Екатеринбург |
|
24 мая 2021 г. |
Дело N А47-11852/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кангина А.В. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - общество "Природа", заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2020 по делу N А47-11852/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по тому же делу по заявлению общества "Природа" к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14.08.2020 N 40/01-142-2020 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии жалобы к производству для представления отзыва на неё.
Решением суда первой инстанции от 25.11.2020, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021, в удовлетворении заявленных требований обществу "Природа" отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество "Природа" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы общество "Природа" указывает, что услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО) потребителям, проживающим в многоквартирных домах N 261, 263, 263/1, 263/2, 263/3, 265 по ул. Пролетарской города Оренбурга оказывается надлежащим образом в полном объеме в соответствии с заключёнными с ними типовыми договорами, поэтому в его действиях отсутствует нарушение обязательных требований, установленных подпунктом "а" пункта 148 (22) и пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Инспекция представила отзыв, в котором опровергает доводы заявителя кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 общество "Природа" с 01.01.2019 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям в Оренбургской области.
08.04.2020 в инспекцию из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступили материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (захламление твердыми коммунальными отходами контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 263/2, и территории, прилегающей к указанной контейнерной площадке).
От Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступили акт осмотра территории от 03.04.2020 и фототаблицы.
12.05.2020 инспекцией вынесено определение N 50 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества "Природа" и проведении административного расследования.
10.06.2020 по результатам административного расследования в отношении общества "Природа" инспекцией составлен протокол об административном правонарушении N ПЛ-50 по статье 7.23 КоАП РФ. Указанным протоколом заявителю вменено нарушение режима обеспечения потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 263/2, 263, 265, 261, 263/1, 263/3 по ул. Пролетарской города Оренбурга, коммунальной услуги по обращению с ТКО в период с 30.03.2020 по 05.04.2020.
14.08.2020 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 40/01-142-2020, которым общество "Природа" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество "Природа" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из вывода о законности оспариваемого постановления.
Частью 1 статьи 23.55 КоАП РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов), статьями 7.21 - 7.23, частью 1 статьи 7.23.2, частями 4 и 5 статьи 9.16, частями 1 - 4 статьи 9.23, частью 1 статьи 13.19.2 (за исключением административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов) настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.55 КоАП РФ, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, их заместители.
Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
В силу части 2 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу Положения о Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 15.02.2010 N 25-ук, инспекция осуществляет функции жилищного надзора на территории Оренбургской области, и в рамках исполнения этой функции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований и (или) лицензионных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (п. 10).
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным органом в пределах предоставленных законом полномочий, его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных частью 1 статьи 23.54 КоАП РФ полномочий.
Таким образом, оспариваемое заявителем постановление вынесено инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ, пунктом 2 Правил N 354 обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Согласно пункту "а" статьи 148.5 Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) определяются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156 крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов.
Подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Как верно установлено судами и следует из материалов дела, общество "Природа", являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области, обязано соблюдать указанные нормативные требования и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено непредоставление надлежащим образом в период с 30.03.2020 по 03.04.2020 коммунальной услуги по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов для потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 261, 263, 263/1, 263/2, 263/3, 265 по ул. Пролетарской г. Оренбурга, что является нарушением пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Поскольку в соответствии с пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов, следовательно, в рассматриваемом случае общество "Природа" как лицо, оказывающее потребителям коммунальную услугу при исполнении типового договора, заключенного в порядке абз. 4 п. 8.17 Правил N 1156 с потребителями, проживающими в многоквартирных домах N 261, 263, 263/1, 263/2, 263/3, 265 по ул. Пролетарской г. Оренбурга, в части периодичности оказания коммунальной услуги должно руководствоваться, прежде всего, правилами предоставления таких услуг, а именно Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе, в виде крупногабаритных отходов.
Доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 30.03.2020 по 03.04.2020 предоставлялась потребителям, проживающим в указанных многоквартирных домах, обществом при рассмотрении дела не представлено.
В соответствии с реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "город Оренбург", размещенного на сайте администрации г. Оренбурга в сети Интернет (http://orenburg.ru), место (площадка) накопления ТКО для потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 261, 263, 263/1, 263/2, 263/3, 265 по ул. Пролетарской г. Оренбурга определено по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 263/2. Согласно данным реестра указанная контейнерная площадка оборудована специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов.
Акт осмотра от 03.04.2020 и приложенные к нему фотоматериалы свидетельствуют, что ТКО в виде крупногабаритных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 263/2, не вывозился продолжительное время, накопился в значительных объемах.
Следовательно, период необеспечения режима предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО составил с 30.03.2020 по 03.04.202.
Указанное выше свидетельствует о предоставлении потребителям, проживающим в многоквартирных домах N 261, 263, 263/1, 263/2, 263/3, 265 по ул. Пролетарской г. Оренбурга, коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ.
Суды правомерно отклонили ссылку заявителя на нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 и СанПиН 42-128-4690-88, поскольку в данном случае речь идет не о нарушении санитарных норм, а о нарушении нормативного уровня или режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО.
Отношения по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями данной коммунальной услуги регулируется специальным нормативным правовым актом - Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе в виде крупногабаритных отходов.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции, вывод которого подтвердил апелляционный суд, правомерно признал установленным наличие вины заявителя в совершении вменённого правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО, не представлено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ); наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления N 40/01-142-2020 от 14.08.2020 по делу об административном правонарушении не имеется.
Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суды дали надлежащую правовую оценку.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 288.2, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.11.2020 по делу N А47-11852/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
...
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО, не представлено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ); наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 мая 2021 г. N Ф09-2497/21 по делу N А47-11852/2020