Екатеринбург |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А50-17829/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Вдовина Ю.В., Поротниковой Е.А.,
при ведении протокола помощником судьи Анкудиновой И.А., рассмотрел в судебном заседании с использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган, заявитель) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу N А50-17829/2020 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании в здании Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители:
инспекции - Зарубина К.А. (доверенность от 26.12.2020, служебное удостоверение), Набокова Э.А. (доверенность от 26.10.2020, служебное удостоверение);
общества с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - общество, ООО "Альянс", налогоплательщик) - Деденко А.Н. (доверенность от 06.02.2021, паспорт); Мерзоева Т.А. (доверенность от 02.04.2021, паспорт).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения инспекции, выраженного в письме от 14.05.2020 за N 13-11-09/07323, об отказе во включении в реестр в целях предоставления субсидии.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Инспекция в жалобе ссылается на то, что ООО "Альянс", согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.03.2020, осуществляло финансово-хозяйственную деятельность с кодом основного вида экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 52.21.2 "Деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом", тогда как данный вид деятельности не включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Обращает внимание на то, что изменения в части основного вида деятельности ОКВЭД 52.21.2 на ОКВЭД 52.21.21 "Деятельность в виде автовокзалов и автостанций" внесены обществом в ЕГРЮЛ 29.04.2020.
Налоговый орган считает, что, поскольку используемый по состоянию на 01.03.2020 ОКВЭД обществом не поименован в перечне пострадавших отраслей, налогоплательщик не может воспользоваться субсидиями в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. В подтверждении данной позиции ссылается на разъяснения Федеральной налоговой службы России, данные в письмах от 07.08.2020 N БС-4-11/12712, от 07.07.2020 N БС-19-11/148@, от 10.07.2020 N БВ-4-3/11186@.
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, что выводы судов о фактическом осуществлении обществом в спорный период деятельности по ОКВЭД 52.21.21 "Деятельность в виде автовокзалов и автостанций" сделаны на основании представленных непосредственно в суд документов; между тем, определение основного вида деятельности организации для целей предоставления мер государственной поддержки определяется в соответствии с информацией в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, в силу прямого указания императивных норм.
Общество в отзыве на кассационную жалобу просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения, ссылаясь на то, что в материалы дела представлено достаточно доказательств осуществления в спорный период деятельности в виде автовокзалов и автостанций, отнесенной к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в целях реализации права на получение субсидии общество обратилось в налоговый орган с заявлением от 12.05.2020 о предоставлении указанной меры государственной поддержки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", по результатам рассмотрения которого инспекцией отказано обществу во включении в реестр в связи с тем, что деятельность налогоплательщика не отвечает условиям отнесения ее к наиболее пострадавшим отраслям (письмо от 14.05.2020 N 13-11-09/07323).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 30.06.2020 N 1818/10956@ в удовлетворении жалобы общества на указанное решение отказано.
Полагая, что отказ налогового органа во включении в реестр в целях предоставления субсидии является незаконным, нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Признавая правомерным отказ инспекции, не нарушающим права и законные интересы, суд первой инстанции исходил из указания налогоплательщиком по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ вида деятельности - "деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом", соответствующая ОКВЭД 52.21.2, не включенному в Перечень в качестве наиболее пострадавшей отрасли, в связи с чем отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Установив, что с 2011 года, включая 2019 и 2020 годы, обществом осуществлялась деятельность автовокзалов и автостанций (ОКВЭД 52.21.21), и исполнялись обязательства по договорам и концессионному соглашению по оказанию услуг автовокзала, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, удовлетворив заявленные налогоплательщиком требования.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его изменения или отмены.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
На основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительством Российской Федерации постановлением от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила N 576).
Названные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В Правилах N 576 предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020. Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе, на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В пункте 3 Правил N 576 определены основные условия для получения субсидии, а именно: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2: б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 данных Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ; д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб., при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень N 434), в разделе 1 которого указана "Деятельность автовокзалов и автостанций" (ОКВЭД 52.21.21).
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "Деятельность автовокзалов и автостанций" (ОКВЭД 52.21.21) включает в себя услуги автовокзалов и автостанций, связанные с перевозками пассажиров автобусами в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении (продажа билетов, предварительный заказ билетов, камеры хранения багажа).
Установив, что по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ налогоплательщиком указан вид деятельности - "деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом" (ОКВЭД 52.21.2), в то время как Перечень N 434 в качестве наиболее пострадавшей отрасли включает "деятельность автовокзалов и автостанций" (ОКВЭД 52.21.21), при этом изменения в ЕГРЮЛ налогоплательщика в части указания ОКВЭД 52.21.21 "деятельность в виде автовокзалов и автостанций" внесены 29.04.2020, то есть после 01.03.2020, суд первой инстанции пришел к выводу, что положения Правил N 576 не подразумевают расширенного толкования либо проверку на фактически осуществляемый вид деятельности (в том числе с использованием данных фонда социального страхования); инспекция не наделена полномочиями по изменению условий предоставления субсидий, а также законодательной инициативой.
