Екатеринбург |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А60-23068/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Тороповой М.В., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области (далее - Министерство, истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2020 по делу N А60-23068/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства - Санжиева Э.И. (доверенность от 28.12.2020 N 12-25-09/24357);
общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "АрКо" (далее - общество "Агрофирма "АрКо", ответчик) - Тарасов А.С. (доверенность от 27.04.2021).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не направили своих представителей в судебное заседание суда округа. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
От общества "Агрофирма "АрКо" поступил отзыв на кассационную жалобу с приложением документа о направлении копии отзыва лицам, участвующим в деле. Отзыв с приложенными документами приобщен к материалам дела на основании статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Департамент лесного хозяйства Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу "Агрофирма "АрКо" о признании отсутствующим права собственности общества "Агрофирма "АрКо" на часть земельного участка площадью 5194 га с кадастровыми номерами 66:01:0000000:81 и 66:01:3902009:557, расположенных по адресу: Свердловская обл., Алапаевский р-н; исключить запись о регистрации этого права собственности из Единого государственного реестра недвижимости, в том числе снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81, расположенного по адресу: Свердловская обл., Алапаевский р-н. Кроме того, истец просил указать, что решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, Управление имущественных отношений и неналоговых доходов администрации муниципального образования "Алапаевское", Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2017 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 решение Арбитражного суда Свердловской области оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.05.2018 решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2017 по делу N А60-23068/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
В порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена истца - Департамента лесного хозяйства Свердловской области на Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.
При новом рассмотрении дела общество "Агрофирма "АрКо" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области со встречным иском к Министерству о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 в части наложения 53 550 634 кв.м, в том числе: в части наложения 26 632 193 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81 и в части наложения 26 918 441 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 66:01:3902009:557 в координатах границ, определенных в заключении эксперта, кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Линия" Лешкова Виталия Ивановича, от 29.11.2019.
Исковые требования изложены с учетом принятого судом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерством также уточнен предмет заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, судом рассмотрены требования Министерства о признании отсутствующим права собственности общества "Агрофирма "Арко" на часть земельного участка площадью 2663,22 га с кадастровым номером 66:01:0000000:81, расположенного по адресу Свердловская область, Алапаевский район, в координатах границ, прилагаемых к настоящему ходатайству; признании отсутствующим права собственности ООО "Агрофирма "Арко" на часть земельного участка площадью 2691,84 га с кадастровым номером 66:01:3902009:557, расположенного по адресу: Свердловская область, Алапаевский район, в координатах границ, прилагаемых к настоящему ходатайству. Министерство просит указать, что решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2020 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск общества "Агрофирма "АрКо" удовлетворен: признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 в части наложения 53 550 634 кв.м, в том числе: в части наложения 26 632 193 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81 и в части наложения 26 918 441 кв.м на земельный участок с кадастровым номером 66:01:3902009:557 в координатах границ, определенных в заключении эксперта, кадастрового инженера общества с ограниченной ответственностью "Линия" Лешкова Виталия Ивановича, от 29.11.2019.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами по делу, Министерство обратилось в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, нарушение судами норм материального права и норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), просит решение, постановление суда первой и апелляционной инстанций отменить с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По утверждению кассатора, земельный участок ответчика был сформирован из земель лесного фонда в нарушение требований законодательства, даты регистрации и постановки на кадастровый учет не имеют правового значения. Полагает, что судами сделаны выводы без учета требований законодательства, регулирующего правовой статус колхозных лесов, выводы о возможности приватизации земель лесного фонда противоречат закону.
Кроме того, кассатор отмечает, что большая часть земельных участков ответчика с кадастровыми номерами 66:01:0000000:81 и 66:01:3902009:557 покрыта лесной растительностью, что исключает возможность сельскохозяйственного использования. Данный факт подтверждается таксационными описаниями в отношении урочища колхоз им. Ленина и постановлениями об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам незаконных рубок на спорных земельных участках.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Агрофирма "Арко" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81 площадью 120 990 000 кв.м (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования), расположенный по адресу: Свердловская обл., Алапаевский район.
