Екатеринбург |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А50-4542/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Полуяктова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевелевой П.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.10.2020 по делу N А50-4542/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в здании Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - Ложкина Е.Н. (доверенность от 21.04.2021 N 30-01-10-68), Трунина М.В. (доверенность от 27.11.2018 N СЭД 30-01-10-22).
В судебном заседании в здании Арбитражного суда Уральского округа принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "УРАЛ-ЛЕС" - Шилов И.К. (доверенность от 01.12.2020), Щукин К.А., директор (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц).
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 20.04.2021 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 12.05.2021 15 ч 00 мин.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 11.05.2021 произведена замена судьи Столярова А.А. на судью Полуяктова А.С.
Общество с ограниченной ответственностью "УРАЛ-ЛЕС" (далее - истец, общество "УРАЛ-ЛЕС") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - ответчик, министерство) о внесении следующих изменений в договор аренды лесного участка от 29.06.2011 N 610:
Пункт 4.1 договора изложить в следующей редакции:
"4.1 Арендатору передается участок для заготовки древесины с годовым объемом использования лесов, установленным в соответствии с материалами таксации, проектной документацией лесного участка и лесохозяйственным регламентом лесничества, с допустимым ежегодным объемом изъятия древесины в эксплуатационных и защитных лесах - 8 310 м3, в том числе, по хвойному хозяйству 6 090 м3, мягколиственному хозяйству - 2 220 м3, из них:
1. при рубке спелых и перестойных насаждений в эксплуатационных и защитных лесах 7 300 м3, в том числе, 5 100 м3 по хвойному хозяйству и 2 200 м3 по мягколиственному хозяйству, в том числе:
при сплошных рубках в эксплуатационных лесах 200 м3, в том числе по хвойному хозяйству - 200 м3;
при добровольно-выборочных рубках защитных лесах 700 м3, в том числе по хвойному хозяйству - 400 м3, по мягколиственному хозяйству - 300 м3;
при равномерно-постепенных рубках в защитных лесах 3 200 м3, в том числе по хвойному хозяйству - 3 000 м3, по мягколиственному хозяйству - 200 м3;
при равномерно-постепенных рубках в эксплуатационных лесах 3 200 м3, в том числе по хвойному хозяйству - 1 500 м3, по мягколиственному хозяйству - 1 700 м3;
2. при уходе за лесами (эксплуатационные и защитные леса) 1 010 м3, в том числе, по хвойному хозяйству - 990 м3, по мягколиственному - 20 м3, в том числе:
при проходных рубках в защитных лесах 1 000 м3, в том числе, по хвойному хозяйству - 980 м3, по мягколиственному хозяйству - 20 м3;
при проходных рубках в эксплуатационных лесах 10 м3, в том числе, по хвойному хозяйству - 10 м3".
Пункт 7 договора изложить в следующей редакции:
"Арендная плата по настоящему договору исчисляется исходя из среднегодового объема использования лесов, установленного на основании таксации, проектной документацией лесного участка и лесохозяйственного регламента лесничества, рассчитанная по сплошным и равномерно постепенным рубкам в эксплуатационных лесах, составляет 3 594 311 руб. в год. Арендная плата при иных видах рубок в эксплуатационных лесах и по рубкам в защитных лесах, предусмотренных на основании таксации, проектной документацией лесного участка и лесохозяйственного регламента лесничества, исчисляется по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310".
Подпункт 7.5 договора изложить в следующей редакции:
"Арендная плата на последующие годы (с 2021 по 2045) исчисляется ежегодно арендодателем исходя из среднегодового объема использования лесов, установленного на основании таксации, проектной документацией лесного участка и лесохозяйственного регламента лесничества".
Исковые требования изложены с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.10.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в части внесения изменений в пункт 7 договора аренды лесного участка от 29.06.2011 N 610 и изложить пункт 7 указанного договора в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору, рассчитанная по рубкам в спелых и перестойных лесных насаждениях, составляет 7 902 662 руб. в год. Арендная плата при иных видах рубок, предусмотренных проектом освоения лесов, исчисляется по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310".
Как полагает заявитель жалобы, в связи с установленным в статье 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации императивным запретом на изменение по решению суда размера арендных платежей, определенного по результатам аукциона, в связи с существенным изменением качественных и количественных характеристик лесного участка, новая величина платы по договору должна быть исчислена с учетом окончательного размера платы, установленного на торгах, пропорционально вновь утвержденному объему изъятия лесных ресурсов. Так, на основании аукционной документации исходя из объема изъятия древесины 8 310 куб. м арендная плата по договору составит 7 902 662 руб. в год.
