Екатеринбург |
|
29 апреля 2021 г. |
Дело N А76-5389/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Поротниковой Е.А., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную арбитражного управляющего Карташовой Людмилы Ивановны (далее - арбитражный управляющий) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2020 по делу N А76-5389/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2020 требования Управления удовлетворены, арбитражный управляющий Карташова Л.И. привлечена к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, арбитражный управляющий просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что судами необоснованно не применена статья 2.9 КоАП РФ, поскольку допущенные им нарушения являются техническими, незначительными, большой общественной опасности не представляют, нарушения прав участвующих в деле о банкротстве лиц не повлекли, угрозы причинения убытков не создали.
Административный орган представил отзыв, в котором он просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно, спор разрешен при всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 06.04.2017 по делу N А76-21158/2016 Умрихин Евгений Иванович (далее - должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утверждена Карташова Л.И.
Управлением Росреестра проведено административное расследование в отношении деятельности арбитражного управляющего, по результатам проведения которого в отношении Карташовой Л.И. составлен протокол об административном правонарушении от 10.02.2020 N 00227420 по части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ по факту повторного совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Поскольку, в силу части 1 статьи 23.1 КоАП рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.13 КоАП РФ, относится к компетенции арбитражного суда, Управление Росреестра обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении названного арбитражного управляющего к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций сочли доказанным наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, при этом не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 названной статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном ст. 28 Закона о банкротстве, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 13 Закона о банкротстве).
Судами установлено, что сообщение о проведении собрания кредиторов должника, назначенное на 01.11.2019, арбитражный управляющий Карташова Л.И. включила в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве 21.10.2019 (за 11 дней до даты проведения собрания кредиторов), то есть несвоевременно, что является нарушением указанных выше норм.
В силу пункта 3 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абзаце 4 пункта 50 Постановления от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснил, что к судебному заседанию, на котором будет рассматриваться вопрос о продлении или завершении конкурсного производства, арбитражный управляющий обязан заблаговременно (части 3 и 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) направить суду и основным участникам дела о банкротстве отчет в соответствии со статьями 143 или 149 Закона о банкротстве.
Финансовый управляющий доводит актуальную информацию о ходе процедуры банкротства посредством представления отчета о своей деятельности. Именно из отчета арбитражного управляющего можно установить хронологию процедуры банкротства, узнать какие мероприятия уже проведены арбитражным управляющим, какие только предстоит сделать.
На основании определений от 10.06.2019, от 02.09.2019, от 31.10.2019 судом на финансового управляющего возложена обязанность не позднее, чем за пять рабочих дней до даты судебного заседания, представить в арбитражный суд отчет о результатах реализации имущества гражданина с приложением копий документов, подтверждающих продажу имущества гражданина и погашение требований кредиторов, а также реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов.
Арбитражным управляющим данная обязанность в нарушение положений действующего законодательства о банкротстве не исполнена.
Из материалов дела следует, что ранее арбитражный управляющий Карташова Л.И. привлекалась к административной ответственности за неисполнение обязанностей финансового управляющего, при этом на момент совершения рассматриваемого правонарушения наказание (штраф) не исполнено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций на основании исследования и оценки имеющихся доказательств сделали правильный вывод о наличии в действиях (бездействии) арбитражного управляющего объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Оценив фактические обстоятельства конкретного дела, установив наличие вины арбитражного управляющего в совершении указанного правонарушения, учитывая положения статьи 4.6 КоАП РФ, установив, что порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушены, суды законно применили в отношении Карташовой Л.И. меру административного наказания, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде дисквалификации на срок шесть месяцев.
Суды не усмотрели наличия обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Относительно довода арбитражного управляющего о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ суды принимая во внимание сферу правоотношений, характер правонарушения и поведение лица, привлекаемого к административной ответственности, повторность совершения однородного правонарушения, пришли к верному выводу, что назначенное наказание по своему виду отвечает целям административного наказания, принципам законности. В силу пределов, установленных статьёй 286 и частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не имеет полномочий для иной оценки обстоятельств в целях применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.09.2020 по делу N А76-5389/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу арбитражного управляющего Карташовой Людмилы Ивановны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив фактические обстоятельства конкретного дела, установив наличие вины арбитражного управляющего в совершении указанного правонарушения, учитывая положения статьи 4.6 КоАП РФ, установив, что порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушены, суды законно применили в отношении Карташовой Л.И. меру административного наказания, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде дисквалификации на срок шесть месяцев.
Суды не усмотрели наличия обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Относительно довода арбитражного управляющего о неприменении судами положений статьи 2.9 КоАП РФ суды принимая во внимание сферу правоотношений, характер правонарушения и поведение лица, привлекаемого к административной ответственности, повторность совершения однородного правонарушения, пришли к верному выводу, что назначенное наказание по своему виду отвечает целям административного наказания, принципам законности. В силу пределов, установленных статьёй 286 и частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не имеет полномочий для иной оценки обстоятельств в целях применения положений статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 апреля 2021 г. N Ф09-2040/21 по делу N А76-5389/2020