Екатеринбург |
|
13 мая 2021 г. |
Дело N А60-8320/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Кангина А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга (далее - Администрация Октябрьского района, заявитель) на определение Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2020 по делу N А60-8320/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (далее - общество, ООО "УК ЖКХ Октябрьского района") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского района города Екатеринбурга от 12.02.2020 N 200200916 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26.06.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2020 решение суда оставлено без изменения.
Общество 02.10.2020 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Администрации г. Екатеринбурга судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2020 с Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга в пользу общества взысканы судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация Октябрьского района г. Екатеринбурга просит определение суда первой инстанции от 09.12.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 25.02.2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам
Заявитель жалобы считает необоснованным взыскание с Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга заявленной суммы судебных расходов, указывая на то, что обществом обжаловалось постановление коллегиального органа - Административной комиссии Октябрьского района города Екатеринбурга, при этом главным распорядителем средств бюджета, направленных на осуществление отдельных государственных полномочий по финансовому обеспечению деятельности административных комиссий является Администрация г. Екатеринбурга. Полагает, что, поскольку Администрацией Октябрьского района г. Екатеринбурга не выносилось обжалуемое постановление, не создавалась названная комиссия, не осуществлялось ее финансовое обеспечение, соответственно, Администрация Октябрьского района г. Екатеринбурга не является тем лицом, с которого надлежит взыскивать судебные расходы, связанные с оспариванием постановлений данного коллегиального органа.
Администрацией Октябрьского района в жалобе приведен довод о том, что при принятии решения судами не дана оценка доказательствам, представленным обществом, а также возражения Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга, изложенные в отзыве, направленном в электронном виде. Считает, что определение суда не содержит каких-либо сведений, доказательств, предоставленных ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" в обоснование понесенных расходов, их оценку. Полагает, что суд посчитал доказанным факт несения расходов, но при этом не обосновал свой вывод ссылкой на какие-либо доказательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Администрации г. Екатеринбурга судебных издержек в сумме 30 000 руб., уплаченных по квитанции к приходному кассовому ордеру от 20.02.2020 N 82, понесенных ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" по договору оказания юридических услуг от 17.02.2020, заключенному с индивидуальным предпринимателем Бурухиной Е.В. (исполнитель) в целях представления интересов общества в арбитражном суде при рассмотрении заявления о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского района города Екатеринбурга от 12.02.2020 N 200200916.
Придя к выводу о доказанности понесенных расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 руб., суды взыскали судебные расходы в указанном размере с Администрации Октябрьского района г. Екатеринбурга.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации.
Деятельность административных комиссий на территории Свердловской области регулируется Законом Свердловской области от 23.05.2011 N 31-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по созданию административных комиссий", постановлением Правительства Свердловской области от 24.08.2011 N 1128-ПП "Об административных комиссиях".
На основании указанных нормативных актов постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 16.11.2011 N 4812 "О создании административных комиссий муниципального образования "город Екатеринбург" утверждено Положение об административных комиссиях муниципального образования "город Екатеринбург", в соответствии с пунктом 9 которого финансовое обеспечение деятельности административных комиссий осуществляется за счет средств субвенций из областного бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на осуществление переданных ему государственных полномочий по созданию административных комиссий. При этом финансовые средства на содержание административных комиссий внутригородских районов получает муниципальное образование город "Екатеринбург".
Принимая во внимание, что административная комиссия - это коллегиальный орган, созданный для рассмотрения дел об административных правонарушениях, не являющийся юридическим лицом, финансируемый в конечном итоге за счет средств органа местного самоуправления (на глав районных администраций возложена лишь обязанность по материально-техническому обеспечению административных комиссий), судебные расходы подлежат взысканию судом с муниципального образования "город Екатеринбург" за счет казны данного муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования наделены полномочиями на создание административных комиссий и законом о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год на основании ст. 140 Бюджетного кодекса предусматривается предоставление субвенций из бюджета субъекта в бюджет муниципального образования на осуществление переданного государственного полномочия, судебные расходы по делам об оспаривании решений административных комиссий подлежат взысканию с муниципального образования в лице его администрации за счет средств его казны.
Поскольку в рассматриваемом деле ООО "УК ЖКХ Октябрьского района" заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя именно с Администрации г. Екатеринбурга, суду следовало привлечь названое лицо к участию в деле, а также решить вопрос о взыскании заявленных к возмещению расходов на оплату услуг представителя при рассмотрении заявления общества о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского района города Екатеринбурга от 12.02.2020 N 200200916 с надлежащего лица, связи с чем судебные акты в силу пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене по безусловному основанию с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо определить состав лиц, участвующих в деле, в совокупности и взаимосвязи оценить все доводы лиц, участвующих в деле, дать надлежащую оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, разрешить спор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 09.12.2020 по делу N А60-8320/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2021 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что административная комиссия - это коллегиальный орган, созданный для рассмотрения дел об административных правонарушениях, не являющийся юридическим лицом, финансируемый в конечном итоге за счет средств органа местного самоуправления (на глав районных администраций возложена лишь обязанность по материально-техническому обеспечению административных комиссий), судебные расходы подлежат взысканию судом с муниципального образования "город Екатеринбург" за счет казны данного муниципального образования.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования наделены полномочиями на создание административных комиссий и законом о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год на основании ст. 140 Бюджетного кодекса предусматривается предоставление субвенций из бюджета субъекта в бюджет муниципального образования на осуществление переданного государственного полномочия, судебные расходы по делам об оспаривании решений административных комиссий подлежат взысканию с муниципального образования в лице его администрации за счет средств его казны."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2021 г. N Ф09-2485/21 по делу N А60-8320/2020
Хронология рассмотрения дела:
13.05.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2485/2021
25.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7537/20
18.08.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7537/20
26.06.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-8320/20