодного водоснабжения подлежит, в том числе, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона N 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение); транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей; водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В пункте 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила N 406), установлено, что для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года.
Согласно пункту 5 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом ФСТ России от 16.07.2014 N 1154-э (далее - Регламент N 1154-э), предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил N 406.
На основании пункта 7 Регламента N 1154-э заявление об установлении тарифов подписывается руководителем или иным уполномоченным лицом регулируемой организации, скрепляется печатью регулируемой организации и содержит опись прилагаемых к нему документов и материалов.
Для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в пункте 17 Правил N 406, является исчерпывающим.
В случае представления регулируемой организацией в установленные сроки в полном объеме документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил N 406, отказ в открытии дела не допускается.
Согласно пункту 10 Регламента N 1154-э основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении тарифов, установленных настоящим Регламентом, и (или) представление в орган регулирования тарифов неполного объема документов и материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил N 406, кроме случаев, указанных в пункте 18 настоящего Регламента.
Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
В соответствии с пунктом 11 Регламента N 1154-э открытие дела или отказ в открытии дела с возвратом представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении тарифов.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что к заявлениям общества об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение приложены необходимые для открытия дела обосновывающие материалы, предусмотренные пунктом 17 Правил N 406, установив, что сроки подачи предложений по установлению указанных тарифов (с учетом того, что в отношении заявителя ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов) заявителем также не нарушены, суды пришли к верному выводу о признании незаконными действий департамента, изложенных в письмах от 20.04.2020 N 04/1177, N 04/1178, выразившиеся в непринятии к рассмотрению заявлений об открытии дел по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на период регулирования 2020 - 2022 годы.
Судами правомерно указано, что согласно положениям статей 3, 4, 5, 10, 21 Закона N 147-ФЗ, пунктов 6, 12, 27 Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, утвержденного приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э, в отношении рассматриваемых видов регулируемой деятельности (питьевого водоснабжения и водоотведения) для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественных монополий необходимо фактическое осуществление заявителем данных видов деятельности, которые он может законно осуществлять только при условии установления соответствующих тарифов.
Как установлено судами, на момент подачи заявлений в департамент отсутствовали доказательства фактического осуществления обществом деятельности по питьевому водоснабжению и водоотведению, что исключало подачу заявления для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Основания для вывода о необходимости представления обществом данных о введении в отношении него государственного регулирования деятельности у департамента отсутствовали, что также исключало ссылку на подпункт "б" пункта 16 Правил N 406.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации установление спорных тарифов уполномоченным органом - департаментом путем открытия и рассмотрения им тарифных дел не поставлено в зависимость от введения государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, предусмотренном Законом N 147-ФЗ.
Департамент в данном случае обязан открыть и рассмотреть дела по установлению тарифов вне зависимости от введения в отношении общества государственного регулирования субъекта естественной монополии в порядке, установленном Законом N 147-ФЗ.
С учетом изложенного, соответствующие доводы департамента относительно необходимости наличия документа о включении общества в реестр субъектов естественных монополий до установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения суды правомерно отклонены судами.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неполном исследовании судами обстоятельств дела, повлекших неправильное применение способа восстановления нарушенных прав общества, также являлись предметов рассмотрения судов и правомерно отклонены, поскольку в соответствии с подпунктом "а" пункта 17 Правил N 406 на момент подачи заявления право пользования имуществом заявителем было подтверждено, а дополнительные документы в порядке пункта 20 Правил N 406 департаментом не запрашивались, решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифов, в связи отсутствием документов, подтверждающих право собственности или права пользования в отношении объектов недвижимости, используемых в целях осуществления регулируемой деятельности, не выносилось, указанное не может свидетельствовать об отсутствии у общества соответствующего права пользования, поскольку данное обстоятельство административным органом не было установлено.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Иное толкование инспекцией положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 09.10.2020 по делу N А34-6221/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.