Екатеринбург |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А60-21052/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Беляевой Н.Г., Лазарева С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу дачного потребительского кооператива "Евразия" и общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Регион 96" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2020 по делу N А60-21052/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - Токманцева Е.К. (доверенность от 09.12.2019 N 08-22/1282);
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Регион 96" - Каштанов М.Ю. (доверенность от 15.06.2020).
Дачный потребительский кооператив "Евразия" (далее - кооператив "Евразия"), общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Регион 96" (далее - общество УК "Регион 96") обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра по Свердловской области) с требованиями:
- признать необоснованным и отменить уведомление о приостановлении осуществления действий государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на основании п. 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" от 06.02.2020 Управления Росреестра по Свердловской области;
- признать необоснованным и отменить решение об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации прав N 66/20-5894 от 20.05.2020, вынесенное Управлением Росреестра по Свердловской области;
- возложить обязанность на Управление Росреестра по Свердловской области осуществить государственный кадастровый учет недвижимого имущества по заявлению N 66-0-1-172/3001/2020-160 от 05.02.2020 кооператива "Евразия" и общества УК "Регион 96";
- возложить обязанность на Управление Росреестра по Свердловской области осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - заявление N 66/016/300/2020-681 от 05.02.2020 кооператива "Евразия";
- возложить обязанность на Управление Росреестра по Свердловской области осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - заявление N 66/016/300/2020-683 от 05.02.2020 Управление Росреестра по Свердловской области;
- возложить обязанность на Управление Росреестра по Свердловской области осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - заявление N 66/016/300/2020-684 от 05.02.2020 кооператива "Евразия";
- возложить обязанность на Управление Росреестра по Свердловской области осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - заявление N 66/016/300/2020-685 от 05.02.2020 кооператива "Евразия";
- возложить обязанность на Управление Росреестра по Свердловской области осуществить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - заявление N 66/016/300/2020-686 от 05.02.2020 общества УК "Регион 96".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кооператив "Евразия" просит обжалуемые судебные акты отменить, дело передать на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, указывая, что требования заявителей основаны на положениях статей 11.2, 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства экономического развития РФ от 08.12.2015 N 921. Кооператив "Евразия" полагает, что имеющиеся в материалах дела выписки из ЕГРН об исходных земельных участках подтверждают, что на них и на вновь образованные из них земельные участки требования Классификатора видов разрешенного использования от 01.09.2014 N 540 не распространяются. Кроме того, по мнению заявителя, правовые выводы Первоуральского городского суда по делу N 2а-23062019 не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора и не могут быть положены в основу решения по настоящему делу. Полагает, что решение собственников о перераспределении земельных участков направлено исключительно на реализацию заявителями своих законных прав и интересов как собственников объектов недвижимости, не противоречит положениям пункта 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кооператив "Евразия" указывает, что судами не установлено нарушений со стороны третьего лица при подготовке межевого плана, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции не содержат указаний на то, какие именно разделы межевого плана выполнены с нарушением и каким именно нормам действующего законодательства противоречат разделы межевого плана.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росреестра по Свердловской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, кооператив "Евразия" и общество УК "Регион 96" обратились в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлениями N 66-0-1-172/3001/2020-160 от 05.02.2020, N 66/016/300/2020-681 от 05.02.2020, N 66/016/300/2020-683 от 05.02.2020, N 66/016/300/2020-684 от 05.02.2020, N 66/016/300/2020-685 от 05.02.2020, N 66/016/300/2020-686 от 05.02.2020 с приложением документов для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на вновь образованные земельные участки.
Основанием для обращения о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав явилось решение собственников земельных участков с кадастровым номером 66:58:2902019:1009, принадлежащего кооперативу "Евразия" (право собственности - N 66:58:2902019:1009-66/016/2017-2 от 20.04.2017) и кадастровыми номерами 66:58:2902019:1232 и 66:58:2902019:1238, принадлежащих обществу УК "Регион 96" (право собственности - N 66:58:2902019:1232-66/016/2019-1 от 17.09.2019 и N 66:58:2902019:1238-66/016/2019-1 от 17.10.2019) о перераспределении земельных участков (Приложение N 7 - Решение собственников о перераспределении, Приложение N 8 - Схема перераспределения).
Перераспределению подверглись земельные участки со следующими видами разрешенного использования: N 66:58:2902019:1232 - для дачного строительства; N 66:58:2902019:1238 - для дачного строительства; N 66:58:2902019:1009 - для ведения сельского хозяйства.
В связи с этим было образовано пять новых земельных участков, в отношении вновь образуемых земельных участков с разрешенным видом использования земельных участков, в частности: ЗУ1 площадью 18 973 кв. м - для дачного строительства; ЗУ2 площадью 19 673 кв. м - для дачного строительства; ЗУ3 площадью 1 005 кв. м - для дачного строительства; ЗУ4 площадью 979 кв. м - для дачного строительства; ЗУ5 площадью 47 573 кв. м - для использования для дачного строительства, земельные участки (территории) общего пользования.