Министерство указало, что факт выставления на аукцион лесных насаждений только в эксплуатационных лесах не означает, что рубки в защитных лесах (назначенные в последующем) не являлись предметом аукциона, поскольку условиями договора предусматривалась возможность установления объёма лесопользования, отличного от первоначально запланированного.
По мнению министерства, выводы судов о том, что рубки спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах подлежат оплате по минимальным ставкам за единицу объема в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, ошибочны. Кроме того, заявитель жалобы отметил, что ссылка судов на нормы законодательства о погибших и поврежденных лесных насаждениях, в отношении которых проводятся санитарные рубки, не относятся к настоящему спору.
В дополнении к кассационной жалобе министерство указало, что предоставление выборочных рубок в спелых и перестойных лесных насаждениях по минимальной цене нарушает интересы государства на передачу лесных ресурсов в пользование по наиболее высокой цене и противоречит действующему законодательству, в связи с чем выборочные рубки в спелых и перестойных лесных насаждениях должны предоставляться арендатору, заключившему договор аренды по результатам торгов, по цене с учетом аукционного коэффициента, либо не предоставляться вовсе.
Общество "УРАЛ-ЛЕС" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом "УРАЛ-ЛЕС" (арендатор) на основании протокола о результатах аукциона от 15.06.2011 N 3 заключен договор аренды лесного участка N 610 от 29.06.2011.
Согласно условиям договора арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование лесной участок площадью 5022,1602 га, категория земель: земли лесного фонда, номер учетной записи 1609-2011-06 в государственном лесном реестре Пермского края, местоположение: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, Кунгурское лесничество, Кунгурское сельское участковое лесничество (СПК "Совет"), кварталы N 8, 9 (за исключением части выдела 8), 16 (за исключением части выделов 9, 10, 13, 20, 21, 23, 24), 25 (за исключением части выдела 9), Кунгурское сельское участковое лесничество (ЗАО "Колос") кварталы N 4, 5 (за исключением части выдела 16), 6 (за исключением части выделов 18, 25, 28), 12 (за исключением части выделов 7, 8, 10), 20 (за исключением части выдела 17, 23), 25, 26 (за исключением части выделов 4, 10, 11, 13, 22 выделов 23, 24, 29), Кунгурское сельское участковое лесничество (СПК "Насадский") кварталы N 9, 11 (за исключением части выделов 1,3, 22), 20 (за исключением выдела 56), 21 (за исключением части выделов 2, 3, 8,17,25, выдела 32), 26 (за исключением части выделов 27, 30, 36, 39, выделов 51, 52), 27, Пермско-Сергинское участковое лесничество, кварталы N 83, 84 (за исключением части выдела 2), 85 (за исключением части выделов 6, 7, 23, 24, выделов 5, 27), 86, 87 (за исключением выдела 7), 88, 89, 120 (за исключением выдела 1), 121, 123.
Схема расположения, границы и характеристика лесного участка отражены в приложениях 1 и 2 к договору.
В соответствии с условиями договора арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 3,5 тыс. м3, в том числе 2,0 тыс. м3 по хвойному хозяйству. Точный среднегодовой объем использования лесов для заготовки древесины определяется проектом освоения лесов (пункт 4.1 договора).
Договор заключен на срок с 29.06.2011 по 28.06.2045.
Согласно пункту 7 договора арендная плата по договору составляет 3 514 657 руб. 05 коп. в год. Размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам проекта освоения лесов.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Дополнительным соглашением N 2 от 19.12.2016 к договору внесены изменения:
"1. Ежегодный объем заготовки древесины при вырубке погибших и поврежденных насаждений приводится в приложениях 1 к дополнительному соглашению N 2 к договору.
2. Дополнить пункт 7 договора абзацем следующего содержания:
Плата за объем ликвидной древесины, получаемой от мероприятий по осуществлению рубок ухода за лесами и от санитарно-оздоровительных мероприятий в соответствии с проектом освоения лесов, исчисляется по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
3. Расчет размера арендной платы при вырубке погибших и поврежденных насаждений приведен в приложении 2 к настоящему дополнительному соглашению.
4. График внесения арендной платы в 2016 года при вырубке погибших и поврежденных насаждений приводится в приложении 3 к настоящему дополнительному соглашению.
5. Приложение 4 к договору изложить в редакции приложения 4 к настоящему дополнительному соглашению.
