Екатеринбург |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А50-17555/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Лазарева С.В., Столярова А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колчановой М.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2020 по делу N А50-17555/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по тому же делу.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании по делу N А50-17555/2020 в здании Арбитражного суда Пермского края принял участие представитель управления - Моисеева Т.А. (доверенность от 29.12.2020 N 203, диплом, паспорт).
Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения управления от 15.06.2020 N КУВД-001/2020-8128007/1 (действительной датой Уведомления об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица является 15.07.2020 N КУВД-001/2020-8128007/1); о возложении на управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов комитета путем внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 с "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства" на "ведение садоводства"
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2020 заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Управление указывает, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, поэтому на него не устанавливаются градостроительные регламенты. Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим. Управление считает ссылку судов на Правила землепользования и застройки муниципального образования "Фроловское сельское поселение" (далее - Правила землепользования и застройки), в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 отнесен к территориальной зоне Д-1-зона дачных участков, необоснованной. Кроме того, управление указывает на несоответствие оспариваемых судебных актов иной, имеющейся судебной практике по рассмотрению аналогичных споров.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании распоряжения комитета от 16.06.2020 N 516 и утвержденной схемы был осуществлен раздел земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:52 площадью 170 124 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: участок находится примерно в 0,014 км, по направлению на юго-запад от ориентира Пермский район, Фроловское с/п, д. Канабеково. В результате раздела образовалось 7 земельных участков, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 площадью 1167 кв. м.
Распоряжением комитета от 07.07.2020 N 617 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037 был изменен с "ведение крестьянского (фермерского) хозяйства" на "ведение садоводства".
В регистрирующий орган 08.07.2020 обратился представитель Администрации Пермского муниципального района с заявлением о внесении изменений относительно вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037. С заявлением представлено распоряжение комитета от 07.07.2020 N 617 "Об изменении ВРИ земельных участков, расположенных по адресу: Пермский край, Пермский район, Фроловекое с/п, южнее д. Канабеково" с приложением перечня земельных участков, в числе которых указан спорный земельный участок с кадастровым номером 59:32:3660004:2037.
Уведомлением от 15.07.2020 N КУВД-001/2020-8128007/1 управление отказало во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о смене вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:32:3660004:2037.
Основанием для отказа послужило то, что согласно данным Единого государственного реестра недвижимости спорные участки имеют категорию - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства". Заявитель намерен изменить разрешенное использование земельного участка на "ведение садоводства". Ведение садоводства (где допустимо строительство) недопустимо на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем, изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах сельскохозяйственных угодий, на вид разрешенного использования "ведения садоводства" невозможно без изменения категории земель. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
Ссылаясь на то, что решение об отказе во внесении изменений сведений в Единый государственный реестр недвижимости о смене вида разрешенного использования земельного участка, изложенное в уведомлении от 15.07.2020 N КУВД-001/2020-81280071/1, незаконно и нарушает права комитета, как уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами на территории Пермского муниципального района, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что управление в нарушение пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало правомерности отказа во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о смене вида разрешенного использования земельного участка. При этом суды пришли к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, объективно подтверждающих, что спорный земельный участок расположен на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, его отнесение к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, суды указали, что Правилами землепользования и застройки, не оспоренными и не признанными недействительными, данный земельный участок отнесен к территориальной зоне Д-1 "Зона дачных участков, предназначенных для дачного строительства некоммерческим объединениям". Представленные управлением в обоснование своих возражений доказательства, которыми, по мнению управления, подтверждается факт нахождения спорного земельного участка на землях сельхозугодий (пашнях), не приняты судами в качестве достоверного доказательства, поскольку они составлены по состоянию на 1991 год.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2, 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
На основании пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Статья 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (подпункты 1 и 4).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и части 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014 (вопрос 5), для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суды не приняли в качестве доказательства отнесения спорного земельного участка к землях сельхозугодий представленные управлением документы, со ссылкой лишь на то обстоятельство, что они составлены по состоянию на 1991 год.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами не дана надлежащая правовая оценка указанным доказательствам, так как в материалах дела отсутствуют иные доказательства, которые бы подтверждали изменение правового режима использования спорного земельного участка. Обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что после 1991 года спорный земельный участок приобрел иной статус и был отнесен к иным землям в составе земель сельскохозяйственного назначения, судами не устанавливались. Следовательно, в нарушение требований статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса значимые для правильного рассмотрения дела обстоятельства судами не исследованы.
Кроме того, удовлетворяя требования комитета на том основании, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения, не оспоренными и не признанными недействительными, данный земельный участок отнесен к территориальной зоне Д-1 "Зона дачных участков, предназначенных для дачного строительства некоммерческим объединениям", судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.06.2014, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения из границ населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1, 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Доказательств включения спорных земельных участков в границы населенного пункта и соответствующего изменения категории указанных земельных участков материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах судебные акты приняты в нарушение норм процессуального права на основе неполного исследования значимых для дела обстоятельств, с неправильным применением норм материального права.
Указанные нарушения привели к принятию незаконных судебных актов, которые подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные недостатки, рассмотреть заявление в соответствии с действующим законодательством с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле, и имеющихся в деле доказательств.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 21.10.2020 по делу N А50-17555/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1, 2 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф09-1932/21 по делу N А50-17555/2020
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2021 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-17555/20
30.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1932/2021
25.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15489/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-17555/20