Решением Свердловского областного Совета народных депутатов от 12.04.1973 N 280 правопредшественнику ответчика - колхозу им. Ленина, расположенному в с. Коптелово Алапаевского района Свердловской области, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения.
На основании этого решения колхозу им. Ленина выдано свидетельство от 25.03.1993 N 180 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 7754 га сельскохозяйственных угодий (в том числе: 5284 га пашни, 1464 га сенокосов, 1005 га пастбищ) и 12 099 га прочих угодий.
На основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Коптелово" (далее - общество "Коптелово") от 09.04.2010 N 57 земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81 предоставлен ему в собственность за плату для сельскохозяйственного использования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.01.2011 серии 66 АД N 712786.
Ранее между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и обществом "Коптелово" (арендатор) был заключен договор от 17.12.2008 N 342 аренды лесного участка площадью 5194 га, расположенного в Свердловской области, Алапаевском лесничестве, Западном участковом лесничестве (урочище колхоз им. Ленина), кварталы N 1 - 25, сроком на 49 лет.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2012 по делу N А60-48355/2011, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, Департаменту отказано в удовлетворении исковых требований к обществу "Агрофирма "АрКо" о взыскании арендной платы по договору аренды лесного участка от 17.12.2008 N 342 и неустойки.
Основанием для отказа во взыскании арендной платы послужили выводы судов о том, что переданный по договору аренды лесного участка от 17.12.2008 N 342 земельный участок площадью 5194 кв.м. является частью земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:81, на который зарегистрировано право собственности ответчика.
Ссылаясь на выводы суда по вышеуказанному делу, истец обратился в арбитражный суд с иском о признании договора аренды лесного участка от 17.12.2008 N 342 прекращенным с 27.01.2012.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.04.2013 по делу N А60-4974/2013, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2013, договор аренды лесного участка от 17.12.2008 N 342, заключенный между Министерством природных ресурсов Свердловской области и обществом "Коптелово" признан прекращенным с 27.01.2011.
При рассмотрении дела N А60-48355/2011 судами были установлены следующие обстоятельства: решением Свердловского областного Совета народных депутатов от 12.04.1973 N 280 правопредшественнику общества "Коптелово" - колхозу им. Ленина, расположенному в с. Коптелово Алапаевского района Свердловской области, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок сельскохозяйственного назначения. На основании этого решения колхозу им. Ленина выдано свидетельство от 25.03.1993 N 180 о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 7754 га сельскохозяйственных угодий (в том числе: 5284 га пашни, 1464 га сенокосов, 1005 га пастбищ) и 12 099 га прочих угодий.
Между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и обществом "Коптелово" (арендатор) заключен договор от 17.12.2008 N 342 аренды лесного участка площадью 5194 га, расположенного в Свердловской области, Алапаевском лесничестве, Западном участковом лесничестве (урочище колхоз им. Ленина), кварталы N 1-25, сроком на 49 лет. На основании заявления общества "Коптелово" от 09.04.2010 N 57 земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81 предоставлен ему в собственность за плату для сельскохозяйственного использования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.01.2011 серии 66 АД N 712786.
В связи с переоформлением прав на земельный участок, принадлежащий обществу "Коптелово" на праве постоянного (бессрочного) пользования, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.01.2011 зарегистрировано право собственности данного общества на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81 площадью 122 594 331 кв. м (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования). При этом переданный по договору аренды от 17.12.2008 N 342 участок площадью 5194 га фактически является частью земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:81.
Ссылаясь на нахождение в собственности ответчика земельного участка, относящегося к землям лесного фонда и находящегося в собственности Российской Федерации, в части наложения принадлежащих ответчику земельных участков с кадастровыми номерами 66:01:0000000:81, 66:01:3902009:557 на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Ответчиком подано встречное исковое заявление о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 в части наложения принадлежащих ему земельных участков с указанными выше кадастровыми номерами.
