Екатеринбург |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А50-4443/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Беляевой Н. Г., Лазарева С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Свердловского района города Перми (далее также - Администрация, истец, заявитель кассационной жалобы) на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.11.2020 по делу N А50-4443/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле N А50-4443/2020, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по Центральному военному округу (далее - Центральное ЖКУ Минобороны РФ) - Султанов А.Р. (доверенность от 29.12.2020 N 01, онлайн);
федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны РФ) - Бакина И.И. (доверенность от 28.01.2021 N 141/04/07-822).
От Администрации Свердловского района города Перми поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Ходатайство судом округа рассмотрено и удовлетворено на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Администрация Свердловского района города Перми обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Центральному ЖКУ Минобороны РФ и Приволжско-Уральскому ТУИО Минобороны РФ, потребовав возложения на данных лиц обязанности обеспечить надлежащее содержание проезда от ул. Николая Островского до ул. Чернышевского, д. 21 в г. Перми, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:10 вдоль дома 41а по ул. Чернышевского в г. Перми, до момента передачи указанного земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:10 в собственность муниципального образования город Пермь.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми, муниципальное автономное дошкольное учреждение "Детский сад N 421 "Гармония".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.11.2020 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Свердловского района города Перми, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального и процессуального права (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как считает заявитель, суды неправильно определили круг лиц, которые несут ответственность за содержание спорного проезда, не учли при этом положения статей 210, 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 40, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, а также принадлежность земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:10, в границах которого расположен проезд, Российской Федерации и закрепление Приказом Командующего войсками Центрального военного округа от 13.09.2018 N 604 фонда военного городка N 2 по ул. Чернышевского, д.41а в г. Перми за Центральным ЖКУ Минобороны РФ.
Заявитель оспаривает также выводы судов о том, что спорный проезд относится к дорогам общего пользования местного значения исходя из того, земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410269:10, в состав которого входит проезд, является федеральным, проезд в настоящее время не выделен как территория общего пользования для размещения линейных объектов, не относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, перечень которых утвержден Постановлением Администрации города Перми от 02.06.2009 N 298, и, соответственно, не включен в перечень автомобильных дорог, подлежащих содержанию за счет бюджета города Перми в рамках заключенного муниципального контракта. Содержание вышеуказанного проезда за счет бюджета г. Перми, по мнению заявителя, привело бы к нецелевому использованию бюджетных средств и нарушению бюджетного законодательства.
Помимо этого заявитель обращает внимание на содержащуюся в материалах дела информацию о возбуждении в отношении Центрального ЖКУ Минобороны РФ административного дела в связи с ненадлежащим содержанием проезда, а также вынесении Военной прокуратурой Пермского гарнизона по результатам проверки представления начальнику Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 4 филиала Центрального ЖКУ Минобороны РФ по Центральному военному округу. Полагает, что указанные факты подтверждают его правовую позицию по делу.
Департамент дорог и благоустройства администрации города Перми в отзыве на кассационную жалобу, поддерживая позицию Администрации Свердловского района города Перми, просит удовлетворить кассационную жалобу и отменить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций.
Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны РФ в отзыве на кассационную жалобу просит оставить решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций без изменения, считая приведенные в жалобе доводы несостоятельными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрация предъявила иск к Центральному ЖКУ Минобороны РФ и Приволжско-Уральскому ТУИО Минобороны РФ в интересах неопределенного круга лиц в связи с необходимостью обеспечить надлежащее содержание проезда, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:10 в районе жилого комплекса "Альпийская горка" в г. Перми.
Всего в жилом комплексе "Альпийская горка" в г. Перми расположены два проезда:
-проезд от ул. Николая Островского до ул. Чернышевского д. 15, расположен на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:7, выделен как территория общего пользования для размещения линейных объектов, включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Перми, который утвержден постановлением Администрации города Перми от 02.06.2009 N 298, проезд содержится в рамках муниципального контракта, заключенного муниципальным казенным учреждением "Благоустройство Свердловского района";
-проезд от ул. Николая Островского до ул. Чернышевского, д. 21 на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:10, вдоль дома 41а по ул. Чернышевского.
В настоящее время проезд от ул. Николая Островского до ул. Чернышевского, д. 21 на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:10 вдоль дома 41а по ул. Чернышевского в г. Перми не выделен как территория общего пользования для размещения линейных объектов, не относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, перечень которых утвержден постановлением Администрации города Перми от 02.06.2009 N 298, не включен в перечень дорог, подлежащих содержанию за счет бюджета города Перми в рамках заключенного муниципального контракта.
Данный факт признан судом первой инстанции подтвержденным информацией, указанной в письме заместителя Главы Администрации города Перми - начальника Управления внешнего благоустройства администрации города Перми от 05.06.2019 N 059-01-55/2-187. Как следует из данного письма, Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации прорабатывается вопрос о передаче в собственность муниципального образования город Пермь земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:10.
Проезд от ул. Николая Островского до ул. Чернышевского, д. 21, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:10 вдоль дома 41а по ул. Чернышевского в г. Перми, обеспечивает проезд к жилому многоквартирному дому по адресу: ул. Чернышевского, 21а, иной проезд к указанному дому отсутствует, по данному проезду обеспечивается движение машин, пешеходов, техники быстрого реагирования.
