Екатеринбург |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А50-18955/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Гавриленко О. Л., Ященок Т. П.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Моторостроитель" (далее - общество "Моторостроитель", общество, управляющая компания) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А50-18955/2020 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества "Моторостроитель" - Плешков И.В. (доверенности от 04.09.2020);
инспекции государственного жилищного надзора Пермского края (далее - инспекция) - Петухов С.Г. (доверенность от 11.01.2021, диплом).
Общество "Моторостроитель" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании недействительным предписания от 24.03.2020 N 1965л об обязании восстановить денежные средства фонда капремонта, сформированного на специальном счете.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 09.11.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе управляющая компания просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, выражая несогласие с выводом суда о том, что спорные работы по ремонту крыши относятся не к капитальному ремонту, а к текущему, которые должны финансироваться за счет ежемесячно собираемой с собственников помещений платы за содержание жилого помещения; приводит довод о превышении названным судом пределов своих полномочий, оценив доводы, касающиеся объемов капитального ремонта; отмечает, что инспекцией в оспариваемом предписании не отражено исходя из каких конкретных обстоятельств должны быть восстановлены средства фонда капительного ремонта.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает, что постановление суда апелляционной инстанции является законным и обоснованным.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.02.2020 N 1965л в отношении общества инициирована внеплановая документарная проверка в части обеспечения сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и к соответствию объема выполненных работ по капитальному ремонту объему, предусмотренному соответствующими договорами на выполнение работ по капитальному ремонту, проведенному в период с 2019 года по настоящее время в многоквартирном доме N 107 по улице Николая Островского города Перми, о чем составлен акт от 24.03.2020 N 1965л.
В ходе проверки выявлено несоблюдение обществом "Моторостроитель", являющимся владельцем специального счета, лицензионных требований в части обеспечения сохранности денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт в сумме 248 642 руб. 70 коп., что послужило основанием для выдачи оспариваемого предписания, которым обществу предписано восстановить денежные средства фонда капитального ремонта, сформированного на специальном счете, в указанной сумме.
Полагая, что указанное предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы в сфере общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции признал оспариваемое предписание несоответствующим требованиям действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции с данным выводом не согласился исходя из следующего.
В соответствии со статьей 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации (далее - специальный счет), и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, пеней, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете.
В силу пунктов 1.1 и 1.1-1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете; принятие решений о размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), размещении временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете, на специальном депозите в российской кредитной организации.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2 статьи 158 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 указанного Кодекса, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Размер фонда капитального ремонта исчисляется как сумма указанных в части 1 данной статьи поступлений в фонд за вычетом сумм, перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта в оплату стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и авансов за указанные услуги и (или) работы (часть 2 статьи 170 ЖК РФ).
Таким образом, средства фонда капитального ремонта могут быть израсходованы исключительно на услуги и работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Согласно статье 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
В соответствии с частью 4.1 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Частью 1 статьи 174 ЖК РФ определено, что за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
В соответствии с нормами ЖК РФ, статьей 12 Закона Пермского края от 11.03.2014 N 304-ПК "О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края" (далее - закон N 304-ПК) постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 N 288-п утверждена Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (далее - Региональная программа), согласно которой собственники помещений в многоквартирных домах, выбравшие в качестве способа формирования фонда капитального ремонта формирование его на специальном счете, обязаны обеспечить реализацию мероприятий Программы в сроки и в объемах, предусмотренных Программой и краткосрочными планами.
Согласно Региональной программе определены следующие виды и плановые сроки проведения капитального ремонта многоквартирного дома N 107 по улице Николая Островского города Перми: с 2021 года по 2023 годы - ремонт фундамента; с 2030 года по 2032 годы - ремонт внутридомовых инженерных систем, ремонт крыши; с 2033 года по 2035 годы - ремонт внутридомовых инженерных систем.
Апелляционным судом установлено, что 28.07.2018 в реестр уведомлений внесены сведения о выборе собственниками помещений в указанном многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества на специальном счете (протокол общего собрания собственников помещений от 29.06.2018), владельцем которого определено общество "Моторостроитель". Взнос на капитальный ремонт утвержден в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Пермского края.
Собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании (протокол от 29.08.2018) принято решение о переносе срока выполнения частичного капитального ремонта кровли с 2030 года на 2019 год, на общем собрании (протокол от 16.08.2019) принято решение об утверждении сметы расходов по ремонту крыши в сумме 248 642 руб. 70 коп., в соответствии с которым управляющей компанией с ИП Коробовым М.П. заключен договор от 22.08.2019 N 2019/121 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, согласован локальный сметный расчет, подписан акт о выполнении работ по ремонту крыши. Всего в оплату указанных работ со специального счета перечислено 248 642 руб.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), согласно положению которых к текущему ремонту крыши относятся следующие работы: усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
Кроме того, работы по ремонту кровельных элементов здания, канализационных вытяжек, оконных рам, лежанок системы отопления, парапетов крыши, отмостки, козырьков, утепление выпусков канализации на крыше в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 отнесены к минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
К капитальному ремонту (приложение N 8) отнесены в том числе работы по ремонту крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50%.