Удовлетворяя иск общества "Агрофирма "АрКо" и отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд первой инстанции, принимая во внимание выводы эксперта в заключениях по результатам проведения экспертизы и дополнительной экспертизы, установившего частичное наложение спорных земельных участков, пришел к выводу о наличии факта двойного учета земель лесного фонда и сельскохозяйственного назначения. Судом признаны верными доводы общества о том, что двойная регистрация права собственности за разными лицами на одни и те же объекты недвижимости и постановка на кадастровый учет налагаемой части земельных участков, находящихся на кадастровом учете под различными кадастровыми номерами, связана с реестровой ошибкой в отношении земельного участка с кадастровым номером: 66:01:0000000:314. Делая вывод о наличии реестровой ошибки, суд первой инстанции исходил из того, что земельному участку с кадастровым номером: 66:01:0000000:81, принадлежащему ООО "Агрофирма "АрКо", данный кадастровый номер присвоен ранее присвоения кадастрового номера земельному участку 66:01:0000000:314; земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81 поставлен на кадастровый учет в ГКН ранее постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314; сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314 внесены в государственный кадастр недвижимости декларативно, без межевания границ, в связи с чем и возникло частичное наложение границ указанною земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:81; регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером 66:01:0000000:314 в 2008 г. была проведена без учета права постоянного (бессрочного) пользования колхоза им.Ленина на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:01:0000000:81. Судом принят во внимание дополнительный вывод эксперта о том, что, по его мнению, при внесении в ГКН в 2010 году сведений об участке с кадастровым номером 66:01:0000000:314 он отнесен к категории земель лесного фонда ошибочно, так как сформирован на землях сельскохозяйственных предприятий категории сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, по мнению суда, истцом по первоначальному иску не представлено достаточных доказательств отнесения части земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314 (в части пересечения с участками с кадастровыми номерами 66:01:0000000:81 и 66:01:3902009:557) к землям лесного фонда, учитывая, что на участке также расположены пашни, сенокосы, пастбища, дороги, болота, земли под строениями и.т.д., что подтверждает категорию участка как земельного участка сельскохозяйственного назначения, указанную в правоустанавливающих документах на него. Судом указано на использование спорных земельных участков обществом с ограниченной ответственностью "Агрофирма "АрКо" по назначению.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на законодательство, в соответствии с которым колхозные леса в силу закона относятся к лесному фонду и являются собственностью Российской Федерации, согласился с выводами суда первой инстанции о наличии реестровой ошибки. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на использование обществом спорных земельных участков как земель сельскохозяйственного назначения, основываясь на пояснениях представителя ответчика. Довод Министерства о формировании земельных участков ответчика в части наложения из земель лесного фонда отклонен на том основании, что первоначально колхозу им.Ленина земельный участок был предоставлен в 1973 году в постоянное бессрочное пользование как земельный участок сельскохозяйственного назначения.
Между тем судами не учтено следующее.
Основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований явился вывод судов о наличии реестровой ошибки.
Понятие реестровой ошибки дано в пункте 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Согласно названной норме реестровая ошибка это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Наличие календарной разницы в присвоении кадастровых номеров и постановке на кадастровый учет земельных участков, принадлежащих истцу и ответчику, на что указывают суды в обоснование вывода о реестровой ошибке, не свидетельствует о наличии таковой, так как реестровая ошибка возникает вследствие других обстоятельств, указанных в приведенной норме права.
Выводы эксперта о наличии реестровой ошибки при постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314 не могли быть положены в основу принятых судебных актов, так как указанный является правовым, подлежит установлению судом на основе исследования значимых для дела обстоятельств.
Между тем обстоятельства, которые бы свидетельствовали о наличии ошибок в документах, на основании которых земельные участки были учтены в ЕГРН, судами не установлены.
Выводы судов о том, что наличие реестровой ошибки подтверждается постановкой на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314 и государственной регистрации права на него без учета права постоянного (бессрочного) пользования колхоза им.Ленина на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 66:01:0000000:81, также является ошибочным.
Предметом рассмотрения настоящего дела является спор о праве на земельные участки в части их наложения, на необходимость разрешения которого было указано в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 21.05.2018 по настоящему делу. Следовательно, судам надлежало при его рассмотрении разрешить вопрос о законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.
