Екатеринбург |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А47-12236/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.11.2020 по делу N А47-12236/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по указанному делу по заявлению общества к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 21.08.2020 N 40/01-143-2020 (далее - постановление) о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии жалобы к производству для представления отзыва на неё.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к инспекции о признании незаконным и отмене постановления.
Решением суда от 23.11.2020, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов жалобы общество указывает на неустановление судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, имеющих отношение к делу.
По мнению общества, в действиях регионального оператора по обращению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) отсутствуют нарушения обязательных требований, установленных пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Общество обращает внимание кассационного суда на недоказанность инспекцией факта предоставления им коммунальной услуги по обращении с ТКО ненадлежащего качества. Также отмечает, что акт обследования осмотра территорий от 03.04.2020 осуществлен без понятых и применения видеозаписи.
Инспекция представила отзыв, в котором опровергает доводы заявителя кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Оренбургской области от 28.04.2018 общество с 01.01.2019 является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям в Оренбургской области.
В инспекцию из Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области 08.04.2020 поступили материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (захламление твердыми коммунальными отходами контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 259/2 (фактически 259/1), и территории, прилегающей к указанной контейнерной площадке).
От Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поступили акт осмотра территории от 03.04.2020 и фототаблицы.
Инспекцией 08.05.2020 вынесено определение N 28 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении общества и проведении административного расследования.
По результатам административного расследования в отношении общества инспекцией 05.06.2020 составлен протокол об административном правонарушении N ПЛ-50 по статье 7.23 КоАП РФ. Указанным протоколом заявителю вменено нарушение режима обеспечения потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 253А, 255, 257, 259, 259/2, 259/1 по ул. Пролетарской города Оренбурга, коммунальной услуги по обращению с ТКО в период с 31.03.2020 по 05.04.2020.
Административным органом 21.08.2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 40/01-143-2020, которым общество "Природа" привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество "Природа" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из вывода о законности оспариваемого постановления.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из этой нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила N 354.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ, пунктом 2 Правил N 354 обращение с ТКО является коммунальной услугой.
Согласно пункту "а" статьи 148.5 Правил N 354 условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) определяются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемом собственником жилого дома (домовладения) с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1156 крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов.
Подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
Как верно установлено судами и следует из материалов дела, общество "Природа", являясь региональным оператором по обращению с ТКО на территории Оренбургской области, обязано соблюдать указанные нормативные требования и является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменено непредоставление в период с 31.03.2020 по 05.04.2020 надлежащей коммунальной услуги по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов для потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 253А, 255, 257, 259, 259/2, 259/1 по ул. Пролетарской г. Оренбурга, что является нарушением пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354.
Поскольку в соответствии с пунктом 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 одним из требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО является обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов, следовательно, в рассматриваемом случае общество "Природа" как лицо, оказывающее потребителям коммунальную услугу при исполнении типового договора, заключенного в порядке абзаца 4 пункта 8.17 Правил N 1156 с потребителями, проживающими в многоквартирных домах N 253А, 255, 257, 259, 259/2, 259/1 по ул. Пролетарской г. Оренбурга, в части периодичности оказания коммунальной услуги должно руководствоваться, прежде всего, правилами предоставления таких услуг, а именно Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе, в виде крупногабаритных отходов.
Доказательств, подтверждающих, что коммунальная услуга по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов в период с 31.03.2020 по 05.04.2020 предоставлялась потребителям, проживающим в указанных многоквартирных домах надлежащим образом, обществом при рассмотрении дела не представлено.
В соответствии с реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "город Оренбург", размещенного на сайте администрации г. Оренбурга в сети Интернет (http://orenburg.ru), место (площадка) накопления ТКО для потребителей, проживающих в многоквартирных домах N 253А, 255, 257, 259, 259/2, 259/1 по ул. Пролетарской г. Оренбурга определено по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 259/1. Согласно данным реестра указанная контейнерная площадка оборудована специальной площадкой для накопления крупногабаритных отходов.
Акт осмотра от 03.04.2020 и приложенные к нему фотоматериалы свидетельствуют, что ТКО в виде крупногабаритных отходов с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Оренбург, ул. Пролетарская, д. 259/1, не вывозился продолжительное время, накопился в значительных объемах.
Следовательно, период необеспечения режима предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО составил с 31.03.2020 по 05.04.2020.
Указанное свидетельствует о предоставлении потребителям, проживающим в многоквартирных домах N 253А, 255, 257, 259, 259/2, 259/1 по ул. Пролетарской г. Оренбурга, коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ.
Суды правомерно отклонили ссылку заявителя на нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 и СанПиН 42-128-4690-88, поскольку в данном случае речь идет не о нарушении санитарных норм, а о нарушении нормативного уровня или режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с ТКО.
Отношения по предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями данной коммунальной услуги регулируется специальным нормативным правовым актом - Правилами N 354, которые устанавливают строгое требование к периодичности предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе в виде крупногабаритных отходов.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Суд первой инстанции, вывод которого подтвердил апелляционный суд, правомерно признал установленным наличие вины заявителя в совершении вменённого правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО, не представлено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ); наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления от 21.08.2020 N 40/01-143-2020 по делу об административном правонарушении, не имеется.
Доводы, приведенные заявителем кассационной жалобы подлежат отклонению по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления. Указанные доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, но направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами в ходе рассмотрения дела по существу.
Основания для переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ отсутствуют.
Всем доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суды дали надлежащую правовую оценку.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые, в соответствии со статьёй 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 288.2, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.11.2020 по делу N А47-12236/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
...
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО, не представлено.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Нарушений административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ); наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2021 г. N Ф09-3067/21 по делу N А47-12236/2020