6. Пункт 19 договора изложить в следующей редакции:
19. Арендодатель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в одностороннем порядке в случае невнесения Арендатором арендной платы 2 и более раз подряд по истечении установленного настоящим срока платежа, уведомив об этом арендатора в письменной форме за 30 дней до даты расторжения договора.
Настоящий договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении. В случае одностороннего отказа арендодателя от исполнения настоящего договора он считается расторгнутым".
Дополнительным соглашением N 3 от 19.07.2017 года к договору внесены изменения:
"1. Объем заготовки древесины при рубке погибших и поврежденных насаждений приводится в приложении N 1 к настоящему дополнительному соглашению.
2. Расчет размера арендной платы при рубке погибших и поврежденных насаждений приведен в приложении N 2 к настоящему дополнительному соглашению.
3. Проектируемые объемы работ по воспроизводству лесов на арендуемом участке приводятся в приложении N 3 к настоящему дополнительному соглашению".
Дополнительным соглашением N 4 от 29.12.2018 к договору внесены изменения:
"1. Пункт 2 договора изложить в следующей редакции:
2. Лесной участок площадью 5023,0120 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет категорию земель: земли лесного фонда; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 1609-2011-06; кадастровый номер: нет; местоположение: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, Кунгурское лесничество, Пермско-Сергинское участковое лесничество (Пермско-Сергинское), кварталы (выделы) N 83 (1-11), 84 (1, ч. 2, 3, 4), 85 (1-4, 6-26, 28-49), 86 (1-22), 87 (1-6, 8-37), 88 (1-52), 89 (1-47), 120 (2-16), 121 (1-11), 123 (1-8), Пермско-Сергинское участковое лесничество (КП "Совет") кварталы (выделы) N 8 (1-32), 9 (1-32), 9 (1-7, ч. 8, 9 - 35), 16 (1-8, ч. 9, 10-12, ч. 13, 14-37), 25 (1-29), Пермско-Сергинское участковое лесничество (ЗАО "Колос") кварталы (выделы) N 4 (1-36), 5 (1-36, ч. 37, 3845), 6 (1-24, ч. 25, 26-52), 12 (1-7, ч. 8, 9, ч. 10, ч. 11, 12 - 16), 20 (1-16, ч. 17, 18-22, ч. 23, 24 - 29), 25 (1-66), 26 (1-3, ч. 4, 5-9, ч. 10, 11 - 22, 25 - 28, 30-57), Пермско-Сергинское участковое лесничество (ТОО "Гагаринское") кварталы (выделы) N 9 (1-36), 11 (ч. 1, 2, ч. 3, 4-21, ч. 22, 23-32), 20 (1-55, 57-63), 21 (1, ч. 2, 3-24, ч. 25, 26-31, 33-41), 26 (1-38, ч. 39, 40-50, 53, 54, ч. 55, 56-60), 27 (1-50).
2. Местоположение, площадь в приложениях N 1, 5 к договору изложить в редакции пункта 1 настоящего дополнительного соглашения.
Приложение 2 к договору изложить в редакции приложения N 1 настоящему дополнительному соглашению.
Пункт 4-5 договора изложить в следующей редакции:
4. Арендатору передается лесной участок:
4.1 для заготовки древесины с годовым объемом использования лесов, установленным в соответствии с материалами таксации и положительного заключения государственной экспертизы: всего - 2,3 тыс. куб. м, в том числе 1,2 тыс. куб. м по хвойному хозяйству.
5. Ежегодный объем заготовки древесины приводится в приложении N 2 к настоящему дополнительному соглашению.
6. Пункт 6 договора дополнить подпунктом 6.1 следующего содержания:
6.1. Ограничения установлены статьей 103 Лесного кодекса Российской Федерации, в границах ООПТ регионального значения:
"Зуятская пещера" - режимом особой охраны, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 N 64-п.;
"Закурьинская пещера" - режимом особой охраны, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 N 64-п.;
"Пермско-Сергинская каменистая степь" - режимом особой охраны, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 N 64-п.
7. Пункт 7 договора изложить в следующей редакции:
7. Арендная плата по настоящему договору исчисляется исходя из среднегодового объема использования лесов, установленного на основании таксации и положительного заключения государственной экспертизы.
8. Пункт 7.1 договора изложить в следующей редакции:
7.1. Арендная плата в 2015 году составляет 1 498 182 рублей.
9. Дополнить договор подпунктом 7.2 в следующей в редакции:
7.2. Арендная плата в 2016 году составляет 1 563 796 рублей.
10. Дополнить договор подпунктом 7.3 в следующей редакции:
7.3. Арендная плата в 2017 году составляет 1 651 278 рублей.
