Екатеринбург |
|
12 мая 2021 г. |
Дело N А07-40573/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Беляевой Н.Г., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад N 284 городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - учреждение Детский сад N 284, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2020 по делу N А07-40573/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения Детский сад N 284 - Петрова Э.Э. (доверенность от 19.08.2020).
Закрытое акционерное общество "УралПромГражданСтрой" (далее - общество "УралПромГражданСтрой", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к учреждению Детский сад N 284 о взыскании задолженности по договору от 15.07.2019 N 1, по акту о приемке выполненных работ от 13.09.2019 N 1 в сумме 353 356 руб. 60 коп., задолженности по акту о приемке выполненных работ от 13.09.2019 N 1/1 в сумме 402 043 руб. 60 коп.
Согласно изменению размеру исковых требований, принятому судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество "УралПромГражданСтрой" просит взыскать с учреждения Детский сад N 284 задолженность в сумме 558 654 руб. 80 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика и технического надзора" (далее - предприятие "Служба заказчика и технического надзора").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 решение суда остановлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение Детский сад N 284 просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Учреждение Детский сад N 284 считает выводы судов о том, что стоимость фактически выполненных работ обществом "УралПромГражданСтрой" составляет 4 107 668 руб. 80 коп., необоснованными, противоречащими Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ), поскольку спор об объеме работ, возник еще до заключения контракта. Таким образом, по мнению учреждения Детский сад N 284, указанное обстоятельство подтверждает недобросовестное поведение общества "УралПромГражданСтрой". По мнению заявителя жалобы, суды не приняли во внимание то, что при проведении экспертизы экспертом были применены иные строительные нормы и правила и смета, не предусмотренные первоначальной документацией по аукциону. Учреждение Детский сад N 284 указывает на то, что судами не дана надлежащая оценка представленному протоколу разногласий по акту выполненных работ КС - 2 по договору от 15.07.2019 N 1, согласно которому в результате работ обществом "УралПромГражданСтрой" допущены отклонения от первоначальной сметной документации. Заявитель жалобы полагает, что общество "УралПромГражданСтрой" в нарушение части 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, условий заключенного контракта, без согласования с заказчиком произвел дополнительные несогласованные работы, не приостановил выполнение работ, в связи с чем не имеет права требовать плату за дополнительные работы. По мнению учреждения Детский сад N 284, вывод судов об отсутствии возражений по объему и стоимости работ является ошибочным.
При рассмотрении судами установлено, что 02.07.2019 комиссия учреждения Детский сад N 284 с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 228-ФЗ) и иного законодательства Российской Федерации, на основании результатов электронного аукциона по выполнению работ: "Капитальный ремонт фасада (утепление) здания учреждения Детский сад N 284, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Жуковского 28" (далее - работы), (Протокол от 02.07.2019 N 31907959010), объявила победителем общество "УралПромГражданСтрой".
По результатам конкурса между обществом "УралПромГражданСтрой" (подрядчик) и учреждением Детский сад N 284 (заказчик) заключен договор от 15.07.2019 N 1, предметом которого является выполнение капитального ремонта фасада (утепление) здания учреждения Детский сад N 284, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Жуковского 28. (пункт 1.1 договора).
Пунктом 1.2 договора установлено, что подрядчик обязуется выполнить капитальный ремонт фасада согласно локально-сметному расчету, указанному в Приложении N 2 к договору, а заказчик - принять работы и обеспечить оплату на условиях, предусмотренных договором.
Цена договора составляет 3 902 390 руб. 60 коп., в том числе налог на добавленную стоимость 780 478 руб. 12 коп. (пункт 2.1 договора).
В соответствии с пунктом 2.4 договора в случае, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренный договором объем работы не более чем на 10% или уменьшается предусмотренный объем не более чем на 10%, по соглашению сторон изменяется с учетом положения бюджетного законодательства Российской Федерации цена договора пропорционально дополнительному объему работы, исходя из установленной в договоре цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены договора.
Согласно пункту 3.1 договора расчеты по договору производятся путем безналичного расчета, на основании подписанных заказчиком актов о приемке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), в течение 15 рабочих дней.
