Екатеринбург |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А71-14995/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д. В., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - ООО "Чистый город", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.11.2020 по делу N А71-14995/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Удмуртской Республики прибыл представитель общества - Узлова О.В. (доверенность от 08.12.2020, диплом).
ООО "Чистый город" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 11.06.2019 N 29-О/1.
Определением суда от 23.10.2019 произведена замена ненадлежащего ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике на надлежащего - Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования г. Пермь (далее - управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.11.2020 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Чистый город" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение судами норм материального права. Считает, что указание в предписании конкретных действий и конкретных мероприятий является обязанностью административного органа в силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - закон N 294-ФЗ) и подпункта "д" пункта 70 Административного регламента исполнения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (далее - Административный регламент), однако предписание не содержит конкретных указаний, четких формулировок, что свидетельствует о его неисполнимости и является самостоятельным основанием для признания незаконным. Настаивает на том, что факт образования в ходе деятельности общества отхода-фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 1011239 4) управлением не доказан, в связи с чем на общество незаконно возложена обязанность составления и утверждения паспорта на отход, не включенный в ФККО. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителем кассатора в судебном заседании окружного суда.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
При рассмотрении дела судами установлено, что в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора, государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год, утвержденного приказом управления от 29.10.2018 N 626-П, административным органом в отношении ООО "Чистый город" проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлено, что общество в соответствии с лицензией N 018140/П от 28.12.2018 осуществляет деятельность по сбору и размещению отходов I-IV классов опасности на полигоне ТБО, расположенном на 31 км Нылгинского тракта.
В процессе собственной производственной и хозяйственной деятельности обществом в 2018 году образовано, согласно форме 2-ТП (отходы) 13 наименований отходов I-V классов опасности. Из них I класса опасности - 1 вид отходов; II класса опасности - 1 вид отходов - III класса опасности - 3 вида отходов; IV класса опасности - 4 вида отходов; V класса опасности - 4 вида отходов: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 47110101521), аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом (код по ФККО 92011001532), отходы минеральных масел моторных (код по ФККО 40611001313), отходы минеральных масел индустриальных (код по ФККО 40613001313), фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные (код по ФККО 92130201523), тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 468112025 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 73310001724), смет с территории предприятия малоопасный (код по ФККО 73339001714), шлак сварочный (код по ФККО 91910002204), лампы накаливания, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 48241100525), золошлаковая смесь от сжигания углей практически неопасная (код по ФККО 61140002205), остатки и огарки стальных сварочных электродов (код по ФККО 91910001205), тормозные колодки отработанные без накладок асбестовых (код по ФККО 92031001525).
На вышеуказанные отходы I-IV классов опасности согласованы паспорта (служебная записка отдела экологической экспертизы и разрешительной деятельности от 24.04.2019)..
В ходе проверки также выявлено, что в результате взаимодействия поступающих на тело полигона атмосферных осадков с отходами и продуктами их разложения образуется фильтрат, который с тела полигона принудительно, при помощи канализационной насосной станции перекачивается по фильтропроводу в пруд-накопитель, составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 14.05.2019, кроме того установлено, что проектной документации на данное сооружение и документов о дате ввода его в эксплуатацию у общества не имеется.
Согласно протоколу результатов экотоксикологического анализа пробы отхода от 22.05.2019 N 7650т(б) фильтрат в пруду-накопителе относится к IV классу опасности, что соответствует виду отхода: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код 7 39 101 1239 4), установлено острое токсическое действие отхода.
Обществом в управление копия паспорта на отходы - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов, а также копии документов, подтверждающих его отнесение к конкретному классу опасности в целях подтверждения соответствия образующегося отхода к определенному виду отходов с указанием его кода и наименования не предоставлялись (служебная записка отдела экологической экспертизы разрешительной деятельности от 25.05.2019).
Проверяющими выявлено, что пруд-накопитель фильтрата и тело полигона, функционирующие по принципу "сообщающихся сосудов" в части движения отхода - фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4), являются одним неделимым объектом размещения данного вида отхода, поскольку отход перемещается между телом полигона и прудом-накопителем, из них не изымается (акты приема-передачи отхода сторонним организациям отсутствуют), и фактически складируется в объектах более 11 месяцев, при этом, учет количества фильтрата, размещенного в пруду-накопителе, обществом не ведется.
С учетом изложенного, управление пришло к выводу о нарушении обществом частей 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), поскольку на образующийся в процессе его деятельности отход (фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4), паспорт отходов I - IV класса опасности не разработан.
