Екатеринбург |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А34-7786/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 18.11.2020 по делу N А34-7786/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Турбасова Дмитрия Вячеславовича к государственному учреждению Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель государственного учреждения Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Кропанина Е.С. (доверенность от 11.01.2021, диплом).
Индивидуальный предприниматель Турбасов Дмитрий Вячеславович (далее - заявитель, предприниматель, Турбасов Д.В.) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения о возмещении материального вреда отделению Фонда от 29.06.2020 N 1200126706, вынесенного Государственным учреждением - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд).
Определением суда от 14.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Курганской области (далее - третье лицо, инспекция).
Решением суда первой инстанции от 18.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе заявитель указывает на ошибочность выводов судов, так как Фонд считает неправомерным вывод судов о том, что в пункте 16 Положения N 375 предусмотрено, что в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктом 15 Положения N 375, то есть так же, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день. Кроме того, пункт 16 Положения N 375 не определяет порядок расчета среднего заработка, а содержит в себе отсылочную норму в части определения среднего дневного заработка на пункт 15 (1) - 15 (3) Положения N 375. Пункт 15 (3) Положения N 375 содержит в себе ссылку на пункт 11 (1) Положения N 375, в связи с чем пункт 11 (1) и пункт 16 Положения N 375 должны применяться не в отдельности, исключая друг друга, а в совокупности. Таким образом, исходя из анализа части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, пунктов 16, 15 (3), 11 (1) Положения N 375 следует, что с учетом продолжительности рабочего времени застрахованного лица МРОТ при исчислении пособия по беременности и родам подлежит учету в полном объеме (при работе на условиях полного рабочего времени) либо пропорционально продолжительности рабочего времени (при работе на условиях неполного рабочего времени).
Предприниматель в представленном отзыве просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена плановая выездная проверка в отношении предпринимателя по вопросу соблюдения страхователем законодательства Российской Федерации на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в части полноты и достоверности представляемых сведений, влияющих на назначение и выплату страхового обеспечения застрахованным лицам страхователя за период с 01.01.2017 по 31.12.2019 (т. 1, л.д. 168).
По результатам проверки Фондом составлен акт выездной проверки от 22.05.2020 N 1200126706, и вынесено решение N 1200126706 от 29.06.2020 "О возмещении материального вреда отделению Фонда", в соответствии с которым страхователю предложено в добровольном порядке возместить отделению Фонда материальный ущерб в сумме 270 885 руб. путем перечисления на расчетный счет Фонда (т. 1, л.д. 102-159).
Проверкой установлено, что страхователем в ГУ-Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации представлены недостоверные сведения о продолжительности рабочего дня на момент наступления страховых случаев, необходимые для назначения пособий по временной нетрудоспособности. При условиях неполного рабочего времени 0,5 ставки страхователем исчислено пособие по временной нетрудоспособности из расчета полной ставки, в соответствии с частью 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ следовало пропорционально продолжительности рабочего времени, то есть 50%.
В связи с недостоверностью сведений, предоставленных страхователем для назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фондом выявлены переплаты застрахованным лицам: пособия по листкам нетрудоспособности - 268 972 руб. 30 коп., почтовые расходы - 1 912 руб. 70 коп., всего - 270 885 руб.
Фондом 29.06.2020 вынесено решение о возмещении материального вреда отделению Фонда N 1200126706, в котором страхователю ИП Турбасову Д.В. предложено возместить отделению Фонда социального страхования Российской Федерации материальный ущерб в сумме 270 885 руб. (т. 1, л.д. 102-125).
Фондом 22.07.2020 выставлено требование о возмещении материального вреда отделению Фонда социального страхования Российской Федерации N 1200126706, в котором установлен срок для уплаты излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в сумме 270 885 руб. до 31.07.2020 (т. 1, л.д. 129-130).
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из правомерности произведенного предпринимателем расчета пособия по беременности и родам, его соответствия положениям части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, пункту 11 (10, 15 (1)-15 (3) Положения N 375.
Выводы судов являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходима совокупность двух условий: его несоответствие закону и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в статье 14 Федерального закона N 255-ФЗ, а также в Положении N 375.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В силу части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 375).
Согласно пункту 1 Положения N 375 настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 255-ФЗ, определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 11 (1) Положения N 375 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120) предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Согласно пункту 15 Положения N 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120) во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
Пункты 15 (1) - 15 (3) Положения N 375 (введенные в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2013 N 145) устанавливают порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с пунктом 15 (3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Согласно пункту 16 Положения N 375 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2013 N 145) в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15 (1) - 15 (3) настоящего Положения.
Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке как и в случае когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что на день наступления страхового случая средний заработок застрахованного лица был ниже минимального размера оплаты труда, руководствуясь положениями части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, пунктов 11 (1), 15 (1) - 15 (3), 16 Положения N 375, суды пришли к выводу о правомерности произведенного предпринимателем расчета среднего заработка застрахованного лица, работающего на условиях неполного рабочего времени, исходя из которого было исчислено пособие по беременности и родам.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у фонда оснований для отказа предпринимателю в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 270 885 руб. и непринятия к зачету указанных расходов.
Выводы судов о правомерности исчисления предпринимателем пособия по беременности и родам застрахованному лицу, работающему на условиях неполного рабочего времени, исходя из среднего заработка равного минимальному размеру оплаты труда, соответствуют положениям части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и Положению N 375, определяющему особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, разработанному в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 255-ФЗ и утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит основания для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.11.2020 по делу N А34-7786/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что на день наступления страхового случая средний заработок застрахованного лица был ниже минимального размера оплаты труда, руководствуясь положениями части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ, пунктов 11 (1), 15 (1) - 15 (3), 16 Положения N 375, суды пришли к выводу о правомерности произведенного предпринимателем расчета среднего заработка застрахованного лица, работающего на условиях неполного рабочего времени, исходя из которого было исчислено пособие по беременности и родам.
...
Выводы судов о правомерности исчисления предпринимателем пособия по беременности и родам застрахованному лицу, работающему на условиях неполного рабочего времени, исходя из среднего заработка равного минимальному размеру оплаты труда, соответствуют положениям части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и Положению N 375, определяющему особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, разработанному в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 255-ФЗ и утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 мая 2021 г. N Ф09-2551/21 по делу N А34-7786/2020