11. Дополнить договор подпунктом 7.4 в следующей редакции:
7.4. Арендная плата в 2018 году составляет 2 512 675 рублей.
12. Дополнить договор подпунктом 7.5 в следующей редакции:
7.5. Арендная плата на последующие годы (с 2019 по 2045) исчисляется ежегодно арендодателем исходя из среднегодового объема использования лесов в соответствии с материалами таксации и положительного заключения государственной экспертизы".
Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N СЭД-30-01-02-1788 от 27.12.2019 утверждена проектная документация лесного участка из состава земель лесного фонда, переданного в пользование для заготовки обществом "УРАЛ-ЛЕС" по договору аренды лесного участка от 29.06.2011 года N 610 с местоположением: Пермский край, Кунгурский муниципальный район, Кунгурское лесничество, Пермско-Сергинское участковое лесничество (Пермско-Сергинское), кварталы (выделы) N 83 (1-1 1), 84 (1-5), 85 (1-37), 86 (1-19), 87 (1-22), 88 (1-41), 89 (1-36), 120 (2-15), 121 (1-10), 123 (1-7), Пермско-Сергинское участковое лесничество (ТОО "Гагаринское"), кварталы (выделы) N 9 (1-31), 11 (1-22), 20 (1-49), 21 (1-32), 26 (1-44), 27 (1-30), Пермско-Сергинское участковое лесничество (КП "Совет"), кварталы (выделы) N 8 (1-29), 9 (1-30), 16 (1-32, 36), 25 (1-27), Пермско-Сергинское участковое лесничество (ЗАО "Колос"), кварталы (выделы) N 4 (1-34), 5 (1-41), 6 (1-48,50), 12 (1-16), 20 (1-24), 25 (1-51), 26 (1-35) площадью 5023,012 га, с допустимым ежегодным объемом изъятия древесины 7 610 куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 5 390 куб м.
Полагая, что условия рассматриваемого договора аренды лесного участка об объеме использования лесов, размере арендной платы подлежат изменению в связи с существенным изменением количественных и качественных характеристик арендованного лесного участка, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что внесение изменений в договор в редакции истца обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, что является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, изъятием или без изъятия лесных ресурсов (часть 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации). Одним из видов использования лесов является заготовка древесины (пункт 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 25, частям 1 и 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины - это предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины, которая осуществляется, если иное не установлено данным Кодексом, на основании договоров аренды лесных участков.
Как установлено частями 2, 3, 4 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения; запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Заготовка древесины на основании договора аренды лесного участка осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
Судами установлено, что арендатору передан лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 3,5 тыс. куб. м.
Как следует из характеристики лесного участка, приведенной в приложении N 2 к договору, лесной участок сформирован из защитных лесов общей площадью 3397,6154 га и эксплуатационных лесов общей площадью 1624,5448 га, то есть защитные леса составляют 68% от общей площади лесного участка.
В силу пункта 32 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок. Заготовка древесины осуществляется в форме рубок, установленных лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов в отношении лесных участков, предоставленных для заготовки древесины на правах аренды или постоянного (бессрочного) пользования (пункт 33 указанных Правил).
В соответствии с пунктом 35 указанных Правил выборочные рубки спелых, перестойных лесных насаждений проводятся с интенсивностью, обеспечивающей формирование устойчивых лесных насаждений из второго яруса и подроста главных (целевых) пород. В этом случае проводится рубка части спелых и перестойных деревьев с сохранением второго яруса и подроста.
В силу части 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 названного Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено названным Кодексом.
В части 4 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что виды использования лесов, допустимые к осуществлению в защитных лесах, расположенных на землях лесного фонда, определяются лесохозяйственными регламентами лесничеств.
Между сторонами возник спор относительно порядка оплаты рубок спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах. Так, по мнению истца, поскольку данные виды рубок не были предметом аукциона, то оплата должна производиться на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310. Министерство считает, что оплата должна производиться в соответствии с ценой, определенной по результатам аукциона.
В части 1 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 данного Кодекса (часть 3 статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
В соответствии с частью 3 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Судами установлено, что в период с 2011 по 2018 годы на территории Пермского края не допускались выборочные 9 рубок спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах в связи с отсутствием допустимых объемов заготовки древесины в защитных лесах по данному виду рубок в лесохозяйственных регламентах лесничеств Пермского края, действовавших в период с 2008 по 2018 годы, такие виды рубок разрешены с 2019 года.
Так, судами выявлено, что выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений не выставлялись на аукцион, в предмет торгов включены не были.