Из материалов дела следует, что ООО "Альянс" в ЕГРЮЛ (запись от 22.06.2011) внесены сведения об основном виде деятельности с указанием кода ОКВЭД 52.21.2 "деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом".
Между тем из представленных в материалы дела доказательств, а также документов, размещенных в электронном виде в Картотеке арбитражных дел, представленных 22.10.2020 в суд первой инстанции с ходатайством о приобщении документов, судом апелляционной инстанции установлено, что с 2011 года, включая 2019 и 2020 годы общество осуществляет деятельность автовокзалов и автостанций, исполняя обязательства по договорам и концессионному соглашению по оказанию услуг автовокзала, отражая сведения об этом в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Таким образом, с учетом установленного, оцененного в совокупности, апелляционный суд обоснованно заключил, по состоянию на 01.03.2020 общество в качестве основного вида деятельности осуществляло деятельность автовокзалов и автостанций (ОКВЭД 52.21.21).
При этом налоговым органом не доказано, что внесение в апреле 2020 года изменений в ЕГРЮЛ в части уточнения кода ОКВЭД до шести цифровых знаков (52.21.21) было связано с изменением основного вида деятельности общества.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанцией сделан правомерный вывод об осуществлении обществом деятельности, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а именно: деятельность в виде автовокзалов и автостанций (ОКВЭД 52.21.21).
Таким образом, поскольку в подпункте "в" пункта 3 Правил N 576 условие для включения в реестр сформулировано как "отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 этих Правил и материалами дела подтверждается, что общество ведет деятельность в отрасли российской экономики, указанной в пункте 1 Правил N 576, учитывая, что соответствие общества иным условиям, поименованным в пункте 3 Правил N 576, налоговым органом не оспаривается, в отказе на такое несоответствие не указано апелляционный суд пришел к правильному выводу, что ООО "Альянс" соблюдены условия, установленные Правилами N 576 для включения в реестр в целях предоставления субсидии, в том числе, и в части вида её основной фактически осуществляемой деятельности.
С учетом установленного, у апелляционного суда имелись основания для отмены решение суда первой инстанции и удовлетворения заявленных обществом требований, о признании недействительным решения инспекции, выраженного в письме от 14.05.2020 за N 13-11-09/07323 об отказе во включении в реестр в целях предоставления субсидии.
Оснований для переоценки выводов суда апелляционной инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с этим подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанцией верно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, судом кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу N А50-17829/2020 Арбитражного суда Пермского края
оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует, что ООО "Альянс" в ЕГРЮЛ (запись от 22.06.2011) внесены сведения об основном виде деятельности с указанием кода ОКВЭД 52.21.2 "деятельность вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом".
Между тем из представленных в материалы дела доказательств, а также документов, размещенных в электронном виде в Картотеке арбитражных дел, представленных 22.10.2020 в суд первой инстанции с ходатайством о приобщении документов, судом апелляционной инстанции установлено, что с 2011 года, включая 2019 и 2020 годы общество осуществляет деятельность автовокзалов и автостанций, исполняя обязательства по договорам и концессионному соглашению по оказанию услуг автовокзала, отражая сведения об этом в бухгалтерской и налоговой отчетности.
Таким образом, с учетом установленного, оцененного в совокупности, апелляционный суд обоснованно заключил, по состоянию на 01.03.2020 общество в качестве основного вида деятельности осуществляло деятельность автовокзалов и автостанций (ОКВЭД 52.21.21).
При этом налоговым органом не доказано, что внесение в апреле 2020 года изменений в ЕГРЮЛ в части уточнения кода ОКВЭД до шести цифровых знаков (52.21.21) было связано с изменением основного вида деятельности общества.
На основании изложенного, судом апелляционной инстанцией сделан правомерный вывод об осуществлении обществом деятельности, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а именно: деятельность в виде автовокзалов и автостанций (ОКВЭД 52.21.21).
Таким образом, поскольку в подпункте "в" пункта 3 Правил N 576 условие для включения в реестр сформулировано как "отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 этих Правил и материалами дела подтверждается, что общество ведет деятельность в отрасли российской экономики, указанной в пункте 1 Правил N 576, учитывая, что соответствие общества иным условиям, поименованным в пункте 3 Правил N 576, налоговым органом не оспаривается, в отказе на такое несоответствие не указано апелляционный суд пришел к правильному выводу, что ООО "Альянс" соблюдены условия, установленные Правилами N 576 для включения в реестр в целях предоставления субсидии, в том числе, и в части вида её основной фактически осуществляемой деятельности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф09-1125/21 по делу N А50-17829/2020