В обоснование заявленных требований Министерство ссылалось на формирование принадлежащих ответчику земельных участков частично из земель лесного фонда, так как в составе переданного колхозу им.Ленина на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка для сельскохозяйственного использования находились колхозные леса, которые относились и относятся к землям лесного фонда и являются, соответственно, собственностью Российской Федерации.
Делая выводы об ошибочной постановке земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314 и государственной регистрации права на него без учета права постоянного (бессрочного) пользования колхоза им.Ленина на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, который ранее был поставлен на кадастровый учет, суды исходили из формального учета земельных участков, принадлежащих ответчику в качестве земель категории земель сельскохозяйственного назначения.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем суд кассационной инстанции отмечает, что по смыслу данной нормы данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Так, местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса). Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Соответственно, сам по себе формальный учет всего спорного земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:81 как земель сельскохозяйственного назначения не свидетельствует о невозможности отнесения его части к землям лесного фонда с учетом установленных фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П указано, что лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации).
Лесной реестр в силу частей 1 и 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ).
В части 1 статьи 4.2 Закона N 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно ст. 4.4 указанного Закона, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков.
В материалы дела представлена выписка из ГЛР в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314 (л.д.15, т.1), следовательно, он является ранее учтенным. Министерством представлена лесоустроительная документация, которая, по его мнению, подтверждает, что принадлежащие обществу земельные участки (в части наложения) являлись колхозными лесами и относятся к землям лесного фонда.
Таким образом, выводы судов в обоснование отказа в удовлетворении требований Министерства о том, что сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 66:01:0000000:314 внесены в государственный кадастр недвижимости декларативно, без межевания границ, вследствие чего и произошло наложение, сделаны без учета положений действующего законодательства, а также оценки имеющихся в деле доказательств. Указанное обстоятельство не свидетельствует о том, что такой земельный участок (его часть) не может являться лесным.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статьями 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 N 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - Лесной кодекс Российской Федерации 1997 года) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, предусматривалось, что колхозные леса находятся в бессрочном пользовании колхозов; в состав колхозных лесов входят находящиеся на закрепленных за колхозами в бессрочное (вечное) пользование землях и зарегистрированные в установленном порядке в земельно-учетных документах естественные и искусственно созданные леса (в том числе защитные лесные полосы) и подлежащие облесению площади вырубок и погибших лесонасаждений.
В ходе проведения землеустройства земельные участки под лесами, переданные колхозам, учитывались в земельно-учетных документах как лесные площади, отдельно от сельскохозяйственных угодий, а в ходе лесоустройства учитывались путем их поквартального деления, определения лесохозяйственных выделов и их таксирования. После реорганизации сельхозпредприятия колхозные леса остались в государственной собственности.
Статьей 3 Закона N 201-ФЗ земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности.
В пункте 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также указано, что земельные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Из содержания данных норм следует, что колхозные леса предоставлялись колхозам на праве постоянного бессрочного пользования, при этом они не выбывали из лесного фонда и собственности Российской Федерации.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил довод Министерства о неверном формировании земельных участков, принадлежащих обществу, ссылаясь лишь на предоставление их ранее колхозу им.Ленина на праве постоянного бессрочного пользования. То обстоятельство, что земельный участок предоставлен колхозу им.Ленина на праве постоянного бессрочного пользования не свидетельствует о том, что весь переданный ему земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения при условии включения в его состав лесных участков, на чем и настаивает Министерство.
При рассмотрении спора Министерство указывало, что лесные участки, переданные колхозу в составе земельного участка, из лесного фонда не выбывали, в отношении них велись лесоустроительные мероприятия, имеется соответствующая документация, которая была представлена в материалы дела.
Кроме того, при рассмотрении спора Министерство указывало на то, что и фактически на спорных земельных участках (в части их наложения) расположены лесные насаждения.
На то, что спорный земельный участок всегда использовался для ведения лесного хозяйства - в нем проводились мероприятия по заготовке древесины, выполнялись лесохозяйственные и лесовосстановительные мероприятия, рубки ухода, указывало и Федерального агентство лесного хозяйства в своем отзыве (л.д. 14, т.13).
