Екатеринбург |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А47-11343/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.12.2020 по делу N А47-11343/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация города Оренбурга (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием о признании незаконным и отмене предостережения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (далее - Управление, Роспотребнадзор) о недопустимости нарушения обязательных требований N 306 от 15.06.2020.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 21.12.2020 в удовлетворении требований Администрации города Оренбурга отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация города Оренбурга просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на положения Устава города Оренбурга, положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга, постановление Администрации города Оренбурга от 18.11.2019 N 3324-п об утверждении Порядка создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования город Оренбург. Администрация полагает, что субъектом, в отношении которого могло быть вынесено оспоренное предостережение, является управляющая компания либо региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, в Управление 09.06.2020 поступило обращение гражданина по вопросу нарушения санитарных норм при размещении контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г. Оренбург, пр. Газовиков, д. 26.
При рассмотрении обращения Управление установило признаки нарушения обязательных требований санитарного законодательства к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления ТКО, выразившиеся в размещении контейнерных площадок для накопления ТКО на расстоянии более 100 м от жилого дома по адресу г. Оренбург, пр. Газовиков, д. 26, поскольку контейнерная площадка на расстоянии до 100 м от указанного жилою дома отсутствует.
Руководствуясь ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", 15.06.2020 заместитель руководителя Управления Ряховских А.А. выдал предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований N 306 Администрации города Оренбурга.
Не согласившись с предостережением, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы участвующих в деле лиц, руководствуясь положениями части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 6 статьи 8.2 Закона N 294-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, здорового питания, в области организации питания, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Пунктом 4 названного Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
С учетом изложенного оспариваемое предостережение, направленное на профилактику нарушений в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вынесено управлением при наличии соответствующих полномочий.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросу местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
По правилам части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
- определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Санитарные правила СанПиН 2.1.7.3550-19 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления (далее - отходы), состоящих из твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), и жидких бытовых отходов (далее - ЖБО).
В силу пункта 1.2 СанПиН 2.1.7.3550-19, соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее - хозяйствующие субъекты).
На территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами <5> должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО <6>, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 2.1 СанПиН 2.1.7.3550-19).
Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций - не менее 25 м (пункт 2.2 СанПиН 2.1.7.3550-19).
При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров) (пункт 2.3 СанПиН 2.1.7.3550-19).
В силу пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 письмом "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" указало на то, что в соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Также, из указанного письма следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что основанием для направления предостережения в адрес Администрации послужило выявление контролирующим органом нарушений санитарных норм, выразившихся в неисполнении Администрацией обязанности по созданию места (площадок) накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров от контейнерной площадки до жилого дома N 26 по ул. Газовиков г. Оренбурга.
Таким образом, оспариваемое предостережение N 306 от 15.06.2020 вынесено на законных основаниях, с целью принятия Администрацией мер по обеспечению соблюдения пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Принимая во внимание, что создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления, вопросы соблюдения обязательных вышеуказанных требований относятся к компетенции Администрации, что свидетельствует о том, что оспариваемое предостережение N 306 от 15.06.2020 выдано надлежащему лицу.
Доводы заявителя жалобы о том, что оспариваемое предостережение должно быть вынесено в отношении лиц, на которых лежит обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД - управляющие организации, регионального оператора - ООО "Природа", отклонены судами.
Действительно, из общего правила, установленного частью 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ и пунктом 3 Правил N 1039, есть исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах. При этом прямого указания на то, в каких случаях обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО возложена не на орган местного самоуправления, а на иных лиц, ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 1039 не содержат.
Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 письмом "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" указало на то, что в соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Также, из указанного письма следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Основанием для направления предостережения в адрес Администрации послужило выявление контролирующим органом нарушений санитарных норм, выразившихся в неисполнении Администрацией обязанности по созданию места (площадок) накопления ТКО на расстоянии не более 100 метров от контейнерной площадки до жилого дома N 26 по ул. Газовиков г. Оренбурга.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что создание мест (площадок) накопления ТКО должно обеспечиваться администрацией как органом местного самоуправления.
Решением Оренбургского городского Совета от 28.06.2011 N 187 утверждено Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Оренбурга (далее - решение N 187).
Согласно пункту 1.1. решения N 187, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - управление) является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и транспорта.
Пунктом 2 решения N 187 установлено, что Управление осуществляет свои функции от имени Администрации города Оренбурга.
Таким образом, оспариваемое предостережение принято в отношении надлежащего лица, носит профилактический характер о недопустимости нарушения обязательных требований, не нарушает прав и законных интересов Администрации, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований Администрации не имелось.
Доводы заявителя жалобы выводы судов не опровергают, выражают лишь несогласие с результатом судебного разбирательства, и не могут быть признаны основанием для отмены судебных актов.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.12.2020 по делу N А47-11343/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя жалобы о том, что оспариваемое предостережение должно быть вынесено в отношении лиц, на которых лежит обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО для МКД - управляющие организации, регионального оператора - ООО "Природа", отклонены судами.
Действительно, из общего правила, установленного частью 4 статьи 8 Закона N 89-ФЗ и пунктом 3 Правил N 1039, есть исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах. При этом прямого указания на то, в каких случаях обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО возложена не на орган местного самоуправления, а на иных лиц, ни Закон N 89-ФЗ, ни Правила N 1039 не содержат.
Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 письмом "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" указало на то, что в соответствии с положениями статьи 8 Закона N 89-ФЗ с 1 января 2019 г. органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 мая 2021 г. N Ф09-2310/21 по делу N А47-11343/2020