Екатеринбург |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А60-28560/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Сирота Е. Г., Васильченко Н. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "БизнесМАНцентр" (далее - общество "УК "БизнесМАНцентр") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.11.2020 по делу N А60-28560/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "УК "БизнесМАНцентр" - Алферова С.В. (доверенность от 01.01.2020 N 1).
Общество "УК "БизнесМАНцентр" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства (далее - Водоканал) об исключении из приложения N 8 к договору от 21.11.2018 N 73/п столбца N 4.
Решением суда от 26.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "БизнесМАНцентр" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, к объекту истца не могут применяться нормативы, установленные Постановлением администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708, поскольку он не относится к категории абонентов, к которым применяется данное Постановление. При этом заявитель в жалобе указывает на отсутствие в тексте решения доводов истца и ссылок на нормативные акты, на которых строились доказательства по делу, судом не приведены мотивы отклонения данных обстоятельств.
Наряду с этим, кассатор полагает, что судом апелляционной инстанции неправомерно применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", так как разногласия возникли ранее принятия названного Постановления. Заявитель жалобы также не согласен с выводом апелляционного суда об отсутствии оснований для исключения столбца N 4 в приложении N 8 к единому договору, утверждая, что включение спорного столбца в договор возможно только при согласии на это другой стороны (абонента). Вместе с тем, кассатор считает, что нормативы, указанные в столбце N 4 в приложении N 8 к договору, носят обязательный к исполнению характер, а не информативный, как указал суд апелляционной инстанции, не должны применяться к абоненту и, следовательно, не могут быть приведены в договоре.
Кроме того, заявитель жалобы ссылается на нарушение судами принципа равноправия сторон, выразившееся в применении положений нормативных актов, которые не были приведены ответчиком в отзывах.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 04.12.2018 обществом "УК "БизнесМАНцентр" (абонент) от Водоканала (организация ВКХ) получен для рассмотрения Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения от 21.11.2018 N 73/п в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 195 (административное здание).
В соответствии с пунктом 31 названного договора сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 8.
Приложение N 8 дополнено столбцом N 4 "нормативы водоотведения по составу сточных вод для Южного бассейна канализования". В сноске под таблицей в приложении N 8 к договору указано, что столбец (4) установлен "_в соответствии с "Условиями приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденными Постановлением администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708".
Общество "УК "БизнесМАНцентр", считая, что данная колонка является самопроизвольно внесенной, так как не содержится в типовой форме договора, утвержденной Правительством Российской Федерации, направило в адрес Водоканала протокол разногласий от 21.12.2018 к указанному выше договору, на который получен протокол согласования разногласий от 18.01.2019, исключающий предложения общества "УК "БизнесМАНцентр".
В адрес Водоканала направлен протокол разногласий от 15.02.2019 N 2 и одновременно письмом даны пояснения по спорным вопросам.
Протокол разногласий от 15.02.2019 N 2 возвращен Водоканалом без рассмотрения.
В результате отсутствия согласия между сторонами по условиям договора в части дополнительного столбца N 4 приложения N 8 "нормативы водоотведения по составу сточных вод для Южного бассейна канализования", общество "УК "БизнесМАНцентр" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Правил холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Постановлением администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург", указал на отсутствие оснований для исключения спорного столбца N 4 из приложения N 8 и отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для исключения спорного столбца N 4 из приложения N 8 и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
Обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимание указанной платы с абонентов, а также контроль состава и свойств сточных вод абонента регулируются статьями 30.1 - 30.3 Закона о водоснабжении и водоотведении, которые введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ.
Так, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения (канализации), содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в порядке, установленном правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 30.2 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В силу части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Абонент, в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод. Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (подпункт "ж" пункта 35, подпункт "г" пункта 36 Правил N 644).
Согласно пункту 113 Правил N 644 запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу по перечню, приведенному в приложении N 4 к Правилам N 644, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4 (1) к Правилам N 644. Кроме того, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню, приведенному в приложении N 5 к Правилам.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, определяемых Правилами.
Согласно частям 2, 3 статьи 30.1 Закона о водоснабжении и водоотведении нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией, контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) устанавливается Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 728).
Согласно пункту 2 названных Правил при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - декларация), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами N 644 в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с абзацем 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для городов федерального значения (в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод не отнесены к перечню вопросов местного значения) и в случае перераспределения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 6.1 Закона о водоснабжении и водоотведении) рекомендовано установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01.07.2020.