Пунктом 6.7 договора установлено, что подрядчик обязан незамедлительно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения срок.
В соответствии с пунктом 9.1 договора сдача-приемка выполненных работ происходит после выполнения работ и оформляется соответствующими актом о приемке выполненных работ (форма КС-2), справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). Заказчик в течение 3 рабочих дней со дня получения акта КС-2, справки КС-3 подписывает их и рассчитывается с подрядчиком, в соответствии с пунктом 3.1 договора, либо дает подрядчику в письменной форме мотивированный отказ в приемке работ.
В пункте 11.1 договора установлено, что заказчик осуществляет строительный контроль за ходом и качеством выполняемых работ, с соблюдением сроков их выполнения, качеством применяемых материалов.
Подрядчик ведет журнал производства работ, в котором отражается весь ход фактического выполнения работ, а также все факты и обстоятельства, связанные с выполнением работ, имеющие значение во взаимоотношениях заказчика и подрядчика. Заказчик регулярно проверяет и своей подписью подтверждает записи в журнале (пункт 11.3 договора).
После объявления результатов конкурса 02.07.2019, но до заключения договора общество "УралПромГражданСтрой" письмом от 10.07.2019 исх. 10-07/2019-01 сообщило заказчику о том, что по результатам комиссионного осмотра объекта представителями заказчика и подрядчика установлен неверно рассчитанный объем здания (периметр, площадь окон и дверей), что привело к неверному расчету площади фасада и цоколя, утепление которых являются предметом заключаемого договора, что приводит к увеличению стоимости работ по смете с учетом коэффициента уступки в 20,4% на сумму 938 438 руб.
Указанное письмо содержало проект разногласий к договору и просьбу принять решение об изменении условий договора, размещении прилагаемого протокола или решение об отмене аукциона.
Между обществом "УралПромГражданСтрой" и учреждением Детский сад N 284 заключено дополнительное соглашение от 30.07.2019 N 1 к договору об изменении пункта 2.1 договора (цена договора увеличена с 3 902 390 руб. 60 коп., до 4 292 629 руб. 66 коп., что допускается пунктом 2.4 договора в пределах 10% от стоимости заключенного договора). Утверждено Приложение N 2 (локально-сметный расчет) в новой редакции, но само Приложение N 2 в материалы дела не представлено.
Учреждение Детский сад N 284 направило письмо от 26.08.2019 исх. 84-01-18 обществу "УралПромГражданСтрой" указав, что из бюджета Республики Башкортостан в 2019 году в рамках программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2010-2014 годы и на период до 2020 года" учреждению Детский сад N 284 на капитальный ремонт фасада (утепление) выделена сумма 4 880 470 руб. Указанным письмом подтвержден факт заключения дополнительного соглашения от 30.07.2019 N 1 об увеличении стоимости выполняемых работ. Кроме того, письмо содержит просьбу расторгнуть дополнительное соглашение от 30.07.2019 N 1, а также информацию о том, что дополнительное соглашение N 2 к договору будет заключено только после выполнения объема работ на сумму указанную в договоре - 3 902 390 руб. 60 коп. и предоставлении локально-сметного расчета и акта на дополнительный объем работ.
Между обществом "УралПромГражданСтрой" и учреждением Детский сад N 284 заключено дополнительное соглашение от 26.08.2019 N 2 к договору, по условиям которого стороны вновь согласовали стоимость выполняемых работ в сумме 3 902 390 руб. 60 коп., в том числе налог на добавленную стоимость. Приложение N 2 к договору, измененное и дополненное соглашением от 30.07.2019 N 1, решено считать недействительным с 15.07.2019. По мнению судов, указанное обстоятельство подтверждает факт подписания Приложения N 2 в новой редакции на увеличенную сумму, которое фактически действовало в период с 15 июля по 26 августа 2019 года.
