Екатеринбург |
|
30 апреля 2021 г. |
Дело N А60-22680/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Абозновой О. В., Сирота Е. Г.,
при ведении протокола судебного заседания, проведенного посредством систем видеоконференц-связи, помощником судьи Бабановым И.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2020 по делу N А60-22680/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства обороны Российской Федерации и ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - Колпащикова Е.А. (доверенность от 14.01.2020 N 11/266);
товарищества собственников жилья "Крокус" (далее - ТСЖ "Крокус") - Коняев С.В. (доверенность от 11.01.2021 б/н).
ТСЖ "Крокус" обратилось в арбитражный суд к ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании 241 450 руб. 72 коп. задолженности по коммунальным платежам, как с лица, владеющего помещением в многоквартирном доме на праве оперативного управления, неустойки в размере 52 226 руб. 79 коп. (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование ЦВО" (Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Центрального военного округа).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2020 исковые требования удовлетворены. Резолютивная часть изложена в следующей редакции:
"1. Исковые требования удовлетворить.
2. Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838) в пользу товарищества собственников жилья "Крокус" (ИНН 5904220672, ОГРН 1095904019111) 293677 руб. 51 коп., в том числе 241450 руб. 72 коп. долга, 52226 руб. 79 коп. пени, которые продолжать начислять с 06.04.2020 по день фактической оплаты долга по правилам п.14 ст. 155 Жилищного кодекса российской Федерации.
3. Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838) в пользу товарищества собственников жилья "Крокус" (ИНН 5904220672, ОГРН 1095904019111) 8760 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. При недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности взыскание произвести с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации/
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением, Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
Министерство обороны Российской Федерации считает, что истцом не был доказан размер задолженности, а также истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны основания для привлечения Министерства обороны Российской Федерации к субсидиарной ответственности.
Кроме того, по мнению Министерства обороны Российской Федерации, судами не учтен мораторий, действующий в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г.
ТСЖ "Крокус" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела следует и установлено судами, что с декабря 2016 года Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России на праве оперативного управления принадлежат встроенные нежилые помещения общей площадью 678,90 кв.м. на первом и втором этажах многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, 15А, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Управляющей организацией для многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Чернышевского, 15А, является товарищество собственников жилья "Крокус", что подтверждается протоколом общего собрания от 21.10.2009.
Истец надлежащим образом исполнял свои обязательства по содержанию многоквартирного дома, его обеспечению коммунальными услугами. Задолженность ответчика перед истцом за помещение и услуги за период с октября 2017 по август 2018 года (с учетом уточнения исковых требований) составила 241 450 руб. 72 коп.
Истцом ответчику направлена претензия от 02.10.2018 с требованием оплатить задолженность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги. Претензия оставлена ответчиком без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции, исследовав фактические обстоятельства спора и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 39, 153, 154, 155, 158 ЖК РФ, статьями 8, 210, 249, 296, 309, 310, 329, 330 ГК РФ, исходил из того, что ответчику на праве оперативного управления принадлежат нежилые помещения, расположенные в упомянутом многоквартирном доме, в связи с чем он обязан нести бремя их содержания, а также содержания общего имущества.
Установив просрочку исполнения ответчиком своих обязательств, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика меры ответственности в виде взыскания пеней в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными, оставив решение суда без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что решение и постановление подлежат изменению на основании следующего.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что материалами дела подтвержден факт просрочки исполнения ответчиком денежного обязательства, требование о взыскании пеней истцом также заявлены правомерно. По расчету ТСЖ "Крокус" размер пеней, подлежащих взысканию с ФГКУ "ПриволжскоУральское ТУИО" Минобороны России, составляет 52 226 руб. 79 коп. Произведенный истцом расчет размера пеней судом проверен, признан правильным, соответствующим положениям статьи 155 ЖК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции решил взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838) в пользу товарищества собственников жилья "Крокус" (ИНН 5904220672, ОГРН 1095904019111) 293677 руб. 51 коп., в том числе 241450 руб. 72 коп. долга, 52226 руб. 79 коп. пени, которые продолжать начислять с 06.04.2020 по день фактической оплаты долга по правилам п.14 ст. 155 Жилищного кодекса российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции оставил указанное решение без изменения.