Соглашаясь с доводами истца о том, что выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений в защитных лесах могли быть предметом аукциона только после внесения изменений в регламент, поскольку такие изменения на момент проведения аукциона внесены не были, суды пришли к выводу о том, что указанный вид рубок не был предметом аукциона и их оплата должна проводиться на основании таксации, проектной документации лесного участка и лесохозяйственного регламента лесничества, исчисляться по минимальным ставкам платы за единицу объема в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Между тем судами не учтено следующее.
По смыслу статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежат изменению.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений", вступившим в силу с 01.10.2015, в Лесной кодекс Российской Федерации внесена статья 74.1, которой регулируется порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе заключенного по итогам торгов.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации.
Изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (часть 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Толкование указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что внесение изменений в договор аренды, заключенный по итогам торгов, в настоящее время возможно в судебном порядке и при наличии установленных законом оснований.
Судебный контроль позволяет предотвратить злоупотребления при осуществлении лесопользования (в том числе предотвратить вырубку ликвидной древесины под видом сплошной санитарной рубки), проверить наличие и отсутствие оснований, при которых законодатель связывает возможность внесения изменений в договор, соблюдение установленного приведенными нормами лесного законодательства порядка осуществления защитных (санитарных) мероприятий.
На основании пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из разъяснений, изложенных в пунктах 74, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц; под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц; сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Лесное законодательство основывается, в том числе, на принципе платности использования лесов (пункт 11 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации), который гарантирует обеспечение неопределенному кругу лиц равного доступа к торгам, соблюдение процедуры торгов при сдаче лесных участков в аренду, справедливый баланс публичных и частных интересов, запрет злоупотреблений в отношении предоставления в аренду лесных участков.
Законодательством установлено, что выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену (пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 3 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами, согласно материалам настоящего дела выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждениях в защитных лесах не выставлялись на аукцион. Арендатор не торговался за данные объемы лесных насаждений.
Таким образом, предоставление выборочных рубок в спелых и перестойных лесных насаждениях (как в защитных, так и в эксплуатационных лесах) по минимальной цене (т.е. без применения повышающего коэффициента) нарушает публичные интересы на передачу лесных ресурсов в пользование по наиболее высокой цене и противоречит действующему законодательству. Определение платы по аналогии как за санитарные рубки в данном случае неприменимо, исходя из различия целей и объема рубок, а также качества древесины.
При таких обстоятельствах, выборочные рубки в спелых и перестойных лесных насаждениях, не являвшихся предметом торгов, в силу принципов предоставления лесных ресурсов по наиболее высокой цене и запрета на искусственное ограничение конкуренции, должны предоставляться Арендатору, заключившему договор аренды по результатам торгов, по цене с учетом аукционного коэффициента, либо не предоставляться вообще.
Иное приведет к нарушению положения статей 73.1, 74, 79 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно предоставлению лесных ресурсов без торгов в отсутствие на то правовых оснований, предусмотренным лесным законодательством. Такая сделка посягает на публичные интересы, права и охраняемые законом интересы третьих лиц и является ничтожной. Соответственно, цель судебного контроля за внесением изменений в договор аренды, заключенный по итогам торгов, в рамках настоящего дела не достигнута.
В связи с этим судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
По смыслу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении публичного договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Из приведенных норм следует, что требование о понуждении заключить договор, обязательный для одной или обеих сторон, перешедшее в спор об отдельных условиях этого договора, должно быть рассмотрено и разрешено судом путем урегулирования разногласий по спорным условиям.
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Между тем суд кассационной инстанции не может принять спорный пункт договора в редакции Министерства, согласно которой оплата должна производиться в соответствии с ценой, определенной по результатам аукциона, исходя из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Арендатор не торговался за данные объемы лесных насаждений и не выражал волю на заключение дополнительного соглашения по аукционной цене.
В связи с изложенным дело подлежит направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, в частности, для установления воли истца на изменение договора аренды лесного участка в связи с изменением объема лесопользования, оплата которого должна осуществляться в соответствии с ценой, определенной по результатам аукциона, или отказа от исковых требований. Указанные действия не могут быть осуществлены в суде кассационной инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо установить и оценить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, рассмотреть дело с соблюдением положений статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, на которые ссылаются стороны по делу в обоснование своих возражений, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела, в их совокупности.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.10.2020 по делу N А50-4542/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Арендатор не торговался за данные объемы лесных насаждений и не выражал волю на заключение дополнительного соглашения по аукционной цене."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 мая 2021 г. N Ф09-1849/21 по делу N А50-4542/2020