Протоколом совещания по вопросу капитального ремонта фасада здания учреждения Детский сад N 284 от 21.08.2019 N 1 комиссией в составе Главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Котовым О.А. Заместителем главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Казаргуловым М.З., начальником управления по гуманитарным и социальным вопросам Гафаровой В.А., заведующей учреждения Детский сад N 284 Иславовой З.З., руководителем муниципального казенного учреждения "ЦУО Ленинского района г. Уфа" Валиевой Л.А., генерального директора общества "УралПромГражданСтрой" Файзрахмановой Э.М. приняты решения: закончить ремонтные работы по фасаду парадной части здания к 01.09.2019, для безопасного движения сотрудников учреждения, воспитанников и их родителей на территории учреждения Детский сад N 284 оградить строительные леса, завершить капитальный ремонт фасада и предоставить полный пакет документации к 13.09.2019.
Письмом от 12.09.2019 исх.12-09/19-1 обществом "УралПромГражданСтрой" были переданы документы, являющиеся исполнительной документацией по выполненным в рамках заключенного договора работам учреждению Детский сад N 284.
Комиссией в составе заведующей учреждения Детский сад N 284, начальника ОТ и КР предприятия "Служба заказчика и технического надзора" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, генерального директора общества "УралПромГражданСтрой" (далее - комиссия) был составлен акт приемки выполненных работ от 13.09.2019, согласно которому подрядчиком предъявлены к приемке работы по объекту, строительно-монтажные работы выполнены обществом "УралПромГражданСтрой" в полном объеме, дата начала строительно-монтажных работ 15.07.2019, дата окончания строительно-монтажных работ 13.09.2019. Решением комиссии строительно-монтажные работы по объекту признаны выполненными в полном объеме, в соответствии со стандартами, строительными нормами и правилами. Исполнительная документация, включая акты на скрытые работы и сертификаты, переданы заказчику. Предъявленные к приемке работы решено считать принятыми с 13.09.2019 с оценкой их качества "Хорошо".
Сопроводительным письмом от 13.09.2019 исх.13-09/19-01 общество "УралПромГражданСтрой" передало учреждению Детский сад N 284 счет-фактуру от 13.09.2019 N 11 на сумму 3 902 390 руб. 60 коп., счет на оплату от 13.09.2019 N 10 на ту же сумму, локальный сметный расчет, КС-2 от 13.09.2019 N 1 и КС-3 от 13.09.2019 N 1 на сумму 3 902 390 руб. 60 коп., на письме имеется вх.48 от 17.09.2019.
Учреждение Детский сад N 284 17.09.2019 направило предприятию "Служба заказчика и технического надзора" в рамках заключенного между предприятием "Служба заказчика и технического надзора" и учреждением Детский сад N 284 договора от 16.07.2019 N 105 ТН акты выполненных работ КС-2 и справку о стоимости выполненных работ КС-3 (в части выполнения обязательств обществом "УралПромГражданСтрой").
Учреждение Детский сад N 284 03.10.2020 проинформировало общество "УралПромГражданСтрой" о факте передачи акта выполненных работ на проверку технического надзора предприятию "Служба заказчика и технического надзора" со ссылкой на вышеуказанное письмо, сообщило о том, что работы будут приняты только после согласования их третьим лицом.
Учреждение Детский сад N 284 письмом от 08.10.2019 (спустя 21 день с момента получения КС-2 и КС-3 от 13.09.2019 N 1) направило обществу "УралПромГражданСтрой" протокол разногласий по акту выполненных работ. Между тем срок установленный пунктом 9.1 договора (3 рабочих дня на приемку) ответчиком был пропущен.
Общество "УралПромГражданСтрой" направило досудебную претензию от 08.10.2019 с указанием на истечение срока предъявления мотивированных возражений относительно ранее направленных КС-2 от 13.09.2019 N 1 и КС-3 от 13.09.2019 N 1 на сумму 3 902 390 руб. 60 ком. С указанием на истечение срока оплаты в соответствии с пунктом 3.1 договора. Претензия направлена ценным письмом с описью вложения 11.10.2019, согласно уведомлению получена 15.10.2019.