По мнению Министерства обороны Российской Федерации, судами не учтен мораторий, действующий в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г.Указанный довод является правомерным и служит основанием для изменения резолютивной части решения суда ввиду следующего.
Статьей 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 01.04.2020 N 98-ФЗ установлено, что до 1 января 2021 г. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 2 апреля 2020 г. N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 6 апреля 2020 г.
Согласно пункту 3 постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 1 января 2021 г.
Пунктом 4 постановления N 424 также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 1 января 2021 г.
Кроме того, пунктом 5 постановления N 424 приостановлено до 1 января 2021 г. взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 6 апреля 2020 г., если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3-5 постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Вместе с тем в настоящем случае следует учитывать, что использованное в постановлении N 424 понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлено ЖК РФ.
При этом в соответствии с положениями ЖК РФ (в частности, статьями 153, 154 ЖК РФ) названное понятие применяется равным образом к собственникам и пользователям как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, из толкования постановления N 424 во взаимосвязи с приведенными нормами ЖК РФ следует, что установленный постановлением N 424 мораторий на начисление неустоек распространяется и на собственников и пользователей нежилых помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного суд кассационной инстанции изменяет резолютивную часть решения суда с учетом моратория, действующего в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г.
Вместе с тем подлежит отклонению довод Минобороны России о том, что оснований для привлечения его к субсидиарной ответственности не имеется, поскольку одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит требованиям пункта 1 статьи 399 ГК РФ.
Довод о недоказанности истцом размера задолженности также подлежит отклонению, поскольку размеры платы за содержание и ремонт общего имущества МКД и за охрану общего имущества за спорный период утверждены протоколами общих собраний собственников и членов ТСЖ, которыми также утверждены сметы доходов и расходов на 2017-2018 годы.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат изменению в части начисления неустойки.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2020 по делу N А60-22680/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020 по тому же делу изменить.
Резолютивную часть пункта 2 решения Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2020 по делу N А60-22680/2019 изложить в следующей редакции:
"Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6671257260, ОГРН 1086671005838) в пользу товарищества собственников жилья "Крокус" (ИНН 5904220672, ОГРН 1095904019111) 293677 руб. 51 коп., в том числе 241450 руб. 72 коп. долга, 52226 руб. 79 коп. пени, которые продолжить начислять до дня фактического исполнения, за исключением периода с 06.04.2020 до 01.01.2021.".
В остальной части решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2020 по делу N А60-22680/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020 по тому же делу оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
О.В. Абознова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Вместе с тем в настоящем случае следует учитывать, что использованное в постановлении N 424 понятие платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлено ЖК РФ.
При этом в соответствии с положениями ЖК РФ (в частности, статьями 153, 154 ЖК РФ) названное понятие применяется равным образом к собственникам и пользователям как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, из толкования постановления N 424 во взаимосвязи с приведенными нормами ЖК РФ следует, что установленный постановлением N 424 мораторий на начисление неустоек распространяется и на собственников и пользователей нежилых помещений в многоквартирном доме.
На основании изложенного суд кассационной инстанции изменяет резолютивную часть решения суда с учетом моратория, действующего в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г.
Вместе с тем подлежит отклонению довод Минобороны России о том, что оснований для привлечения его к субсидиарной ответственности не имеется, поскольку одновременное предъявление требований к основному и субсидиарному должникам не противоречит требованиям пункта 1 статьи 399 ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф09-1860/21 по делу N А60-22680/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1860/2021
10.12.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14298/20
30.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1860/2021
31.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-14298/20
24.09.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-22680/19