Екатеринбург |
|
13 апреля 2021 г. |
Дело N А07-41575/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Краснобаевой И.А., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А07-41575/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (посредством онлайн-заседания) - Махмутова Р.М. (доверенность от 09.07.2020 N 01-05-1515/13).
Индивидуальный предприниматель Нуриева Линиза Батыровна (далее - предприниматель Нуриева Л.Б.) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) и Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация района) о признании незаконным постановления от 08.11.2019 N 1745 "О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2015 N 4401 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан нестационарного павильона для реализации цветов площадью до 49 кв. м на площадке по ул. Кирова рядом с д. 5, и признании незаконным пункта 3.1 протокола N 40 заседания городской комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.05.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 02.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.12.2020 решение суда отменено. Требования предпринимателя Нуриевой Л.Б. удовлетворены. Суд признал недействительными постановление администрации от 08.11.2019 N 1745 "О внесении изменений в приложение к постановлению Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 31.12.2015 N 4401 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан нестационарного торгового объекта в Ленинском районе городского округа города Уфы Республики Башкортостан - павильона для реализации цветов площадью до 49 кв. м на площадке по ул. Кирова рядом с д. 5 (порядковый номер 372), решение городской комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, оформленное пунктом 3.2 протокола заседания комиссии от 21.05.2019 N 40. Администрации предписано устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя Нуриевой Л.Б.
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что в период с 01.03.2015 до 13.02.2019 размещение нестационарных торговых объектов осуществлялось без предоставления земельного участка в аренду на основании включения уполномоченным органом такого объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную в установленном порядке. По мнению заявителя, вступление в силу с 01.03.2015 положений статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации и включение объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов сами по себе не являются достаточными обстоятельствами, подтверждающими возникновение у собственника нестационарного торгового объекта права владения и пользования земельным участком. По мнению заявителя со ссылкой на положения статьи 39.1, подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33, пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса, статей 3, 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", схема размещения нестационарного торгового объекта является информационным документом, который определяет лишь адресные ориентиры для размещения нестационарного торгового объекта и специализации (цветочная продукция, книго-печатная продукция), период их размещения, а также форму собственности земельного участка, на котором они будут размещены без привязки к конкретному субъекту предпринимательства. Непосредственное же размещение нестационарного торгового объекта осуществляется на основании соответствующего договора, заключенного с уполномоченным органом, на основании которого у лица и возникает право размещения такого объекта по указанным в схеме адресным ориентирам. При этом названный договор заключается по результатам конкурентных процедур.
Также заявитель отмечает, что на территории Республики Башкортостан с июля 2016 г. размещение нестационарного торгового объекта на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена, без предоставления земельных участков осуществляется на основании схемы размещения нестационарного торгового объекта и договора на размещение нестационарных торговых объектов, заключённого с органом местного самоуправления в соответствии с Порядком разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарного торгового объекта на территории Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98 (с изм. от 12.07.2016 N 281). Во исполнение указанного постановления решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22 утверждено Положение о порядке размещения нестационарного торгового объекта на территории городского округа г. Уфа, согласно которому договор на размещение такого объекта заключается по результатам торгов.
Таким образом, по мнению заявителя, согласно действующему законодательству единственным законным основанием для размещения нестационарного торгового объекта с 01.03.2015 является договор на право размещения такого объекта, при этом отсутствие муниципального правового акта, определяющего порядок размещения нестационарного торгового объекта, не может лечь в основу довода о правомерности размещения такого объекта на основании схемы размещения нестационарного торгового объекта.
Также, по мнению заявителя, безосновательным является довод истца о безвозмездности использования земельного участка, на котором размещен принадлежащий предпринимателю нестационарный торговый объект, как противоречащий принципу платности земли.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 11.03.2015 предприниматель Нуриева Л.Б. обратилась в администрацию с просьбой о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов площадки по ул. Ленина рядом с д. N 31/33 под размещение торгового павильона по реализации цветов площадью 49 кв. м, с целью переноса действующего павильона "Цветы" с пересечения улиц Ленина и Кирова.
На заседании 29.06.2015 городской комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан администрацией района с учетом возражений было предложено вместо площадки по ул. Ленина рядом с д. N 31/33 перенести площадку на ул. Кирова рядом с д. N 5.
Протоколом от 29.06.2015 N 19 оформлено решение городской комиссии об отложении вопроса о включении в схему размещения площадки по ул. Кирова рядом с д. N 5 в связи с необходимостью дополнительной проработки вопроса Управлением по земельным ресурсам и Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Предприниматель Нуриева Л.Б. 27.07.2015 письмом N 01-02-9353/5 была уведомлена о решении городской комиссии.
С учетом положительных заключений на заседании городской комиссии 29.09.2015 принято решение о включении площадки по ул. Кирова рядом с д. N 5 в схему размещения нестационарных торговых объектов, о чем 20.10.2015 предпринимателю Нуриевой Л.Б. направлено соответствующее уведомление.
Администрацией 31.12.2015 издано постановление N 4401 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан", где под порядковым номером 372 значится нестационарный торговый объект в Ленинском районе городского округа города Уфы Республики Башкортостан - павильон для реализации цветов площадью до 49 кв. м на площадке по ул. Кирова рядом с д. 5.