Управлением Росреестра по Свердловской области 06.02.2020 принято решение о приостановлении осуществления действий государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (Приложение N 9 - Уведомление) на основании пункта 7 части 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации:
- представленный межевой план по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921;
- п. 48 - в реквизит 3 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" последовательно включаются сведения о каждом образуемом в результате перераспределения земельном участке. В графах "2" и "3" реквизита раздела "Сведения об образуемых земельных участках" указываются сведения об источниках образования земельного участка соответственно: кадастровые номера исходных земельных участков и их площадь, номер кадастрового квартала, в границах которого располагается территория, включаемая в состав таких образуемых земельных участков при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
- нарушение пункта 51 Требований к подготовке межевого плана, утвержденным в соответствии с частью 13 статьи 22 Закона N 218-ФЗ Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 921 вид разрешенного использования образуемых земельных участков, указанный в представленном межевом плане, не соответствует виду разрешенного использования исходных земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:2902019:1009, 66:58:2902019:1232, 66:58:2902019:1238. Согласно сведениям из ЕГРН земельные участки имеют разные виды разрешенного использования. Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 66:58:2902019:1009 принадлежит к категории земель земли сельскохозяйственного назначения, на которые действие градостроительного регламента не распространяется и для которых градостроительные регламенты не устанавливаются;
- п. 50- сведения о категории земель образуемого земельного участка, указанные в представленном межевом плане, не соответствуют сведениям Единого государственного реестра недвижимости о категории земель исходного земельного участка;
- п. 55 - для образуемого земельного участка с условным обозначением: ЗУ 5 не обеспечен доступ к землям общего пользования, земельным участкам общего пользования или территории общего пользования".
В целях устранения замечаний дополнительно направлено в адрес общества УК "Регион 96" письмо (исх. N 09/02 от 05.02.2020).
Указанное решение было обжаловано заявителями в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Свердловской области. По результатам рассмотрения жалобы Апелляционной комиссией регистрирующего органа вынесено решение N 9 от 19.03.2020 о признании обоснованными решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки.
В последующем Управлением Росреестра по Свердловской области вынесено решение от 20.05.2020 N 66/20-5894 об отказе осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав земельных участков.
Ссылаясь на то, что решения о приостановлении осуществления действий государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и об отказе осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав земельных участков являются незаконными, нарушающим права и законные интересы заявителей, кооператив "Евразия" и общество УК "Регион 96" обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу о соответствии решений регистрирующего органа о приостановлении регистрационных действий и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав земельных участков действующему законодательству.
Суд кассационной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок государственной регистрации права собственности и других вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав урегулирован Законом N 218-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ) и форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Частью 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).
В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков), изменение вида разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, которое влечет за собой невозможность использования земельного участка для сельскохозяйственных целей, невозможно без изменения категории земель такого участка.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018 (вводная часть, абз. 12) указано, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Исключение (вводная часть, абз. 13) составляют земельные участки, для которых разрешенное использование было установлено до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 66:58:2902019:1009 имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения и вид разрешенного использования "для ведения сельского хозяйства".
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор) на землях сельскохозяйственного назначения возможны виды разрешенного использования с кодом 1.1. - 1.20. Вид разрешенного использования "для дачного строительства" среди них отсутствует.
Судами установлено, что заявленный заявителями вид разрешенного использования "для дачного строительства" в Классификаторе тождественен виду разрешенного использования "ведение садоводства" п. 13.2. Такой вид разрешенного использования относится к разделу 2 Классификатора и возможен только на землях населенных пунктов, то есть подразумевает необходимость изменения категории земель.
Исследовав материалы дела, установив, что в отношении спорного (исходного) земельного участка установлена категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства, суды пришли к обоснованному выводу, что указанный земельный участок не может включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
Судами правомерно учтены выводы Первоуральского городского суда Свердловской области от 26.09.2019 по делу N 2а-2306/2019, имеющие в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассматриваемого дела, о том, что для принятия решения о смене вида разрешенного использования земельного участка с КН 66:58:2902019:1009, имеющего категорию "земли сельскохозяйственного назначения" необходима смена категории земли (на земли населенных пунктов) с соблюдением требований Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также о том, что отсутствуют сведения о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта, изменении границ населенного пункта.
Проанализировав представленную схему перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами 66:58:2902019:1009, 66:58:2902019:1232, 66:58:2902019:1238, и оценив решение собственников о перераспределении земельных участков, представленное в Управление, суды установили, что заявители по сути оспаривают выводы, содержащиеся в судебных актах по делу N 2а-2306/2019, решение собственников о перераспределении земельных участков направлено на преодоление судебных актов по делу N 2а-2306/2019 и обход установленной законом процедуры.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о соответствии решений регистрирующего органа о приостановлении регистрационных действий и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав земельных участков действующему законодательству, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.09.2020 по делу N А60-21052/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу дачного потребительского кооператива "Евразия" и общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Регион 96"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исключение (вводная часть, абз. 13) составляют земельные участки, для которых разрешенное использование было установлено до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
...
Судами правомерно учтены выводы Первоуральского городского суда Свердловской области от 26.09.2019 по делу N 2а-2306/2019, имеющие в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассматриваемого дела, о том, что для принятия решения о смене вида разрешенного использования земельного участка с КН 66:58:2902019:1009, имеющего категорию "земли сельскохозяйственного назначения" необходима смена категории земли (на земли населенных пунктов) с соблюдением требований Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", а также о том, что отсутствуют сведения о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта, изменении границ населенного пункта."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф09-1432/21 по делу N А60-21052/2020