По ул. Чернышевского, д. 17в в г. Перми расположен также один из корпусов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 421 "Гармония" г. Перми, пожарный проезд к которому располагается со стороны проезжей части и служит основным проездом для ежедневной поставки продовольственных и иных товаров в данное дошкольное учреждение.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.01.2020 N 99/202/307645403 собственником земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:10 является Российская Федерация; указанный земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны РФ.
Характеристики земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410269:10: площадь - 104416 кв. м; кадастровая стоимость - 872 596 158,72 руб.; категория земель - земли населенных пунктов; виды разрешенного использования - под существующие объекты недвижимости.
В пределах указанного земельного участка расположены следующие объекты недвижимости: 59:01:0000000:17007 - электросетевой комплекс Подстанция 110/10/6 кВ "технологическая"; 59:01:0000000:18720 - нежилое здание Казарма; 59:01:0000000:49398 - электросетевой комплекс "Линии связи"; 59:01:0000000:77465 - электросетевой комплекс Подстанция 110/35/6 "Суханки"; 59:01:0000000:82816 - сеть водоснабжения лит. Св; 59:01:4410269:119 - девятиэтажный многоквартирный дом по ул. Чернышевского, 13 в г. Перми; 59:01:4410269:2993 - нежилое здание Казарма.
Посчитав, что Центральное ЖКУ Минобороны РФ и Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны РФ не содержат в надлежащем состоянии внутриквартальный проезд, находящийся в пределах земельного участка из федеральной собственности, Администрация Свердловского района города Перми обратилась в защиту публичных интересов в суд с данным иском.
Суд первой инстанции, установив, что спорный проезд находится в территориальных границах городского округа город Пермь и обеспечивает проезд к жилому многоквартирному дому, муниципальному детскому саду, обеспечивает движение машин, пешеходов, техники быстрого реагирования, руководствуясь положениями, предусмотренными статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3, пунктом 9 статьи 5, пунктом 1, пунктом 8, пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ), пришел к выводу о том, что данный проезд относится к дорогам общего пользования местного значения, бремя содержания которых в силу закона возлагается на истца, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа оснований для их отмены не усмотрел.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в Уставе города Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 N 150 (подпункт 5 части 1 статьи 11).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10 2003 N 131-ФЗ в собственности городских округов может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что спорный проезд расположен в территориальных границах городского округа город Пермь от ул. Николая Островского до ул. Чернышевского, д. 21 вдоль дома 41а по ул. Чернышевского на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410269:10, находящимся в собственности Российской Федерации и закрепленном на праве постоянного (бессрочного) пользования Приволжско-Уральским ТУИО Минобороны РФ, при этом проезд обеспечивает движение машин, пешеходов, техники быстрого реагирования, используется неограниченным кругом лиц для проезда к жилому многоквартирному дому по адресу: ул. Чернышевского, д.21а. и одному из корпусов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 421 "Гармония" по ул. Чернышевского, д. 17в.
Судами также выявлено, что на основании пункта 3 Приказа Министра обороны РФ от 02.03.2017 N 155 основной целью деятельности Центрального ЖКУ Минобороны РФ является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, сделан вывод о том, что спорный проезд является автомобильной дорогой общего пользования, поскольку жилой многоквартирный дом и дошкольное образовательное учреждение, к которым проезд обеспечивает движение машин, пешеходов, техники быстрого реагирования, к таковым не относятся.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
То обстоятельство, что спорный проезд не включен в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Перми, утвержденный Постановлением администрации города Перми от 02.06.2009 N 298, на что указывает заявитель кассационной жалобы, вышеуказанного вывода судов не опровергает. Данный проезд относится к дорогам общего пользования местного значения по факту. Оснований для иного вывода у суда округа не имеется.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 18.12.2018 N 265, собственник или иной владелец земельного участка, расположенного на территории города Перми, а также организация, обеспечивающая содержание земельного участка, обязаны, если иное не установлено законодательством или договором, за свой счет обеспечить надлежащее содержание территории, объектов и элементов благоустройства, принимать меры по приведению объектов и элементов благоустройства в соответствие с требованиями Правил.
Между тем подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В этой связи довод Администрации о том, что бремя содержания проезда несут Приволжско-Уральское ТУИО Минобороны России, за которым закреплен земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410269:10, и Центральное ЖКУ Минобороны РФ, за котором закреплен фонд военного городка N 2 по ул. Чернышевского, д.41а в г. Перми, отклоняется судом округа, поскольку противоречит Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 13 которого обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы обстоятельств спора иное толкование норм закона, регулирующих спорные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой и апелляционной инстанций. При этом суд округа считает, что собранные по делу доказательства судами первой и апелляционной инстанций оценены правильно, нарушений требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допущено, оснований для иных выводов не усматривает.
Все доводы заявителя кассационной жалобы ранее уже являлись предметом анализа и оценки судов первой и апелляционной инстанций, указанным доводам дана надлежащая правовая оценка, подробно изложенная в обжалуемых судебных актах, несогласие с которой основанием для отмены обжалуемых судебных актов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02.11.2020 по делу N А50-4443/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Свердловского района города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.