В адрес администрации 12.04.2019 поступило обращение администрации района об исключении из схемы размещения нестационарных торговых объектов павильона, расположенного по ул. Кирова рядом с д. N 5, в связи с тем, что на данный торговый объект отсутствуют правоустанавливающие документы.
Городской комиссией 21.05.2019 принято решение, оформленное пунктом 3.2 протокола N 40, об исключении из схемы размещения площадки по ул. Кирова рядом с д. N 5 для установки павильона по реализации цветов в связи с тем, что павильон по указанному адресу установлен без правоустанавливающих документов, а также во исполнение поручения главы администрации о принятии мер по демонтажу нестационарного торгового объекта, расположенного около объекта культурного наследия.
Постановлением администрации от 08.11.2019 N 1745 внесены изменения в приложение к постановлению администрации от 31.12.2015 N 4401 в виде изложения приложения в новой редакции без упоминания в нем спорного нестационарного торгового объекта.
Не согласившись с указанным постановлением администрации и решением городской комиссии в части исключения нестационарного торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов, предприниматель Нуриева Л.Б. обратилась в суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку на павильон, расположенный по ул. Кирова рядом с домом N 5, заявителем ни в суд, ни в администрацию правоустанавливающих документов не представлено, решение заинтересованного лица об исключении из схемы размещения площадки по ул. Кирова рядом с д. N 5 для установки павильона по реализации цветов является законным и обоснованным. С учетом изложенного суд отказал в удовлетворении заявленных предпринимателем Нуриевой Л.Б. требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные предпринимателем Нуриевой Л.Б. требования, суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
На основании статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе, с оформлением договора или иных разрешительных документов на функционирование объектов (договоров аренды земельного участка или на право размещения нестационарного торгового объекта, иных договоров или разрешений) и без оформления таковых.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Башкортостан от 14.07.2010 N 296-з "О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98 утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 01.06.2011 N 37/23 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Положение N 37/23).
Во исполнение указанного решения постановлением главы администрации от 16.09.2011 N 5325 утверждено Положение о городской комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, основной задачей которой является разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) и внесение изменений (пункт 2 Положения).
Положением N 37/23 определены порядок и основания для размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на земельных участках, зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (пункт 1.2).
Размещение нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1.4 Положения N 37/23).
Положением N 37/23 установлены обязанности субъекта розничной торговли, в частности обязанность по установке нестационарного торгового объекта строго в месте, определенном Схемой (пункт 3.2).
Порядок размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов установлен разделом IV Положения N 37/23.
В пункте 4.2 Положения N 37/23 указано, что субъекты, желающие разместить нестационарный торговый объект (объект по оказанию услуг) на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно утвержденной Схеме размещения, обращаются с соответствующим заявлением в Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с требованиями Положения о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - Положение N 43/7).
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 24.06.2015 N 47/23 Положение N 43/7 признано утратившим силу.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Республики Башкортостан, утвержденный постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.04.2011 N 98, дополнен пунктом 17, согласно которому размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность, на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов и договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных с органом местного самоуправления.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12.07.2016 N 281 решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 13.02.2019 N 37/22 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в соответствии с пунктом 3.1 которого договор на размещение заключается по результатам торгов, за исключением случаев, установленных пунктом 3.2 настоящего Положения.
Руководствуясь приведенными положениями, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил, что в период с 01.03.2015 до 13.02.2019 размещение нестационарных торговых объектов осуществлялось без предоставления земельного участка в аренду на основании включения уполномоченным органом нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденную в установленном порядке.
Выявив, что основанием для исключения павильона предпринимателя из схемы размещения нестационарных торговых объектов послужило отсутствие правоустанавливающих документов на размещение павильона, вместе с тем приняв во внимание, что павильон предпринимателя был включен в схему размещения нестационарного объекта 29.09.2015 в отсутствие требования законодательства о заключении договора аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта и до вступления в силу требования муниципального нормативного правового акта о заключении договора на размещение нестационарного объекта по результатам торгов, суд признал, что единственным основанием правомерного размещения павильона предпринимателя на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в указанный период времени являлось его включение городской комиссией в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную заинтересованным лицом в установленном порядке.
Таким образом, учитывая, что постановление администрации от 08.11.2019 N 1745 и решение городской комиссии, оформленное пунктом 3.2 протокола заседания комиссии от 21.05.2019 N 40, в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов павильона для реализации цветов площадью до 49 кв.м на площадке по ул. Кирова рядом с д. 5 (порядковый номер 372) противоречат действующему законодательству и лишают заявителя права осуществлять предпринимательскую деятельность в спорном павильоне, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о законности требований предпринимателя Нуриевой Л.Б., в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования о признании недействительными постановления администрации от 08.11.2019 N 1745 в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан нестационарного торгового объекта в Ленинском районе городского округа города Уфы Республики Башкортостан - павильона для реализации цветов площадью до 49 кв.м на площадке по ул. Кирова рядом с д. 5 (порядковый номер 372), и решения городской комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (объектов по оказанию услуг) на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, оформленного пунктом 3.2 протокола заседания комиссии от 21.05.2019 N 40.
Фактические обстоятельства дела судом апелляционной инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции с учетом изложенных в мотивировочной части постановления фактических обстоятельств дела, кроме того, доводы заявителя являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2020 по делу N А07-41575/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
На основании статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 апреля 2021 г. N Ф09-1836/21 по делу N А07-41575/2019