Екатеринбург |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А34-3029/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Кангина А. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Международные услуги по маркетингу табака" (далее - общество "Международные услуги по маркетингу табака") на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.10.2020 по делу N А34-3029/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции принял участие представитель общества - Лим Д.Ю. (доверенность от 17.01.2020 N 20/8-Ц).
Общество с ограниченной ответственностью "Альфа-Курган" (далее - общество "Альфа-Курган") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее - административный орган, Управление) от 10.03.2020 N 05/0118 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 300 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 23.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Международные услуги по маркетингу табака" просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к тому, что LIFT - никотиносодержащая смесь, не относящаяся к категории пищевой, а также о том, что Управлением не исследована степень опасности продукции LIFT.
В связи с этим общество "Международные услуги по маркетингу табака" считает, что в действиях общества "Альфа-Курган" отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, Управлением в отношении общества "Альфа-Курган" в период с 10.12.2019 по 23.12.2019 проведена внеплановая выездная проверка на основании распоряжения от 06.12.2019 N 3332-р.
В ходе проверки 11.12.2019 в 11 час. 40 мин. в магазине "Красное&Белое" общества "Альфа-Курган" (г. Курган, пр. Конституции, 61а) выявлены следующие нарушения: статей 3, 5, 12 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ), статей 5, 21 TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), статей 5, 7, 8, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Административным органом установлено, что в названном магазине осуществлялась розничная продажа пищевой никотиносодержащей продукции "LYFT" (производитель Фидлер и Лундгрен АБ Стеналдерсгатан 23 бокс 904120039, Мальме, Швеция) - никотиновых пэков "ЛИФТ ПОЛАР МИНТ", "ЛИФТ АЙС КУЛ", "ЛИФТ ФРИЗ" без информации о сроке годности на маркировочных ярлыках (указана дата производства 29.07.2019 - никотиновые пэки "ЛИФТ ПОЛАР МИНТ", 02.10.2019 - никотиновые пэки "ЛИФТ АЙС КУЛ", 17.09.2019 - никотиновые пэки "ЛИФТ ФРИЗ", информация о сроке годности отсутствует), без документов, содержащих сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании. Никотиновые пэки находились в торговом зале магазина, образцы реализуемого населению товара выставлены в витрину, снабжены ценниками.
Продавцом не проведена предпродажная подготовка товара: до подачи в торговый зал пищевой никотиносодержащей продукции орального потребления не проведена проверка наличия необходимой документации и информации о товаре, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, что подлежит квалификации по части 2 статьи 14. 43 КоАП РФ, а именно:
1) в торговом зале на витрине размещен товар, оформленный ценниками с недостоверной информацией о крепости никотиновых порций: на ценнике указана информация - никотиновые пэки, "ЛИФТ ПОЛАР МИНТ" 6 мг/1ПЭК 24 порции по цене 300 руб. за 1 шт.; вместе с тем на маркировочном ярлыке никотиновых пэков "ЛИФТ ПОЛАР МИНТ" указана информация - СЛИМ МИДИУМ, никотиновые порции средней крепости, следовательно, вывод, что информация о содержании 6 мг/1ПЭК, указанная на ценнике, является недостоверной; на ценнике указана информация - никотиновые пэки "ЛИФТ АЙС КУЛ" 10 мг/1ПЭК 24 порции по цене 300 руб. за 1 шт.; вместе с тем на маркировочном ярлыке никотиновых пэков "ЛИФТ АЙС КУЛ" указана информация - СЛИМ СТРОНГ, никотиновые порции высокой крепости; следовательно, вывод, что информация о содержании 10 мг/1ПЭК, указанная на ценнике, является недостоверной; на ценнике указана информация - никотиновые пэки, "ЛИФТ ФРИЗ" 12 мг/1ПЭК 24 порции по цене 300 руб. за 1 шт., вместе с тем на маркировочном ярлыке никотиновых пэков "ЛИФТ ФРИЗ" указана информация - СЛИМ ИКС-СТРОНГ, никотиновые порции максимальной крепости, следовательно, вывод, что информация о содержании 12 мг/1ПЭК, указанная на ценнике, является недостоверной; 2) на маркировочных ярлыках никотиновых пэков "ЛИФТ ПОЛАР МИНТ", "ЛИФТ АЙС КУЛ", "ЛИФТ ФРИЗ", выставленных в витрину для реализации, отсутствует необходимая информация для потребителя о сроке годности товара; 3) в ходе проверки товарно-сопроводительная документация, подтверждающая качество и безопасность поступивших и реализуемых никотиновых пэков "LYFT" (производитель Фидлер и Лундгрен АБ Стеналдерсгатан 23 бокс 904120039, Мальме, Швеция), установленным требованиям не представлена.
По результатам проверки составлен акт от 23.12.2019 N 05/206, протокол от 10.01.2020 N 05/002 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и 10.03.2019 вынесено постановление N 05/0118, согласно которому общество "Альфа-Курган" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 Кодекса, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 300 000 руб.
Полагая, что названное постановление незаконно, общество "Альфа-Курган" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества "Альфа-Курган" состава вмененного административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшие либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие. Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
На основании статьи 1 Федерального закона N 29-ФЗ определено, что пищевые продукты - это продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки; безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 29-ФЗ предназначенные для реализации пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, соответствовать обязательным требованиям нормативных документов к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее - органы государственного надзора) при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В статье 4 ТР ТС 021/2011 определено, что под пищевой продукцией понимаются продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье. Под идентификацией пищевой продукции понимается процедура отнесения пищевой продукции к объектам технического регулирования технического регламента.
В соответствии со статьей 6 ТР ТС 021/2011 определено, что для целей отнесения пищевой продукции к объектам технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий технический регламент, заинтересованными лицами осуществляется идентификация пищевой продукции.
Идентификация пищевой продукции проводится по ее наименованию и (или) ее признакам, изложенным в определении такой продукции в настоящем техническом регламенте или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и (или) визуальным, и (или) органолептическим, и (или) аналитическими методами.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом "Альфа-Курган" не представлены декларации о соответствии на реализуемую продукцию (никотиновых пэков LYFT минт слим мягкий, LYFT полар минт слим медиум, LYFT фриз слим икс-стронг), то есть осуществлена розничная продажа продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, а именно осуществлялась реализация (в форме предложения к продаже) некурительная никотиносодержащая продукция, относящаяся к пищевой, в отсутствие документации, подтверждающей соответствие данной продукции требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011.
Названное обстоятельство правомерно расценено судами как свидетельствующие о наличии в действиях общества "Альфа-Курган", события вмененного административного правонарушения.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом "Альфа-Курган" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества "Альфа-Курган" в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "Альфа-Курган" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Альфа-Курган" требований.
Следует отметить, что доводы общества "Международные услуги по маркетингу табака", изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23.10.2020 по делу N А34-3029/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Международные услуги по маркетингу табака" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и материалами дела подтверждено, что обществом "Альфа-Курган" не представлены декларации о соответствии на реализуемую продукцию (никотиновых пэков LYFT минт слим мягкий, LYFT полар минт слим медиум, LYFT фриз слим икс-стронг), то есть осуществлена розничная продажа продукции, не соответствующей требованиям технического регламента, а именно осуществлялась реализация (в форме предложения к продаже) некурительная никотиносодержащая продукция, относящаяся к пищевой, в отсутствие документации, подтверждающей соответствие данной продукции требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011.
...
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом "Альфа-Курган" не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества "Альфа-Курган" в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества "Альфа-Курган" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф09-1793/21 по делу N А34-3029/2020