Судами установлено, что во исполнение требований Закона о водоснабжении и водоотведении, Правил N 644, Правил N 728 Постановлением администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" установлены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем муниципального образования "город Екатеринбург" согласно приложению.
На день вынесения решения арбитражного суда первой инстанции выше указанное постановление признано утратившим силу (вместе с Постановлением администрации города Екатеринбурга от 06.03.2018 N 442 "О внесении изменения в Постановление администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708 "Об определении условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург") в связи с принятием Постановления администрации г. Екатеринбурга от 14.08.2020 N 1566 " Об установлении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург". Данное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет действие на отношения, возникшие с 01.07.2020.
В приложении к Постановлению администрации г. Екатеринбурга от 14.08.2020 N 1566 установлены значения норматива состава сточных вод, мг/дм3 применительно к Южному бассейну канализования. Сравнивая данные нормативы с установленными в приложении N 5 к Правилам N 644, а также к ранее установленным применительно к Южному бассейну Постановлением администрации города Екатеринбурга от 30.09.2015 N 2708, судом установлено, что новые нормативы, за некоторым исключением, еще меньше, то есть более "жесткие", чем были установлены ранее.
Полномочие органов местного самоуправления на установление значений норматива состава сточных вод (мг/дм3), отличных от установленных в Правилах N 644 максимально допустимых значений показателей и концентраций следует из приведенных норм Закона о водоснабжении и водоотведении и Правил N 728. Следовательно, для абонентов сточных вод в соответствующем районе их сброса требования к составу и свойствам сточных вод в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения могут отличаться от максимальных в меньшую сторону.
В соответствии с пунктом 31 оспариваемого договора сведения о нормативах допустимых сбросов абонентов (лимитах на сбросы), нормативах водоотведения по составу сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 8.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что положения Постановления администрации г. Екатеринбурга от 14.08.2020 N 1566 " Об установлении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" не распространяются в отношении объекта, принадлежащего истцу (административное здание по адресу г. Екатеринбург, ул. Московская, 195 - согласно приложению N 3 к договору холодного водоснабжения и водоотведения), не основан на положениях приведенных выше федерального закона и нормативных актов в отношении регулирования правил водоснабжения и водоотведения.
Согласно положениям ч. 3 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении договор водоотведения является публичным договором.
Условия публичного договора должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения), издаваемым Правительством Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти (часть 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям названных правил, признаются ничтожными (часть 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с изложенным верным является вывод судов о том, что положения Постановления администрации г. Екатеринбурга от 14.08.2020 N 1566 "Об установлении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованных систем водоотведения муниципального образования "город Екатеринбург" (принятого во исполнение предписаний Закона о водоснабжении и водоотведении, Правил N 644, Правил N 728) являются обязательными для истца, а обжалуемые положения договора носят информативный характер (в части величин нормативов состава сточных вод); применению подлежат величины нормативов, действовавших в период допущенного правонарушения.
Проанализировав содержание пункта 31 спорного договора и установив, что на момент направления проекта единого договора столбец N 4 приложения N 8 заполнен ответчиком в соответствии с действующим на тот период актом органа местного самоуправления (постановление администрации города Екатеринбурга от 14.08.2020 N 1566), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в период действия единого договора нормативы могут быть изменены в любую сторону, поскольку устанавливаемые органом местного самоуправления нормативы обязательны к применению для всех субъектов, в отношении которых они установлены, с момента их принятия или иной указываемой органом местного самоуправления даты.
Таким образом, суды правомерно отказали истцу в удовлетворении заявленных требований.
Как верно отмечено апелляционным судом, заполнение содержания спорного столбца ссылкой на отмененный нормативный акт с учетом изложенных выше обстоятельств не свидетельствует о незаконности принятого решения.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.11.2020 по делу N А60-28560/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "БИЗНЕСМАНЦЕНТР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (для городов федерального значения (в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод не отнесены к перечню вопросов местного значения) и в случае перераспределения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 6.1 Закона о водоснабжении и водоотведении) рекомендовано установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01.07.2020.
...
Согласно положениям ч. 3 статьи 14 Закона о водоснабжении и водоотведении договор водоотведения является публичным договором.
Условия публичного договора должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения), издаваемым Правительством Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти (часть 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям названных правил, признаются ничтожными (часть 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2021 г. N Ф09-1804/21 по делу N А60-28560/2020