Письмом от 12.11.2019 исх.12-11/19-02 общество "УралПромГражданСтрой" направило в адрес заказчика КС-2 от 11.11.2019 N 2, КС-3 от 11.11.2019 N 2, счет-фактуру от 11.11.2019 N 15, счет на оплату от 11.11.2019 на сумму 482 043 руб. 60 коп. в связи с выполнением дополнительных работ по договору. Указанная претензия получена согласно уведомлению о вручении 06.12.2019.
Учреждение Детский сад N 284 спустя 30 календарных дней после фактического выполнения работ направило письмом от 17.10.2019 исх.128-01-18 новый локально-сметный расчет (Приложение N 2 к договору) на сумму 3 405 369 руб. 60 коп. с включением в строку 11 примечаний с указанием объема работ, не принимаемого в рамках исполнения по договору.
По результатам рассмотрения указанного письма между сторонами было подписано дополнительное соглашение к договору от 17.10.2019 года, согласно которому стороны приняли решение принять фактически выполненные работы согласно утвержденному локально-сметному расчету в новой редакции, изменили пункт 2.1 договора и определили стоимость выполняемых по договору работ в сумме 3 549 034 руб. без учета тендерной уступки, которая составляет 711 226 руб., с учетом тендерной уступки 3 404 369 руб. 60 коп., утвержден новый локально-сметный расчет, соглашение не содержит условие о том, что его действие распространяется на обязательства сторон, возникшие ранее его заключения.
Учреждение Детский сад N 284 направило в адрес общества "УралПромГражданСтрой" претензию от 22.10.2019 исх.132-01-218 с требованием оплатить неустойку, установленную пунктом 13.4 договора в сумме 44 316 руб. 45 коп., штраф в сумме 69 930 руб.85 коп. (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)").
Кроме того, учреждение Детский сад N 284 направило в адрес общества "УралПромГражданСтрой" претензию от 24.10.2019 исх.132-01-218 с требованием оплатить пени, установленные в пунктах 13.4, 13.7 договора в сумме 49 303 руб. 26 коп. (с учетом ранее оплаченной в сумме 1550 руб. 26 коп.) Указанная сумма была удержана при фактическом расчете по подписанным актам выполненных работ.
По подписанным сторонами КС-2 от 17.10.2019 N 1, КС-3 от 17.10.2019 N 1 с учетом удержания пени, произведена оплата, что подтверждается платежным поручением от 30.10.2019 N 226.
Общество "УралПромГражданСтрой" письмом от 12.11.2019 исх.12-11/19-02 направило в адрес учреждения Детский сад N 284 КС-2 от 11.11.2019 N 2, КС-3 от 11.11.2019 N 2, счет-фактуру от 11.11.2019 N 15, счет на оплату от 11.11.2019 на сумму 482 043 руб. 60 коп. в связи с выполнением дополнительных работ по договору. Указанная претензия получена согласно уведомлению о вручении 06.12.2019.
Досудебная претензия от 09.12.2019 об оплате дополнительных работ получена ответчиком 27.12.2019, согласно уведомлению о вручении.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение учреждением Детский сад N 284 обязательств по оплате выполненных работ общество "УралПромГражданСтрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Из положений пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (пункт 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации доказательством сдачи подрядчиком результата работ и приемки его заказчиком является акт или иной документ, удостоверяющий приемку выполненных работ.
Согласно пункту 1 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.
В пункте 4 статьи 753 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
В соответствии со статьей 711 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (пункт 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Как установлено судами и следует из материалов дела, факт выполнения предусмотренных договором работ обществом "УралПромГражданСтрой" принятия их результата заказчиком, наличие потребительской ценности результата работ для ответчика и желании последнего ими воспользоваться подтверждается материалами дела.
Так, из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами следующее.
