Екатеринбург |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А50-20252/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Вдовина Ю.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) (далее - управление, фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 05.11.2020 по делу N А50-20252/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), без извещения сторон.
Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Простор" (далее - общество) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в общем размере 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.11.2020, принятым в порядке упрощенного производства, исковые требования удовлетворены в части, с общества в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскано 2000 руб. финансовых санкций.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на то, что суды неправомерно отказали в части взыскания финансовых санкций в размере 1000 руб., поскольку ранее о взыскании с общества указанной суммы управление не могло заявить, в связи с тем, что указанная сумма не превысила минимального размера для возникновения права на обращение в арбитражный суд с требованием о взыскании финансовой санкции со страхователя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 288.2. АПК РФ вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для ее удовлетворения не установлено.
Как следует из материалов дела, фондом в ходе проверки, проведенной в отношении страхователя, в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ выявило нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся, в предоставлении обществом неполных и недостоверных данных по формам, определенным Пенсионным фондом Российской Федерации.
По результатам проведенных проверок составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.08.2019 N 203S18190028098, от 27.02.2020 N 203S18200004996, от 18.06.2019 N 203S18190024048, от 18.09.2019 N 203S18190031373, от 13.12.2019 N 203S18190038539, от 13.04.2020 N 203S18200010835.
По результатам рассмотрения материалов проверки фондом вынесены решения от 12.09.2019 N 203S19190028734, от 08.05.2020 N 203S19200008386, от 25.07.2019 N 203S19190025026, от 24.10.2019 N 203S19190032155, от 28.01.2020 N 203S19200001578, от 27.05.2020 N 203S19200013202 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовых санкций в общем размере 3 000 руб.
Основанием для вынесения указанных решений послужило то, что должник не представил в установленный срок сведения о застрахованных лицах за отчетные периоды: июнь 2017 года - 1 застрахованное лицо, март 2018 года - 1 застрахованное лицо, февраль 2020 года - 1 застрахованное лицо, май 2019 года - 1 застрахованное лицо, август 2019 года - 1 застрахованное лицо, октябрь 2019 года - 1 застрахованное лицо.
В целях добровольной уплаты финансовых санкций должнику выставлены требования N 203S01190030397 со сроком уплаты до 22.10.2019, N 203S01200008789 со сроком уплаты до 22.06.2020, N 203S01190026374 со сроком уплаты до 03.09.2019, N 203S01190033622 со сроком уплаты до 06.12.2019, N 203S01200003156 со сроком уплаты до 11.03.2020, N 203S01200012297 со сроком уплаты до 13.07.2020.
Требования в добровольном порядке не исполнены, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании с должника санкции в принудительном порядке.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что требования управления в части взыскания финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года в размере 500 руб. и за март 2018 года в размере 500 руб. удовлетворению не подлежат, в связи с нарушением заявителем совокупных процессуальных сроков обращения в арбитражный суд.
В кассационной жалобе управление оспаривает судебные акты только в отношении отказа в удовлетворении требований о взыскании финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года и за март 2018 года. В остальной части судебные акты не обжалуются, в связи с чем проверке судом кассационной инстанции не подлежат.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) учреждение является страхователем по данному виду страхования, и согласно пункта 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством РФ о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
В соответствии с положениями статьи 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена настоящим Кодексом (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня выявления указанного нарушения должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое нарушение.
Согласно части 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом (часть 6 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 8 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (часть 9 статьи 17 Закона N 27?ФЗ).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации рассмотреть акт в отсутствие этого лица (часть 10 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение (часть 11 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма (часть 12 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю) (часть 13 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (часть 14 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 15 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании (часть 16 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных данной статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. п. 1, 5 ст. 100, п. п. 1, 6, 9 ст. 101, п. п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Как установлено судами, 12.07.2017 страхователем в фонд представлена исходная форма СЗВ-М за июнь 2017 года. В результате контрольных мероприятий выявлен факт непредставления отчетности по форме СЗВ-М в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем, должнику было направлено уведомление N 3434/297 от 21.06.2019 года. 15.07.2019 страхователем представлена форма СЗВ-М с типом "дополняющая" на указанное застрахованное лицо.
Форма СЗВ-М с типом "исходная" за март 2018 года представлена в установленный срок (16.04.2018 года). При проверке отчетности выявлены расхождения по 1 застрахованному лицу, на которое ранее сведения за данный период представлены не были. При этом страхователем в отношении указанного застрахованного лица были представлены сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год с указанием страхового стажа и периода работы за отчетный период март 2018 года. 21.01.2019 страхователем представлена форма СЗВ-М с типом "исходная" на указанное застрахованное лицо.
С учетом наличия у фонда сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 и 2018 годы, имеющихся сведений налогового органа и срока проведения проверки, суды пришли к выводу, что акты о выявлении правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 203S18190028098 и N 203S18200004996 составлены с нарушением сроков - 07.08.2019 года и 27.02.2020 года соответственно, что свидетельствует о нарушении управлением процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций. Уведомления о несоответствии сведений от 21.06.2019 N 3434/297 за отчетный период июнь 2017 года и от 21.11.2018 N 7126/35 за отчетный период март 2018 года направлены страхователю со значительным пропуском срока проведения проверки.
На основании изложенного в удовлетворении заявленных фондом требований о взыскании финансовой санкции в общем размере 1000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период июнь 2017 года и март 2018 года правомерно отказано судами.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено.
Судом кассационной инстанции таковые нарушения также не выявлены.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 05.11.2020 по делу N А50-20252/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Ю.В.Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 31 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. п. 1, 5 ст. 100, п. п. 1, 6, 9 ст. 101, п. п. 1, 6, 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
...
Форма СЗВ-М с типом "исходная" за март 2018 года представлена в установленный срок (16.04.2018 года). При проверке отчетности выявлены расхождения по 1 застрахованному лицу, на которое ранее сведения за данный период представлены не были. При этом страхователем в отношении указанного застрахованного лица были представлены сведения в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год с указанием страхового стажа и периода работы за отчетный период март 2018 года. 21.01.2019 страхователем представлена форма СЗВ-М с типом "исходная" на указанное застрахованное лицо."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф09-1428/21 по делу N А50-20252/2020