Екатеринбург |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А76-52894/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Лукьянова В. А., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Источники тепла" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.10.2020 по делу N А76-52894/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным предписания управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - Управление, жилищная инспекция) от 17.09.2019 N 19-4891 4898.
Судом первой к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Китав Наталья Викторовна.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что переустройство системы отопления в квартире N 2 дома N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск выполнено в нарушение установленного порядка, и не освобождает собственника от оплаты оказанных теплоснабжающей организацией услуг теплоснабжения в жилом помещении. При этом общество полагает, что решение Администрации Катав-Ивановского муниципального района о согласовании переустройства квартиры N 2 и акт приемочной комиссии от 20.02.2013 не подтверждают перевод названной квартиры на индивидуальное отопление в соответствии с законодательством.
Кроме того, общество ссылается на то, что согласно схеме теплоснабжения г. Катав-Ивановск названный дом подключен к центральной системе отопления, какие либо указания на наличие индивидуальной системы отопления в доме или конкретных квартирах в схеме отсутствуют. Общество ссылается также на отсутствие в материалах дела доказательств внесения изменений в технический паспорт многоквартирного дома (далее - МКД).
В связи с этим общество полагает, что в рассматриваемом случае выполнено только переустройство жилого помещения в части системы газоснабжения, а порядок реконструкции системы отопления МКД в рамках реконструкции отдельного жилого помещения не соблюдён.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, жилищной инспекцией на основании распоряжения от 28.10.2019 N 19-5841 5867 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества по адресу: Челябинская область, г. Катав-Ивановск, ул. Караваева, д. 56.
Проверкой установлено, что общество нарушило пункт 42 (1) и формулы 3 и 3 (6) Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно: в период с марта 2019 г. по май 2019 г., а также в сентябре 2019 г. производило начисление платы за отопление собственнику квартиры N 2 в многоквартирном доме N 56, расположенного по адресу: г. Катав-Ивановск по ул. Караваева, оборудованное индивидуальным источником отопления, осуществленным в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации не только за отопление помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и за отопление данного жилого помещения.
По результатам проверки управлением составлен акт от 30.10.2019 N 19-5841 5837 и выдано предписание от 30.10.2019 N 19-5841 5837 о выполнении работ по выявленным нарушениям при использовании, содержания и ремонте жилищного фонда, придомовых территории, объектов коммунального назначения и при предоставлении коммунальных услуг.
В качестве мероприятий по устранению выявленных нарушений указано: произвести перерасчет (сторнирование) платы за отопление собственнику квартиры N 2 в многоквартирном доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановке за период с марта 2019 г. по май 2019 г., а также за сентябрь 2019 г. с исключением из данной платы плату за отопление данного жилого помещения.
Срок устранения выявленного нарушения - 25.12.2019.
Полагая, что названное предписание Управления незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности основания для признания оспариваемого предписания недействительным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата потребленной энергии является одной из основных обязанностей абонента. По общему правилу оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена, в том числе, коммунальная услуга отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Пункт 42 (1) Правил N 354 определяет подлежащие применению формулы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (абзац третий).
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42 (1) и 43 Правил определяется по формуле 3.
Решением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2019 N АКПИ19-260 было отказано в признании недействующими пунктов 3 (1) и 3 (4) приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом в решении разъяснено, что формула пункта 3 (1) содержит две составляющие, впоследствии умножаемые на тариф, а именно объем тепловой энергии, приходящийся на помещение в многоквартирном доме, а также объем тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, поскольку расчет платы за коммунальную услугу по отоплению не может осуществляться только исходя из показаний индивидуальных приборов учета без учета объема потребленной всем многоквартирным домом тепловой энергии, зафиксированного общедомовым прибором учета тепловой энергии.
Исходя из формулы тепловая энергия, потребленная в местах общего пользования, распределяется пропорционально площади помещений в многоквартирных домах, что соответствует части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Правительство Российской Федерации осуществило дифференцированное правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с учетом оборудования многоквартирного дома индивидуальными и общими приборами учета. Оно не противоречит принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иные правила определения количества полученной тепловой энергии, а также порядок расчетов за нее, не имеется.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 301-КГ17-6395 разъяснено, что плата взимается только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за непотребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество оказывает услуги централизованного отопления по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск Челябинской области в соответствии со схемой теплоснабжения. Многоквартирный дом N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск не оборудован ОПУ тепловой энергии. Помещения в доме не оборудованы ИПУ тепловой энергии. Система отопления квартиры N 2 в многоквартирном доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановске переоборудована. Решением Администрации Катав-Ивановского муниципального района N 209 согласовано переустройство указанной квартиры в соответствие с проектным решением. Актом приемочной комиссии от 20.02.2013 подтверждено окончание переустройства - установлена автономная система отопления (газовый котел).
С учетом установленных обстоятельств суды отметили, что оснований для признания произведенного переоборудования системы отопления спорного помещения произведенным с нарушением нормативных требований не имеется. Переоборудование системы отопления произведено по согласованию с уполномоченным органом местного самоуправление, в соответствии с проектной документацией; доказательства того, что установленный отопительный прибор подпадает под перечень источников отопления, запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах не представлены.
Согласно справке МУП "Теплоэнерго" от 25.02.2019 N 132/ТЭ-323/19 сообщено, что, являясь в период с 01.10.2011 по 27.03.2017 поставщиком тепловой энергии для нужд отопления не осуществляло платы за отопление с 01.09.2014 и ГВС по жилому помещению N 2 в доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановске Челябинской области по причине демонтажа радиаторов отопления, т.е. отсоединения от внутренней системы отопления и перехода на индивидуальное отопление от газового котла.
Учитывая, что в спорный период (с марта по май 2019 года, а также в сентябре 2019 года) жилое помещение N 2 в многоквартирном доме N 56 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановске посредством централизованной системы отопления не отапливалось, в данной квартире отсутствовала возможность получения тепловой энергии для целей отопления по централизованной системе отопления ввиду произведенного в установленном порядке переоборудования и установки автономной системы отопления, суды пришли к обоснованному выводу о неправомерном начислении заявителем в период с марта по май 2019 года, а также в сентябре 2019 года платы за централизованное отопление применительно к рассматриваемому жилому помещению.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды не установили совокупности оснований для признания оспариваемого предписания Управления недействительным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку принятых и оценённых судами доказательств и на установление новых обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.10.2020 по делу N А76-52894/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Источники тепла" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
Пункт 42 (1) Правил N 354 определяет подлежащие применению формулы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
...
Исходя из формулы тепловая энергия, потребленная в местах общего пользования, распределяется пропорционально площади помещений в многоквартирных домах, что соответствует части 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
...
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 301-КГ17-6395 разъяснено, что плата взимается только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за непотребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 мая 2021 г. N Ф09-2744/21 по делу N А76-52894/2019