По результатам проверки составлен акт от 11.06.2019 N 29 и выдано оспариваемое предписание о необходимости заявителю в срок до 04.06.2020 устранить нарушения частей 1, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, выразившиеся в том, что при эксплуатации объекта НВОС 94-0118-001908-П у общества отсутствует паспорт на отход IV класса опасности.
Не согласившись с указанным ненормативным актом управления, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из отсутствия совокупности правовых оснований для признания ненормативного акта управления незаконным.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Как верно указано судами со ссылкой на положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды, Закон N 7-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2014 N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре", подпункта 1 пункта 68 Административного регламента, пункта 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400, пункта 4.1.3 Приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 N 558 "Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике" оспариваемое предписание выдано полномочным органом в пределах своей компетенции с соблюдением требований действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 1 статьи 51 данного закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности
На основании статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1); на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (пункт 3).
Как подтверждено материалами дела, пруд-накопитель, используемый обществом для размещения (хранения) отходов (фильтрат с тела полигона), специализированным объектом не является, в государственный реестр объектов размещения отходов не включен, лицензии на осуществление деятельности по размещению (хранению) отходов на данном объекте общество не имеет.
Общество, не отрицая факта эксплуатации обозначенного объекта, настаивает на том, что сточные воды из пруда-накопителя необоснованно отнесены управлением к отходам IV класса, поскольку вывод об образовании отхода (фильтрата) сделан управлением только на основании результатов экотоксикологического анализа сточной воды, при этом, полагает, только общество, как хозяйствующий субъект, вправе определить, что является отходами.
Данные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
На основании исследования материалов дела, в том числе результатов экотоксикологического анализа пробы отхода от 22.05.2019 N 765 От (б), судами установлено, что фильтрат в пруду-накопителе относится к IV классу опасности, что соответствует виду отхода: фильтрат полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 73910112394), установлено острое токсическое действие отхода. Класс опасности определен согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008).
Поскольку обществом обязанность, установленная частями 1, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, не исполнена, управлением в ходе проверки проведены мероприятия по отбору образующихся в процессе деятельности общества загрязняющих веществ (отходов) и определению класса опасности. При этом, класс опасности отходов определен специализированным учреждением - Центральной экоаналитической лабораторией АУ "Управление Минприроды УР", подтвержден протоколами экотоксикологического анализа пробы отхода, а доказательств, опровергающих данные результаты, материалы дела не содержат.
Кроме того, при разрешении спора судами принято во внимание следующее.
В рамках дела N 7-160/2018, рассмотренного судом общей юрисдикции сделаны выводы об отнесении фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасного (код по ФККО 7 39 101 1239 4) к отходам, определении лабораторным путем класса опасности отхода. Суждения о размещении в пруду-накопителе отхода (фильтрата) подтверждены решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-21156/2017. Решением Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 12.09.2019 общество привлечено к административной ответственности за отсутствие паспорта на отход. Законность проведения управлением мероприятий по надзору в ходе плановой проверки (законность проведения экспертизы, установления класса опасности в виде отхода, размещенного в пруду-накопителе) являлось предметом рассмотрения Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-15486/2019.
Суды заключили, что указанными судебными актами подтвержден факт образования в ходе деятельности общества отхода-фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4). Доказательств иного заявителем в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что в соответствии с технологическим процессом твердые коммунальные и промышленные отходы размещаются на полигоне совместно, судом обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку данные обстоятельства не исключают факт образования отхода фильтрата полигонов захоронения твердых коммунальных отходов малоопасный (код по ФККО 7 39 101 1239 4).
Доводы о том, что сточные воды пруда-накопителя не могут быть отнесены к отходу, поскольку они удаляются путем очистки на очистных сооружениях, обоснованно отклонен судами с указанием на то, что способ обращения общества с фильтратом, образующимся при эксплуатации полигона, не позволяет отнести его к сточным водам.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о доказанности материалами дела нарушения заявителем положений частей 1, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ.
Доводы общества о неисполнимости оспариваемого предписания аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, которые заключили, что уполномоченным органом предписано совершить реальные и осуществимые действия, предписание является исполнимым, понятным по содержанию и соответствует действующему законодательству
Вопреки возражениям кассатора, установление в предписании конкретных действий по устранению допущенных нарушений влечет за собой ограничение общества в выборе способа устранения данных нарушений, вмешательство административного органа в хозяйственную деятельность предприятия, что недопустимо.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что рассматриваемое предписание являлось законным и обоснованным, не нарушало законные права и интересы общества, и правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.11.2020 по делу N А71-14995/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Чистый город" из средств федерального бюджета 1500 руб. госпошлины по кассационной жалобе, излишне уплаченной платежным поручением от 03.03.2021 N 242.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.