В пункте 2.3 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденных Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, приведен развернутый перечень работ, согласно которому капитальный ремонт крыши предполагает: ремонт с частичной заменой стропильных ног, мауэрлатов, обрешетки сплошной и разряженной из брусков; антисептирование и антипирирование деревянных конструкций; утепление подкровельного (чердачного) перекрытия; ремонт (замена слуховых окон); полную замену металлического покрытия крыши с устройством примыканий; ремонт или замену системы водоотвода (свесы, желоба, разжелобки, лотки) с заменой водосточных труб и изделий (наружных и внутренних); ремонт или замену надкровельных элементов.
Кроме того, согласно вводной части, указанные Методические рекомендации предназначены в том числе для применения товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах.
Физический износ конструкций, инженерных систем и других объектов общего имущества многоквартирных домов определяется путем их обследования визуальным способом (по внешним признакам износа), инструментальными методами контроля и испытания их в соответствии с требованиями ВСН 57-88(р), а количественная оценка физического износа - на основании требований ВСН 53-86(р) и применения соответствующих расчетных формул, таблиц или графиков, приведенных в данных документах (пункт 2.1.3 методических рекомендаций, утв. Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013).
Вследствие различных источников финансирования, работы по капитальному ремонту и текущему ремонту, следует разграничивать, поскольку работы по текущему ремонту являются работами профилактического характера, направленными не на ликвидацию или снижение уровня физического износа, а на предотвращение преждевременного износа конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования, и заключаются в устранении отдельных неисправностей или замене отдельных частей конструктивных элементов, инженерных систем и оборудования, имеющих сроки службы, соответствующие усредненным срокам эксплуатации зданий между текущими ремонтами (пункт 2.1.12 Методических рекомендаций).
Однако материалы дела не содержат доказательств обследования многоквартирного дома перед выполнением спорных работ, по результатам которого был бы установлен физический износ объектов общего имущества, необходимость и обоснованность капитального ремонта.
Судом установлено, что согласно представленным банковским выпискам операций по специальному счету обществом "Моторостроитель" в период с 1 ноября 2018 по 24 марта 2020 произведено списание денежных средств на общую сумму 248 642 руб. 70 коп.
Из представленных к проверке локального сметного расчета и акта о приемке выполненных работ (КС-2) N 2019/121/1 от 01.11.2019 следует, что в данном случае выполнен лишь частичный текущий ремонт крыши (ремонт карнизной части с установкой кровельного ограждения): частичная замена желобов водосточных (69,5 м.кв.), ограждения кровли (перила) (69,5 м.кв.), разборка и монтаж покрытий кровли без замены покрытия, установка костылей карниза, герметизация швов и примыканий (11,4 м.кв.).
Вместе с тем, само кровельное покрытие не заменено, что следует из столбца 13 акта о приемке выполненных работ от 01.11.2019, в котором указана нулевая стоимость использованного материала. Таким образом, произведены и оплачены только сами работы по разборке и монтажу кровельного покрытия.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции верно заключил, что по характеру и объему выполненные в рамках договора N 2019/121 от 22.08.2019 работы по ремонту крыши относятся не к работам по капитальному ремонту, а к работам по текущему ремонту, которые должны финансироваться за счет ежемесячно собираемой с собственников помещений платы за содержание жилого помещения, однако обществом выполнены указанные работы за счет средств, накопленных на специальном счете в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Таким образом, правильным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
Довод о неуказании в предписании в качестве оснований для его вынесения вывода о незаконности проведения за счет взносов на капитальный ремонт текущего ремонта признан судом необоснованным, поскольку, исходя из текста предписания суд установил, что речь шла о проведении именно текущего ремонта. Недостаточная детализация указанного основания при этом не должна приводить к возможности неправомерного использования средств фонда капитального ремонта при установленном и никем не оспариваемом факте проведения именно текущего ремонта кровли.
Кассационная жалоба общества не содержит доводов, свидетельствующих о несоответствии вывода суда установленным им обстоятельствам по делу, а изложенные в ней доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А50-18955/2020 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Моторостроитель" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), согласно положению которых к текущему ремонту крыши относятся следующие работы: усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
Кроме того, работы по ремонту кровельных элементов здания, канализационных вытяжек, оконных рам, лежанок системы отопления, парапетов крыши, отмостки, козырьков, утепление выпусков канализации на крыше в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 отнесены к минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
...
В пункте 2.3 Методических рекомендаций по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденных Госкорпорацией "Фонд содействия реформированию ЖКХ" 15.02.2013, приведен развернутый перечень работ, согласно которому капитальный ремонт крыши предполагает: ремонт с частичной заменой стропильных ног, мауэрлатов, обрешетки сплошной и разряженной из брусков; антисептирование и антипирирование деревянных конструкций; утепление подкровельного (чердачного) перекрытия; ремонт (замена слуховых окон); полную замену металлического покрытия крыши с устройством примыканий; ремонт или замену системы водоотвода (свесы, желоба, разжелобки, лотки) с заменой водосточных труб и изделий (наружных и внутренних); ремонт или замену надкровельных элементов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2021 г. N Ф09-2727/21 по делу N А50-18955/2020