При рассмотрении дела N А60-4974/2013 установлено, что между Министерством природных ресурсов Свердловской области (арендодатель) и обществом "Коптелово" (арендатор) заключен договор от 17.12.2008 N 342 аренды лесного участка площадью 5194 га, расположенного в Свердловской области, Алапаевском лесничестве, Западном участковом лесничестве (урочище колхоз им. Ленина), кварталы N 1-25, сроком на 49 лет, для заготовки древесины, который впоследствии был расторгнут судом по указанному делу ввиду его приватизации обществом "Коптелово" в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования.
Кроме того, из имеющего в деле лесохозяйственного регламента Алапаевского лесничества Свердловской области следует, что все леса Алапаевского лесничества относятся к Средне-Уральскому району таежной зоны. Часть кварталов Западного участка Алапаевского лесничества, в том числе 19-21, 11 отнесены к зеленым зонам, а часть, в том числе 6, 17, 18, 22, 59- к эксплуатационным лесам (л.д.17-24 т.1).
Из имеющихся в деле постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, на которые также ссылалось Министерство в подтверждения факта нахождения на спорных участках лесных насаждений, следует что в кварталах 6, 10, 11, 17-19, 21, 22, 59 Западного участка Алапаевского лесничества урочище совхоз им.Ленина ГКУ СО "Алапаевское лесничество" общество "Агрофирма" Арко" осуществляло рубку древесины. В возбуждении уголовных дел было отказано на том основании, что общество "Агрофирма "Арко" является собственником земель.
Имеющиеся в деле доказательства судами не исследованы, оценка им не дана. Вопрос о том, к какой категории земель относятся спорные земельные участки в месте из наложения с учетом требований действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, их фактического использования судами не разрешался.
Выводы судов о том, что спорные земельные участки используются обществом по их назначению как земли сельскохозяйственного назначения не обоснованы ссылками на имеющиеся в деле доказательства данного обстоятельства.
В подтверждение категории участка как земельного участка сельскохозяйственного назначения суд первой инстанции указал на нахождение на земельном участке с кадастровым номером 66:01:0000000:81 пашен, сенокосов, пастбищ, дорог, болот, строений и т.д.
Между тем судом не принято во внимание, что спорными являются части земельных участков, которые накладываются на земельный участок, принадлежащий Российской Федерации. Судом не приведено обоснования и доказательств нахождения этих объектов на спорной части земельных участков.
Суд кассационной инстанции обращает внимание на правовой подход при разрешении споров, возникающих в связи с наложением границ земель лесного фонда на земельные участки иных категорий, в частности земель категории сельскохозяйственного назначения, изложенный в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 302-ЭС20-13098.
Так, в определении указано, что положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее - ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного Закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них. Кроме того, необходимо также учитывать положения части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, предусматривающей исключения из общего правила о приоритете сведений ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Указанного обстоятельства (формального расположения в границах лесничества частей спорных земельных участков) судами не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что спор о праве по существу судами не рассмотрен. Вопросы о законности формирования земельных участков, принадлежащих сторонам спора, и основаниях возникновения права на них не рассмотрены, указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении от 21.05.2018, не выполнены, выводы судов не основаны на нормах права, подлежащих применению, значимые для дела обстоятельства не установлены.
При таких обстоятельствах в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в ином судебном составе.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, рассмотреть спор в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.10.2020 по делу N А60-23068/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2021 по тому же делу отменить.
Дело направить в Арбитражный суд Свердловской области на новое рассмотрение в ином судебном составе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
М.В. Торопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Указанного обстоятельства (формального расположения в границах лесничества частей спорных земельных участков) судами не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что спор о праве по существу судами не рассмотрен. Вопросы о законности формирования земельных участков, принадлежащих сторонам спора, и основаниях возникновения права на них не рассмотрены, указания суда кассационной инстанции, данные в постановлении от 21.05.2018, не выполнены, выводы судов не основаны на нормах права, подлежащих применению, значимые для дела обстоятельства не установлены."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 мая 2021 г. N Ф09-1963/18 по делу N А60-23068/2017
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19693/17
19.05.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1963/18
08.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19693/17
30.10.2020 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-23068/17
21.05.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-1963/18
08.02.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19693/17
08.11.2017 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-23068/17