Комиссией установлено, что работы по договору были завершены 13.09.2019, строительно-монтажные работы выполнены обществом "УралПромГражданСтрой" в полном объеме, в соответствии со стандартами и СНиП, дата начала строительно-монтажных работ 15.07.2019, дата окончания строительно-монтажных работ 13.09.2019, исполнительная документация, включая акты на скрытые работы и сертификаты переданы заказчику. Предъявленные к приемке работы решено считать принятыми с 13.09.2019 с оценкой качества выполненных "Хорошо". На дату составления акта сторонами согласована стоимость выполняемых работ по договору в сумме 3 902 390 руб. 60 коп., цена рассчитывается на основании локально-сметного расчета и включает только позиции, предусмотренные Приложением N 2
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи и совокупности суды, руководствуясь статьями 309, 310, 702, 708, 711, 720, 740, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2.4 договора установили, что из конклюдентных действий заказчика, в том числе по подписанию дополнительных соглашений следует, что он по существу согласовал изменение объема и стоимости работ в пределах 10 % от контракта. Увеличение цены контракта в указанных пределах не противоречит условиям договора, а также Закону N 44-ФЗ. Кроме того, суды установили необходимость выполнения работ по договору, поскольку без них результат работ не мог бы иметь потребительскую ценность для заказчика.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного довод учреждения Детский сад N 284 о том, что вывод суда об установлении стоимости работ по результатам экспертизы противоречит положениям Закона N 44-ФЗ о твердой цене, отклоняется судом кассационной инстанции.
Кроме того, судами не установлено оснований для применения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и оценки действий подрядчика как недобросовестных, поскольку подрядчик до заключения договора, установив неверно рассчитанный объем здания (периметр, площадь окон и дверей), что привело к неверному расчету площади фасада и цоколя, предложил заказчику либо изменить условия договора, либо принять решение об отмене результатов аукциона. Между тем заказчик не отказался от заключения договора. Более того, учреждением Детский сад N 284 принято решение о заключении дополнительного соглашения об увеличении стоимости контракта.
Довод заявителя жалобы о том, что общество "УралПромГражданСтрой" в нарушение части 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, условий заключенного контракта, без согласования с заказчиком произвело дополнительные несогласованные работы, не приостановило выполнение работ, в связи с чем не имеет права требовать плату за дополнительные работы, также не принимается.
Судами установлено, что фактически работы были выполнены в период действия дополнительного соглашения с 30.07.2019 по 26.08.2019, таким образом, оснований утверждать о несогласованности дополнительных работ не имеется.
Возражения учреждения Детский сад N 284 по объему и стоимости работ, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
Так, судами установлено, что объем и стоимость выполненных работ определены по результатам экспертизы, расчет произведен экспертом в соответствии с условиями контракта, на базе расценок, согласованных в локально-сметном расчете.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в том числе в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.10.2020 по делу N А07-40573/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 284" городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи и совокупности суды, руководствуясь статьями 309, 310, 702, 708, 711, 720, 740, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2.4 договора установили, что из конклюдентных действий заказчика, в том числе по подписанию дополнительных соглашений следует, что он по существу согласовал изменение объема и стоимости работ в пределах 10 % от контракта. Увеличение цены контракта в указанных пределах не противоречит условиям договора, а также Закону N 44-ФЗ. Кроме того, суды установили необходимость выполнения работ по договору, поскольку без них результат работ не мог бы иметь потребительскую ценность для заказчика.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного довод учреждения Детский сад N 284 о том, что вывод суда об установлении стоимости работ по результатам экспертизы противоречит положениям Закона N 44-ФЗ о твердой цене, отклоняется судом кассационной инстанции.
Кроме того, судами не установлено оснований для применения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и оценки действий подрядчика как недобросовестных, поскольку подрядчик до заключения договора, установив неверно рассчитанный объем здания (периметр, площадь окон и дверей), что привело к неверному расчету площади фасада и цоколя, предложил заказчику либо изменить условия договора, либо принять решение об отмене результатов аукциона. Между тем заказчик не отказался от заключения договора. Более того, учреждением Детский сад N 284 принято решение о заключении дополнительного соглашения об увеличении стоимости контракта.
Довод заявителя жалобы о том, что общество "УралПромГражданСтрой" в нарушение части 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, условий заключенного контракта, без согласования с заказчиком произвело дополнительные несогласованные работы, не приостановило выполнение работ, в связи с чем не имеет права требовать плату за дополнительные работы, также не принимается."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2021 г. N Ф09-2272/21 по делу N А07-40573/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2272/2021
18.01.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15664/20
26.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-40573/19
10.12.2019 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-40573/19